В понедельник, 12 июля, в СМИ появилось сообщение о том, что новым директором Политехнического музея вместо уволенного за пять дней до этого Гургена Григоряна станет бывший министр науки и технической политики России Борис Салтыков. На первый взгляд, ничего особенного в этом сообщении не было - рано или поздно любой директор должен покинуть свой пост. Однако при более внимательном исследовании причин произошедшего выясняется, что за увольнением Григоряна стоит затяжной конфликт, в котором, как ни странно, фигурирует госкорпорация "Роснано".
Приказ об увольнении Григоряна был выпущен 7 июля 2010 года и подписан министром культуры России Александром Авдеевым. Как рассказал бывший директор Политеха в интервью "Газете.Ру", "в 9:30 утра меня пригласил заместитель министра Андрей Бусыгин и ознакомил с приказом министра о моем увольнении. Я расписался в том, что ознакомлен с эти приказом. Вот и вся процедура".
Официальной причины увольнения Григоряна не называлось. Комментируя решение Минкульта на встрече с сотрудниками Политехнического музея, заместитель директора департамента культурного наследия и изобразительного искусства Владимир Цветнов объяснил, что Григоряну уже 74 года и министерство хотело бы видеть на его месте более молодого и более энергичного директора.
Имя нового директора на момент увольнения Григоряна было неизвестно. "Это как раз тот самый случай, когда рассматриваются несколько кандидатур, не будем торопиться", - рассказывала журналистам пресс-секретарь Министерства культуры Наталья Уварова.
Тем не менее, имя сменщика Григоряна было объявлено уже через пять дней после отставки - место директора Политеха занял Борис Салтыков, работавший в 1991-1996 годах министром науки и технической политики России. После ухода из министерства Салтыков руководил Государственным экспертным советом при президенте РФ по особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, являлся членом Стратегического комитета фонда Сороса, курировавшего программу "Создание сети интернет-центров" в 33-х российских классических университетах, занимал должность генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Российские технологии".
В настоящее время Салтыков является президентом ассоциации "Российский дом международного научно-технического сотрудничества", миссия которой, как написано на сайте организации, заключается в "создании условий для добровольного объединения российских организаций, заинтересованных в коммерциализации за рубежом собственных технологий и научно-технических разработок, а также иностранных фирм, готовых инвестировать средства в научно-техническую и производственную сферы российской экономики". То есть что-то вроде консультационных услуг на стыке науки, техники и бизнеса.
Фигура нового директора Политеха вызвала вопросы у сторонников бывшего руководителя музея по нескольким причинам. Во-первых, Салтыкову уже 69 лет, так что говорить о существенной разнице в возрасте с Григоряном не приходится. Во-вторых, несмотря на богатый опыт работы в различных ведомствах, Салтыков никогда не работал в музее ни рядовым сотрудником, ни тем более на каком-либо руководящем посту.
Для сравнения, Григорян возглавлял Политехнический с 1986 года. Причем формально его работа не вызывала нареканий со стороны начальства. Как рассказал в интервью изданию "Свободная пресса" сам Григорян: "Александр Авдеев лично мне говорил, что доволен работой музея, что хочет отпраздновать мое 75-летие на этом посту и наградит меня орденом. Говорилось о посте президента музея как о варианте при возможном уходе с поста". Но, несмотря на столь теплые слова Авдеева, претензии к работе музея, видимо, были.
Через несколько дней после увольнения Гурген Григорян сообщил журналистам, что не намерен уходить из музея и останется работать в нем простым научным сотрудником.
Основным доводом критиков была несовременность музея. Политехнический, открывшийся аж в 1872 году - один из старейших научно-технических музеев мира, но если раньше он входил в число самых передовых площадок, то в последние годы большая часть его экспонатов - как, собственно, и положено в классическом музее - стала представлять уже только исторический интерес. Такое положение дел никак не могло устраивать сторонников модернизаций и инноваций, тем более что технические музеи других стран, действительно, куда более продвинуты. Они активно меняют концепции своих экспозиций, регулярно проводят интерактивные мероприятия, активно пользуются новейшими технологиями визуализации и так далее.
Сотрудники Политехнического и его директор признавали, что отстают от западных коллег. Причина этого отставания, по их мнению, проста - у музея просто нет денег на капитальное переоборудование. "Для того чтобы музей нормально развивался, как это происходит во всем мире, надо вкладывать средства. А если они выделяются только для того, чтобы музей не погиб, о чем можно говорить?” - сетовал Григорян в интервью "Московской правде". Например, для того чтобы реставрировать здание музея, директор вынужден был сдавать фасады уникального здания под рекламу (хотя капитальный ремонт не проводился ни разу со дня постройки).
Тем не менее, работники музея пытались что-то менять, даже несмотря на бедственное финансовое положение. В Политехе регулярно проводятся экскурсии для студентов и школьников, работают несколько учебно-научных лабораторий по физике, химии и робототехнике, в большой и малой лекционных аудиториях регулярно (практически каждый день) читаются лекции, хотя зачастую и весьма странные. При этом зарплата рядового сотрудника музея составляет, по словам Григоряна, 13-15 тысяч рублей.
Деятельность музея в существующем виде не устраивала первых лиц государства. "Музей хороший был, но он старинный… Другие должны быть элементы этого музея. Это должны быть большие виртуальные конструкции, которые реально поражают воображение и которые на самом деле пробуждают и мысли, и желание заниматься наукой", - заявил на заседании Госсовета, посвященного молодежной политике и поддержке одаренных детей, президент страны Дмитрий Медведев, добавив, что современная молодежь "не прикалывается" от старых музеев.
Глава государства оказался не единственным, кто придерживается такой точки зрения. С предложениями по возрождению Политехнического музея к Медведеву обратились "большие бизнесмены": "Там немалые деньги собираются вколотить. Пришли - получили мое благословение на это", - уточнил президент, хотя имен получивших его благословение граждан не назвал.
Кто именно обратился к лидеру страны с идеей полностью перекроить концепцию Политеха, стало ясно чуть позднее. Оказалось, что музеем на Лубянской площади заинтересовалась госкорпорация "Роснано", которая даже организовала фонд развития Политехнического музея. Официально эта организация, создание которой всячески лоббировал глава госкорпорации Анатолий Чубайс, была зарегистрирована 31 августа 2009 года. Предполагалось, что фонд будет всячески способствовать улучшению Политеха, расширению проводимых в нем мероприятий и вообще выводу музея на качественно новый уровень.
Однако довольно скоро между фондом и руководством музея стали возникать разногласия. В середине июня 2010 года Григорян сказал следующее: "Фонд существует уже около полугода, но так и не могу сказать, что понимаю цель, ради которой его создавали люди, с которыми музей рассчитывал сотрудничать", - а 30 числа того же месяца музей направил руководителю фонда Андрею Трапезникову уведомление о прекращении сотрудничества. То ли в "Роснано" не успели прочитать этот документ, то ли не придали ему значения, но 2 июля, по словам Григоряна, Чубайс встретился с ним и популярно объяснил: если сотрудники музея хотят, чтобы у них все было хорошо, им необходимо поменять свои взгляды на будущее музея.
Кстати, именно здание Политеха стало поводом к судебному иску со стороны сотрудников музея к президенту Евроазиатского проекта предпринимателю Константину Боровому. Возмущение музейщиков вызвали следующие слова Борового, сказанные им в интервью газете "Московские новости" (просим прощения у читателей за длинную цитату): "Это архаизм, что Политехнический музей находится в самом центре города. Тут довольно дорогой кусок земли, и музей надо куда-нибудь переводить, сто процентов: из-за того, что место непроходное, он плохо посещаем. Здание роскошное, строилось с купеческой широтой - чисто коммерческое использование позволит его не просто отреставрировать, а еще и облизать снаружи и изнутри языком. Тем более что до революции оно принадлежало отнюдь не государству. В частные руки продать строение пока не получится, но можно сделать из него отличный офисный центр".
Неудивительно, что скоропостижное увольнение Григоряна многие связали именно с созданным "Роснано" фондом. Сотрудники музея, написавшие открытые письма Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, прямо назвали все возрастающую активность госкорпорации причиной отстранения Григоряна от должности. В самом фонде подобные предположения опровергли, заявив, что эта организация "никакого отношения к управленческим решениям Министерства культуры не имеет".
И тем не менее, госкорпорация явно заинтересована в Политехническом музее. Что именно привлекает "Роснано" - неясно. Самое очевидное предположение - о том, что лакомым куском является уникальное здание, в котором находится музей, Чубайс опроверг в своем блоге: "В здании Политехнического музея - будет Политехнический музей", - написал он. В прямом рейдерстве, как будто пришедшем из далеких 90-х, усомнился и сам уволенный директор. По мнению Григоряна, "Роснано" планирует отреставрировать здание на Лубянской площади, оставить в нем несколько "ностальгических экспозиций", но в целом превратить нынешний Политех в выставочный центр и площадку для встреч и общения "серьезных" людей на технические и инновационные темы. Основная же часть экспонатов будет перенесена в другое здание, расположенное, с высокой вероятностью за МКАД, а по некоторым слухам даже в Сколково.
Чубайс описывает планы фонда довольно туманно, отмечая лишь, что "Роснано" будет заниматься активной модернизацией музея, которая продлится не один год и приведет к тому, что Политех станет "современным и человечным". В качестве первого серьезного шага к модернизации фонд организовал международный конкурс по выбору компании, которая займется реорганизацией Политехнического и сделает из него музей науки, напоминающий аналогичные музеи в других странах. Стать одним из членов жюри организаторы конкурса предложили и Гургену Григоряну.