Голосование под огнем В Афганистане прошли парламентские выборы

18 сентября в Афганистане прошли парламентские выборы, вторые в истории страны - с тех пор как в 2001 году началась военная операция стран НАТО против движения "Талибан". Несмотря на угрозы расправы со стороны талибов, в выборах приняли участие несколько миллионов человек. Однако специфика афганского политического устройства, а также многочисленные нарушения ставят под сомнение объективность результатов голосования.

Ожидания перед проведением выборов в "Волеси Джиргу" - нижнюю палату парламента Афганистана - были заниженными, как внутри страны, так и за ее пределами. Во-первых, потому что результаты выборов, скорее всего, никак не повлияют на состав правительства страны, хотя и могут сказаться на позициях президента Хамида Карзая. Кроме того, опыт прошлых лет (парламентские выборы 2005 года и президентские 2009-го) показал, что волеизъявление часто сопровождается многочисленными нарушениями в ходе голосования и махинациями при подсчете голосов. В этой связи западных наблюдателей изначально настраивали на то, что выборы будут далеки от идеала.

Оба эти обстоятельства отразились и на явке. В голосовании 18 сентября приняли участие лишь 40 процентов от общего числа избирателей (правом голоса в Афганистане обладают около 10,5 миллиона человек), в то время как на прошлых выборах в парламент явка превысила 50 процентов.

Кроме того, на активности избирателей не могли не сказаться попытки сорвать выборы, предпринятые движением "Талибан". За несколько дней до голосования талибы распространили заявление, в котором прямо угрожали расправой всем, кто так или иначе связан с выборами: кандидатам, организаторам, наблюдателям и избирателям.

Вообще, именно проблема безопасности стала в ходе выборов 2010 года самой серьезной. В этот раз гнев талибов, которые считают нелегитимными каждые проходящие в стране выборы, усилился в связи с тем, что почти пятую часть кандидатов в парламент составили женщины. Более того, избирательная комиссия обещала предоставить женщинам более четверти мест в новом парламенте.

Из соображений безопасности день проведения выборов пришлось отложить на четыре месяца (первоначально датой голосования должно было стать 22 мая), да и возможность проведения выборов 18 сентября долгое время оставалось под вопросом. Из 6835 избирательных участков более тысячи в день голосования попросту не открылись.

Покушения и нападения на кандидатов и участников предвыборных кампаний начались уже в июне. По данным фонда "Свободные выборы" (Free Election Foundation of Afghanistan), еще до дня голосования были убиты как минимум 11 человек - в большинстве случаев, они занимались предвыборной агитацией. Сам день выборов был омрачен сотнями случаев нападений на избирательные участки (150 по данным правительства, 445 по данным западных СМИ), жертвами которых стали 17 человек, в основном - работники избирательных участков.

Вторая сложность в ходе проведения голосования была связана со специфическим устройством афганской политики. В стране крайне слабо развита партийная жизнь, группы интересов определяются, как правило, этническим происхождением избирателей. В результате в выборах принимали участие более 2,5 тысячи независимых кандидатов.

Распределение кандидатов по спискам осуществляется по региональному принципу. Например, в избирательных бюллетенях провинции Кабул значилось около 650 имен кандидатов. Всего списков было 35 - по числу провинций Афганистана, плюс один общенациональный список для кочевников-кучи.

Места в парламенте распределяются пропорционально населению провинций. Для кучи, например, выделили 10 мест из 249. В остальных провинциях дело обстоит сложнее. Так, от провинции Нимроз на юго-западе страны в парламент избираются всего два депутата, а от Кабула - 33.

При этом каждый житель провинции может отдать свой голос лишь за одного кандидата. В отсутствие партийных списков это означает, что голоса избирателей в Кабуле будут дробиться между 650 кандидатами и для победы будет достаточно, например, 3-5 процентов голосов - то есть вместе с небольшим числом фаворитов (их, как правило, не больше пяти человек) в парламент могут пройти люди, которым просто повезло.

Однако еще большую озабоченность вызвали сообщения о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе выборов. СМИ пишут о крайне высокой частоте махинаций и противозаконных действий, причем происходили они на всех этапах голосования. Где-то речь шла о запрете на агитацию в день выборов, где-то о попытке подделывать регистрационные карточки, где-то о вбросе бюллетеней в урны. Где-то граждане умудрялись голосовать по несколько раз, легко смывая с рук "несмываемые" чернила, которые наносились на пальцы избирателей именно для того, чтобы исключить повторное голосование.

Более того, существуют опасения, что махинации затронут и процесс подсчета голосов. Все бюллетени будут считаться вручную на местах, после чего они отправятся в Кабул для дополнительной проверки подлинности, откуда-то на вертолетах, откуда-то - на ослах. Подсчет планируется закончить к 8 октября, а официальные результаты будут объявлены не раньше 30 октября.

Три недели отведены на то, чтобы дать возможность специальной комиссии под эгидой ООН рассмотреть жалобы на нарушения в ходе голосования. В связи с тем, что случаи нарушений, по оценкам международных наблюдателей и СМИ, исчисляются тысячами, на их рассмотрение может уйти не один месяц (Reuters, со ссылкой на представителей комиссии, сообщает о 3 тысячах нарушениях, зафиксированных уже в первые четыре часа после открытия участков).

Кроме того, недавно в структуре комиссии произошли изменения, и теперь число ее членов, назначенных правительством Афганистана, значительно превышает число делегатов от ООН. Это дает основания опасаться, что комиссия будет выносить решения в пользу кандидатов, угодных президенту Карзаю.

При условии, что в отсутствие партий прямого влияния на состав правительства парламентские выборы не оказывают, голосование 18 сентября может затронуть позиции руководства только в том случае, если по его итогам поддерживаемые президентом кандидаты покажут плохие результаты. Если верить сообщениям о масштабах нарушений и махинаций, этого может и не произойти. Однако признание выборов нечестными даже по "заниженным" стандартам западных наблюдателей способно существенно осложнить и без того непростые отношения между Хамидом Карзаем, с одной стороны, и США и их союзниками (на чьи деньги, собственно, и проводились выборы) - с другой.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше