В начале сентября в российском Минсельхозе признали: из-за засухи обойтись без импортной картошки стране невозможно. Это удар не только по репутации правительства (мол, даже картошкой свой народ обеспечить не может), но и по продовольственной доктрине, одобренной президентом в начале 2010 года: в ней сказано, что Россия основными продуктами питания должна обеспечивать себя сама.
Президент России подписывал продовольственную доктрину, которая пылилась на чиновничьих полках еще с ельцинских времен, в очень удачное время: зимой 2010 года. То есть после нескольких лет непрерывного роста показателей практически по всем видам сельскохозяйственной деятельности. Особенно отличились производители зерна: Россия стала полностью обеспечивать себя зерном и даже отправлять значительную часть урожая на экспорт. Преподносилось это, естественно, как преимущество того странного экономического строя, который действует сейчас на территории России - регулируемого не то государством, не то рынком, и непременно с модернизационным уклоном.
При этом как-то забывалось, что погода была крайне благоприятна для российских производителей зерна. Именно благодаря ей в прошлом году удалось установить рекорд по производству зерна: 97 миллионов тонн.
В правительстве понимали, что долго такое везение не продлится, поэтому в 2010 году на рекорд уже не рассчитывали: по прогнозам, в России можно было собрать чуть более 90 миллионов тонн. Однако и эта цифра является для страны очень хорошей, так что положения доктрины о продовольственной безопасности казались не такими уж невыполнимыми.
Дальше история всем хорошо известна: засуха, сильнейшие пожары, чрезвычайные положения в ряде регионов, уничтоженные огнем деревни. Прогнозы по урожаю были резко понижены (до 60-65 миллионов тонн), Федеральная антимонопольная служба стала пугать ростом цен на хлеб, а россияне - в спешном порядке запасаться гречкой и другими товарами. В результате на продовольствие стали расти цены, а власти - на самом разном уровне уверять, что все под контролем: и цены, и урожай. С тем же, что по каким-то причинам оказалось вне контроля, предложили разбираться антимонопольщикам и Генпрокуратуре.
Несмотря на все эти уверения, стало понятно, что без импорта ряда продовольственных товаров в 2010 году обойтись будет сложно. И вот тут-то встал вопрос: откуда брать еду?
Картошка
По словам министра сельского хозяйства Елены Скрынник, потребности России в картофеле составляют 29 миллионов тонн, учитывая то, что должно пойти на переработку и на семена. Урожай, по прогнозам министра, составит 22 миллиона тонн. Дефицит планируется покрыть как за счет запасов (в 2009 году удалось собрать 31,1 миллиона тонн), так и за счет импорта: всего в Россию должно быть ввезено около четырех миллионов тонн картофеля.
Для сравнения, в 2008 году в страну было ввезено 570 тысяч тонн картошки, и это даже выше среднего показателя за последние десять лет: как отмечают "Ведомости", с 1997 года в среднем в Россию импортируется около 300 тысяч тонн картофеля. Не сложно догадаться, что в основном это так называемые элитные сорта: какой бы урожай в России ни был, в "Азбуке вкуса" или "Глобусе Гурмэ" (московских супермаркетах "не для бедных") будет продаваться картошка из Германии, Турции или Бразилии - словом, откуда угодно, но импортная.
В 2010 году ситуация, по всей видимости, изменится кардинальным образом. Четыре миллиона тонн - это уже не только и не столько премиальный сегмент, сколько самая обыкновенная картошка, которую будут есть самые обыкновенные люди. Но где ее взять?
Все те же "Ведомости" отмечали, что еще с конца августа белорусские производители начали получать экстренные заказы из России: "Картофельплодоовощ" и "Белкоопсоюз" уже получили заказ на 40 тысяч тонн, которые надо отгрузить в сентябре-октябре.
Другим источником для российского продовольственного рынка может стать Украина: в этой стране ежегодно собирается более 19 миллионов тонн картошки. Но, во-первых, стихия затронула и Украину, во-вторых, и эта страна не сможет полностью удовлетворить потребности России. Остается искать еще дальше: например, в Германии, Польше, Египте. Последний, кстати, страдает от того, что Россия неожиданно для своих партнеров за рубежом запретила экспорт зерна, и вполне может подготовить для Москвы какой-нибудь "асимметричный ответ". Да и будут ли россияне есть желтый картофель из Африки - большой вопрос: традиционно в России он считается гораздо менее вкусным, чем белорусский или украинский.
Зерно
С зерном все немного проще, чем с картофелем: первый этап истерии по поводу неурожая начался в этом сегменте рынка раньше и закончится, по всей видимости, тоже раньше. Еще 19 августа "Ведомости" написали, что в 2010-2011 сельскохозяйственном году Россия купит за рубежом более пяти миллионов тонн зерна - в основном из Казахстана.
В Минсельхозе эту информацию почти сразу же опровергли, заявив, что переговоров с Астаной, да и с другими странами не ведется. По словам представителей Минсельхоза, слухи о покупке зерна за рубежом были пущены трейдерами, которые пытались поднять цены на свой товар за счет ажиотажного спроса.
Если у Казахстана зерно действительно не покупается, то хлеб из белорусской муки на российские рынки все же попадет. По данным вице-премьера Белоруссии Ивана Бамбиза, только в ближайшее время экспорт составит 50 тысяч тонн продовольственной ржи и 20 тысяч тонн муки. Кроме того, из России поступили заказы на овсянку и ячневую крупу.
По данным Росстата, к началу сентября инфляция в России составила 5,6 процента. При этом масло подорожало на 10 процентов, картошка - на 57,7 процента, капуста на 84,5 процента, ну а гречка - на 96 процентов.
Ну и, наконец, о гречке. В Минсельхозе уже тысячу раз говорили, что ее должно хватить, а новый урожай движется на прилавки, но с мертвой точки дело пока не сошло: в одних магазинах гречки нет, а в других она стоит столько, что лучше бы ее совсем не было: 60, а то и 100 рублей за килограмм одной из самых дешевых круп - это как-то чересчур даже для Москвы.
Так что свой урожай своим урожаем, а слухи об импорте гречки не утихают. Сначала газета "РБК daily" написала, что Россия уже начала покупать гречку из Китая, которая, впрочем, отличается низким качеством. Россия не закупала этот товар за рубежом с 2003-2004 сельскохозяйственного года.
Если Китай готов продать свою гречку в Россию, то с той же Белоруссией ситуация не такая простая. По данным компании X5 Retail Group ("Перекресток", "Пятерочка", "Карусель"), белорусским поставщикам просто запрещают продавать гречку в Россию. В правительстве братской республики это опровергают, хотя и не скрывают, что в первую очередь будут обеспечивать собственные нужды.
Ситуация с дефицитом продовольствия в России показала, что с позиции силы в торговых отношениях с соседями по СНГ может выступать не только Москва, но и Минск, Киев, Астана. За последние годы это случается впервые – во всех остальных случаях Россия давила на соседей если не нефтью, так газом или использовала временные запреты на поставку молока, шпрот, вина и других товаров. Если поставки наладятся, то у российских соседей будут серьезные аргументы в традиционных зимних газовых спорах. А главное – попав на российский рынок, уходить белорусская "грэчка" и украинская "картопля" явно не пожелают: практика показывает, что в той же Белоруссии можно производить продукты питания не хуже, чем в России, и при этом значительно дешевле. Следовательно, в будущем, когда урожай вновь будет хорошим, России придется применять к зарубежным товарам запретительные меры – продовольственную доктрину-то никто не отменял. Тут уж не до мыслей о Таможенном и прочих "дружественных союзах".