На фоне обычного летнего затишья на фондовых и валютных биржах России рынок неожиданно взбодрили сами РТС и ММВБ. В конце июля обе биржи заявили, что хотят сменить часть владельцев: ММВБ задумалась об IPO, а в капитал РТС хочет войти Европейский банк реконструкции и развития. Как связаны эти сделки с намерением государства объединить РТС и ММВБ, неизвестно.
Идеи ММВБ
На общем собрании акционеров ЗАО ММВБ 26 июля было объявлено, что биржевая группа намерена перейти на единую акцию, что позволит ей в будущем провести IPO (первичное размещение ценных бумаг). Сейчас именно сложная структура владения ММВБ мешает бирже привлечь дополнительный капитал. Например, ЗАО ММВБ принадлежит только 12,7 процента фондовой биржи (ФБ) ММВБ. Как отмечает "Коммерсант", фондовой бирже даже приходится платить ЗАО за аренду помещений и информационных систем.
Для того чтобы стать полноправным владельцем фондовой биржи, ЗАО ММВБ надо добиться изменения законодательства. Дело в том, что по закону фондовая биржа в России не может принадлежать одному акционеру: максимальная доля в ФБ для одной компании составляет лишь 20 процентов.
В Госдуму уже внесен законопроект, который бы позволил ЗАО ММВБ приобрести фондовую биржу. Раньше против снятия запрета выступала Федеральная служба по финансовым рынкам, но потом согласилась создать на базе ММВБ вертикально интегрированную структуру.
Когда депутаты рассмотрят законопроект, неизвестно. В ММВБ предполагают, что все процедуры по переходу на единую акцию можно закончить к концу 2011 года. Но это не значит, что IPO пройдет именно в 2011 году: как заявил представитель ЦБ в совете директоров ММВБ Сергей Швецов, биржа будет ждать удачной конъюнктуры на рынке. Действительно, кому как не бирже знать, когда следует, а когда не следует размещать ценные бумаги.
Уже известно, что Центробанк участвовать в IPO не будет. Это означает, что доля регулятора в бирже сократится, но миноритарием биржи он останется. Скорее всего, ЦБ будет принадлежать около 10 процентов ЗАО ММВБ, что оставит возможность регулятору иметь в составе совета директоров биржи своего представителя.
Во сколько будет оценена крупнейшая биржа России, неизвестно – деловые СМИ не приводят даже приблизительных оценок. Однако понятно, что ММВБ будет стоить в разы, а то и на порядок меньше, чем крупнейшие мировые биржи. Группа CME, в которую входят Chicago Mercantile Exchange и NYMEX, оценивается на рынке в 18,63 миллиарда долларов, Nasdaq OMX, управляющая десятком бирж в Европе и США – почти в четыре миллиарда долларов, а NYSE Euronext – 7,5 миллиарда.
Идеи РТС
У РТС, основного конкурента ММВБ на российском рынке, планов по проведению IPO нет. Зато у биржи могут появиться новые акционеры – Европейский банк реконструкции и развития объявил, что хочет приобрести 10 процентов акций РТС у "КИТ-Финанса". Делать это ЕБРР будет не в одиночку, а совместно с российским банком, название которого пока не раскрывается. Впрочем, участие отечественной финансовой организации будет минимальным – она получит только один процент РТС из приобретаемых ЕБРР десяти.
Любопытно, что на сайте РТС в списке действующих акционеров биржи "КИТ-Финанс" вообще не значится. Однако там же говорится, что 10 процентов акций биржи находится в номинальном владении у ВЭБа, который проводит санацию разорившегося во время кризиса банка.
Именно санацией в "КИТ Финансе" и объясняют намерение продать акции РТС. По словам гендиректора банка Константина Яковлева, которые приводят "Ведомости", "КИТ Финанс" избавляется от непрофильных активов и готов продать свои акции РТС любому, кто предложит большую цену, чем ЕБРР.
Если же европейский банк все же станет акционером РТС, то его пакет будет едва ли не самым большим. Больше 10 процентов ценных бумаг биржи находится только во владении "ИНГ Банка (Евразия)" – 11,4 процента. 10 процентами владеет "Тройка Диалог", а все остальные инвесторы не дотягивают и до этой отметки.
Однако против сделки уже выступили в ФСФР. Глава ведомства Владимир Миловидов даже обвинил "КИТ Финанс" в "корпоративном эгоизме", заявив, что банк совершенно не думает ни о будущем РТС, ни о будущем Москвы как финансового центра Восточной Европы.
Словосочетание "корпоративный эгоизм" в России вообще довольно страшное: его во время кризиса употреблял даже президент Дмитрий Медведев по отношению к банкам, которые не хотят спасать компании, просрочившие выплаты по кредитам. Но в случае с "КИТ-Финансом" "корпоративный эгоизм" понимается иначе: государство во время кризиса банку помогло, а вот банк государству – не хочет.
Чем же так насолил Миловидову Европейский банк реконструкции и развития?
Идеи государства
По словам Миловидова, ФСФР не выступает против привлечения инвесторов в структуру владельцев бирж, но для начала чиновники хотели бы определиться со стратегией развития РТС. Стратегии этой, видимо, до сих пор нет, хотя в Центробанке уже неоднократно говорили, что хотели бы объединить ММВБ и РТС.
Объединение такое возможно практически одним способом: поглощением РТС со стороны ММВБ – объемы последней значительно превышают объемы РТС. При такой схеме европейскому банку впоследствии может достаться кусок объединенной биржи, претендующей на средоточие финансовых потоков всех стран СНГ и Восточной Европы. Выгодно ли это государству, неизвестно, но совершенно очевидно, что пакет в объединенной бирже можно было бы продать значительно дороже. Таким образом, можно предположить, что Миловидов заботится о самом "КИТ Финансе": через год-два сделка была бы для него выгоднее. Другой вариант: Миловидов опасается, что с ЕБРР договариваться об объединении РТС и ММВБ будет сложнее, чем с "КИТ Финансом", на который всегда можно надавить со стороны ВЭБа.
ЕБРР, в свою очередь, обещает инвестировать в расширение РТС и поддерживать качество корпоративного управления биржей на высоком уровне. Для европейского банка сделка представляется действительно выгодной: он через несколько лет сможет продать ценные бумаги по более высокой цене. Если, конечно, процесс объединения бирж не затянется еще на долгие годы.