Власти Румынии 21 июля эксгумировали останки румынского диктатора Николае Чаушеску и его жены Елены, захороненных на кладбище Генча в Бухаресте. Эксгумация была проведена для экспертизы ДНК, чтобы удостовериться, что останки действительно принадлежат Чаушеску и его супруге. Родственники добивались этого на протяжении нескольких лет через суд, однако ранее получали отказ. Теперь, спустя 20 лет после расстрела диктатора, власти, наконец, пошли им навстречу.
В принципе, ничего сенсационного не произошло: речь идет об ординарной судебной процедуре, однако, учитывая роль, которую Чаушеску сыграл в румынской истории, это событие, несомненно, будет иметь большой резонанс. Волей-неволей оно заставит граждан оглянуться в недавнее прошлое, которое до сих пор остается предметом острых споров. Многие из надежд, которые питали участники революции 1989 года, не оправдались, а тяжелая экономической ситуация, вызванная мировым финансовым кризисом, способствует росту ностальгии по былому.
Во времена Чаушеску население Румынии испытывало острую нехватку продуктов питания, полки магазинов были пусты, электричество отключалось в девять часов вечера, зимой приходилось мерзнуть в неотапливаемых квартирах, в то время как номенклатура занималась возведением грандиозных памятников или устраивала пышные праздники для своих. Сейчас пятая часть граждан Румынии живет меньше, чем на 3 доллара в день, 25 процентов официально являются безработными, а уровень жизни в стране считается едва ли не самым низким в Европе. После того как правительство объявило о драконовских мерах экономии с целью сокращения бюджетного дефицита, на улицы вышли тысячи человек, которые 25 июня 2010 попытались штурмом взять президентский дворец в Бухаресте.
В этой связи многие в Румынии говорят сегодня об "украденной революции". Бывшие противники режима Чаушеску заявляют, что партийная элита, воспользовавшись смутными временами, сумела перестроиться и остаться у власти, заодно присвоив в начавшейся неразберихе главные богатства страны. Наиболее типичным представителем этих функционеров второго звена, дорвавшихся до власти, многие называют Иона Илиеску, в прошлом начальника идеологического отдела ЦК Румынской коммунистической партии (РКП), который на протяжении в общей сложности восьми лет занимал пост президента демократической Румынии.
Сторонники свергнутого диктатора, со своей стороны, утверждают, что страну разграбили нувориши. Своеобразным показателем брожения умов стал социологический опрос, проведенный фондом Джорджа Сороса в 2007 году. Граждане Румынии назвали Николае Чаушеску лучшим государственным руководителем прошлого века, одновременно признав, что он принес стране столько бед, сколько не смог никто другой.
В принципе, подобное противоречие не новость: еще в начале правления Чаушеску, вставшего у руля Румынии в 1965 году, многие видели в нем некоего Шарля де Голля социалистического лагеря, отмечая его приверженность румынскому национализму и стремление оставаться независимым как от Москвы, так и от Запада. Затем из "гения Карпат", "Дуная мысли" он превратился в "карпатского Дракулу" "тирана", считавшегося самым жестоким и авторитарным из сателлитов СССР. Прибегая к аналогии (достаточно, впрочем, неуклюжей), отношение к Чаушеску в Румынии можно сравнить с крайне противоречивым отношением россиян к Сталину. Могила Чаушеску на кладбище Генча представляет собой некий мрачный символ, воплощающий в себе все эти противоречия.
На могиле, окруженной простой железной оградой, стоят три креста. Первый, самый неприметный, стальной черный крест, на котором нет ничего - ни имени, ни даты, появился почти сразу после захоронения. Потом были установлены еще два креста: один из серого камня высотой около метра и надписью "Поставлен партией трудящихся Румынии", второй - мраморный, с фотографией Чаушеску и патетической эпитафией "Слеза на могилу, пролитая румынским народом". Эта могила часто служит местом собраний самых стойких из сторонников бывшего диктатора, сюда приходят бывшие номенклатурщики, члены коммунистической партии Румынии - все в основном пожилые люди.
Но есть и молодые, прежде всего многочисленные туристы из Китая, для которых имя Чаушеску, как оказалось, окружено особым ореолом: они приносят хризантемы и свечи. Некоторые складывают руки в молитве. По словам молдавского журналиста Павла Падурару (Pavel Paduraru), побеседовавшего с некоторыми из китайских туристов, они говорят, что Чаушеску был великим человеком и что в Китае ему скоро возведут памятник. Тем не менее, пока до конца так и остается неясным, действительно ли покоящиеся в могиле останки принадлежат бывшему румынскому диктатору. Сомнения возникли сразу же после его гибели.
Здесь уместно вспомнить о последних днях жизни Николае Чаушеску и его супруги Елены. 22 декабря 1989 года диктатор с женой сбежали на вертолете из охваченного уличными беспорядками Бухареста, однако попали в руки к восставшим военным. 25 декабря, как раз на Рождество, румынское телевидение показало трансляцию короткого импровизированного судебного процесса, организованного в казармах Тырговиште (Tirgoviste), на котором Николае и Елена Чаушеску были признаны виновными в геноциде и приговорены к расстрелу. Приговор был тут же приведен в исполнение бойцами 64-го воздушно-десантного полка - элитного подразделения, на который возлагалась защита официальных лиц государства. По воспоминаниям командира расстрельного взвода майора Дорина Карлана (Dorin Cаrlan), приговоренных вывели на казарменный двор и подвели к стене армейского туалета.
Перед смертью Чаушеску якобы спросил Карлана: "Мы вас воспитали, а теперь вы нас расстреливаете, как собак?" Потом диктатор заплакал. Он и его жена не могли стоять на ногах, и их пришлось тащить к месту казни. Пока Чаушеску несли на руках, он кричал: "Смерть предателям! История за меня отомстит! Да здравствует независимая социалистическая Румыния!" - а затем принялся петь "Интернационал". Приговоренных расстреляли из автоматов Калашникова. Затем их трупы были засняты телеоператором, а вот тех, кто привел приговор в исполнение, не показали: сообщалось, что кабель камеры был слишком коротким и вырвался из гнезда, когда оператор собирался подойти к солдатам. По некоторым сведениям, тела расстрелянных были в спешном порядке перевезены в Бухарест и захоронены ночью на кладбище Генча. Супругов захоронили раздельно. Никаких табличек с именами не оставили - как сообщалось, из-за опасений, что разъяренная толпа надругается над могилами.
Вся эта спешка и таинственность, нагроможденные вокруг казни и погребения диктаторской четы, как и следовало ожидать, породили множество спекуляций. В частности, утверждалось, что тела сожгли, также ходили и самые невероятные слухи. Они подогревались еще и тем, что один за другим после Чаушеску стали уходить из жизни лица, непосредственно причастные к суду над четой. Председатель военного трибунала, судившего диктатора, генерал-майор Жика Попа (Gica Popa) в начале марта 1990 года, то есть спустя два месяца после расстрела, покончил жизнь самоубийством, застрелившись в своем кабинете в здании министерства юстиции. В предсмертной записке он просил о прощении, но у кого и за что, так и осталось тайной. Другие свидетели казни и захоронения, по данным журналистов молдавского издания Jurnal de Chisinau, погибли кто в ДТП, кто на охоте.
Так или иначе, со временем на могилах появились и ограда, и кресты, и фотографии. Сын Чаушеску Нику (Nicu), скончавшийся в 1996 году в клинике Вены от цирроза печени, был захоронен недалеко от родителей. В 2005 году дочь диктатора Зоя и сын Валентин обратились к властям с просьбой передать им право на могилы отца и матери. Окружной суд Бухареста ответил отказом, однако при этом обязал министерство обороны предоставить доказательства того, что в указанных могилах захоронены именно Николае и Елена Чаушеску. В оборонном ведомстве заявили, что не намерены заниматься идентификацией останков, отметив, что роль военных в событиях 1989 года ограничивалась "ролью простых исполнителей". А в управлении кладбищ, поискав, не нашли никаких документов, подтверждающих, что под крестами с именами Николая и Елены Чаушеску покоятся именно они. В итоге Зоя и Валентин подали новый иск с целью провести эксгумацию останков и анализ их ДНК.
Процесс длился несколько лет. За это время Зоя скончалась. Тяжбу продолжил ее вдовец Мирчеа Опреан (Mircea Oprean). Наконец, в 2009 году суд отдал предполагаемую могилу Николае Чаушеску и его супруги в распоряжение родственников, и в июле 2010 года состоялась эксгумация останков. Опреан, присутствовавший при вскрытии могил, отметил, что узнал пальто тестя, простреленное множеством пуль. При этом он заявил, что останки Николая Чаушеску сохранились гораздо лучше, чем останки его супруги. Тем не менее, тест ДНК будет проведен. Это может занять несколько месяцев. В том случае, если окажется, что ДНК не совпадает и захороненные не являются четой Чаушеску, Мирчеа Опреан пригрозил подать в суд на власти Румынии. Дело в том, что родственники Чаушеску вообще очень трепетно относились к его имени. Несколько лет назад Мирче Опреан и Валентин даже зарегистрировали торговую марку "Чаушеску", которая теперь может использоваться только с согласия родных диктатора.
Образ почившего Чаушеску пока не оставляет Румынию в покое. Широкую известность получила песня румынской певицы Ады Милеа (Ada Milea) "Чаушеску не умер, история нас обманула". В ней поется о том, что Румыния никак не может изжить свое прошлое, что в стране есть еще множество Чаушеску и что Чаушеску живет в каждом. Процедура эксгумации парадоксальным образом поддерживает этот мрачный символизм.
Алексей Демьянов