Украинское политическое сообщество постепенно приходит в себя после августовской спячки. Депутаты, чиновники, олигархи, журналисты и разномастные эксперты возвращаются с морей в Киев, где для них уже приготовлены как минимум два повода всласть наругаться: скорое изменение конституции и приближающиеся местные выборы.
Конституция
О том, что Основной закон надо срочно менять, заговорили практически с момента появления его последней модификации в конце 2004 года. Тогдашняя оппозиция ради избрания президентом Виктора Ющенко согласилась на существенное урезание его полномочий. Украина стала парламентско-президентской республикой, и основные полномочия исполнительной власти перешли к премьеру, отвечающему перед парламентом.
В условиях "оранжевой революции" конституцию переписывали наспех, оставив в ней множество невнятностей и двусмысленностей. Кроме того, впопыхах не соблюли несколько обязательных пунктов самой процедуры внесения поправок - время было революционное, политическая целесообразность была важнее.
Конечный продукт получился так себе: президент, парламент и премьер никак не могли выяснить, кто из них главнее, мешали друг другу работать. Правящее большинство в Раде было арифметическим меньшинством, а созданное потом арифметическое большинство оказалось юридически сомнительным и вообще оказалось созданным при помощи вроде как купленных перебежчиков из оппозиции.
В общем, разброд и шатание. С конституцией явно надо было что-то делать. Но из-за этого самого разброда ни один из проектов ее изменения не имел шансов на осуществление: никто не стал бы подписывать или голосовать за "вражеские" поправки.
Дело сдвинулось с мертвой точки после победы Виктора Януковича на выборах президента. Партия регионов сумела быстро "построить" все ветви власти. Построив некое подобие стабильности, регионалы решили закрепить достигнутое юридически. Для этого и понадобилось изменение конституции.
Для того чтобы операция наверняка увенчалась успехом, администрация президента пошла сразу двумя путями. Первый заключается в том, что в Конституционном суде оспорили легитимность изменения Основного закона в 2004 году. Поводом для этого обращения послужили те самые процедурные нарушения, допущенные из-за спешки.
Если КС решит, что конституцию меняли с нарушением закона (а сомневаться в этом не приходится), то в действие автоматически вступит старая ее редакция, где президент обладает намного большими полномочиями, чем сейчас.
Второй сценарий - подготовить и провести через парламент проект изменений в действующий основной закон. Тут могут возникнуть трудности, так как у регионалов в Раде пока нет необходимого для этого большинства в 300 голосов.
В любом случае страна должна получить сильного президента, в руках у которого будут все рычаги контроля над реализацией структурных реформ. Именно такую цель поставил перед собой и своими соратниками Виктор Янукович.
По-видимому, ему все же хочется обновить конституцию юридически безупречным путем - через голосование в парламенте, поскольку отмена изменений 2004 года в суде будет выглядеть не очень легитимно.
Но поскольку без трехсот голосов этого добиться нельзя, в администрации президента придумали набор кнутов и пряников для строптивых депутатов. К кнутам можно отнести тяжбу в КС: оппозиции дают понять, что если она будет брыкаться и откажется голосовать за новую конституцию, то страна гарантированно получит старую - кучмовскую.
Кроме того, особо принципиальных сторонников БЮТ могут "прессануть" лично. Как это может выглядеть, видно на примере депутата Андрея Сенченко - сторонника Юлии Тимошенко, имеющего обширные бизнес-интересы в Крыму. За связанные с ним структуры активно взялись налоговики и прокуратура, в результате чего бютовец может лишиться части, а то и всего своего бизнеса.
О предлагаемых пряниках рассказали сами оппозиционеры. По их словам, проект регионалов предусматривает продление полномочий действующего парламента на два года - до 2015-го. Для многих народных избранников два дополнительных года неприкосновенности - это такое искушение, перед которым даже самым пламенным оппозиционерам устоять непросто. Помимо этого можно предположить, что "правильное" голосование по вопросу о принятии новой конституции может стать своеобразной охранной грамотой для депутатов-бизнесменов, не желающих разделить судьбу Сенченко.
Сама Тимошенко, которой не улыбается прозябать в статусе безработной аж до 2015 года, обрушилась с критикой на регионалов и их инициативы. По мнению лидера БЮТ, стране грозит конституционный переворот, тоталитаризм, криминальный беспредел и все в таком же духе. Выступая на митинге в честь Дня независимости, Тимошенко озвучила и главное свое опасение: в новой конституции Янукович собирается продлить себе срок президентства до семи лет, что отодвинет возможность ее реванша аж до 2017 года.
Однако митинги - это одно, а реальная политика - несколько иное. До начала осенней парламентской сессии ничего существенного планам регионалов БЮТ противопоставить не сможет. В Раде же можно и трибуну по-старинке заблокировать, и шашку дымовую зажечь, ну или на худой конец - яйцами пошвыряться. Ну хоть что-то предпринять.
До этого момента основное внимание всех украинских политиков будет приковано к несколько иной теме.
Местные выборы
По случайному (но несколько символическому) совпадению выбирать себе мэров и депутатов местных советов украинцы отправятся 31 октября - на Хэллоуин. Предвыборная кампания официально стартует за два месяца - 31 августа - в День независимости Киргизии.
Между двумя этими замечательными праздниками произойдет еще немало событий, но кое-какое движение началось уже сейчас.
Связано это, в основном, с тем, что власти взяли на вооружение суверенно-демократические методы предвыборной борьбы.
Начали с того, что переписали закон о местных выборах. Теперь по партийным спискам будет избираться лишь половина депутатов местных советов. Остальные будут бороться в мажоритарных округах, где шансы на победу у безэмоциональных толстосумов от Партии регионов несколько выше, чем у горячих и идейно подкованных, но финансово стесненных националистов.
Кроме того, от выборов отстранили блоки партий, вычеркнув из предвыборной гонки Блок Юлии Тимошенко. Ее политтехнологам в авральном порядке пришлось оттирать от пыли и плесени несколько лежалый бренд - партия "Батькивщина". Под ее знаменами Тимошенко поведет на выборы своих сторонников.
Одновременно с этим запретили участвовать в выборах тем партийным ячейкам, которые были зарегистрированы менее чем за год до дня голосования. Таким образом регионалы решили отсечь от голосования новорожденные, но уже набирающие популярность партии Сергея Тигипко - "Сильную Украину" и Арсения Яценюка - "Фронт перемен".
Разобравшись с законом, власти взялись непосредственно за конкурентов Партии регионов. Поскольку Яценюк и Тигипко были выведены за скобки, все шишки достались тимошенковской "Батькивщине". Сразу в нескольких региональных отделениях этой партии начались какие-то странные конфликты. Суть их сводилась к следующему: кто-то из действующих или бывших членов партии проводит какое-то подобие местной конференции, во время которой исключает из "Батькивщины" сторонников Тимошенко, а себя назначает главой ячейки. Исключенные бегут жаловаться на наглеца в независимый суд, а там их отфутболивают - дескать, все было по закону и нечего тут стенать.
Излишне говорить, что после подобного "рейдерского захвата" партийное отделение фактически впадает в кому и никакой предвыборной борьбы вести уже не может.
Однако такой, несколько топорный, подход дал эффект, скорее обратный желаемому: рейтинг БЮТ (и, соответственно, "Батькивщины") почти не пострадал, а вот популярность самих регионалов за несколько месяцев снизилась сразу на 13 процентов.
Для исправления ситуации решили поступить тоньше, а именно еще раз поменять закон о выборах и все-таки выпустить на арену Тигипко и Яценюка. Официально - ради повышения демократичности процесса. Но очевидная цель - распылить антирегиональные голоса по нескольким партиям, чтобы не дать БЮТ собрать в кулак протестный электорат.
Для изменения закона пришлось в авральном порядке выдергивать депутатов Верховной Рады на внеочередное заседание из отпусков за неделю до начала осенней сессии. Как ожидается, 30 августа парламент снимет ограничение на участие в выборах для молодых партий, после чего президент тут же подпишет обновленный закон.
Сторонников Тимошенко появление новых конкурентов, разумеется, не устраивает, поэтому они уже заявили, что вряд ли поддержат изменения в закон. Кроме того, они в очередной раз потребовали снять запрет на участие блоков и заменить мажоритарно-пропорциональную систему пропорциональной.
Как далеко они зайдут в отстаивании своих требований, сказать трудно. Не исключено, что новый политический сезон на Украине стартует с хорошей драки в Верховной Раде.