Российские еженедельные журналы проявляют в выборе главной темы редкое единодушие: шесть из восьми изданий со своих главных полос под самыми разными углами обозревают персону Юрия Лужкова. При этом кто-то отдает дань уходящему титану, а кто-то ставит непотопляемого градоначальника в позицию одной из ключевых фигур - не тандема даже - но, как оказывается, властного российского триумвирата.
Ключи от Москвы
Распутывание столичных узлов федеральной политики открывает The New Times, предоставляя слово стороне, которой сейчас приходится защищаться. Чета Лужковых в настоящий момент отдыхает в Австрии, но журнал - о чудо - берет интервью у Елены Батуриной. Причем на помощь журналистам и супруге мэра приходят современные технологии - беседу журналисты записывали по скайпу. "Не понимаю, почему руководители страны делают вид, что ничего не происходит", - глава "Интеко" в числе прочего называет заказчика медиа-кампании против нее и ее мужа.
Кроме того, издание пытается понять, "что не поделили Дмитрий Анатольевич и Юрий Михайлович" ("Драка именинников"), и гадает, заступятся ли снабженные "лужковскими" доплатами столичные бюджетники за своего мэра ("Надбавочное отношение").
"Выйдешь ли, Юра..." - это "Коммерсант-Власть", приводя три оси противостояния (Москва против тандема, Лужков против Медведева, Путин против Лужкова), едва ли не приписывает победу в них мэру российской столицы - отмечая в качестве его несомненной заслуги доказательство того, что вертикаль власти в стране отсутствует напрочь.
"Юрию Лужкову изменило политическое чутье – он начал битву против Кремля, из которой уже не сможет выйти победителем", - так начинает свой материал номера свежий "Русский Newsweek". О роковом "осмелении" Юрия Лужкова, после которого он фактически открыто объявил войну Дмитрию Медведеву, о том, почему аргументы мэра больше не работают на федеральном уровне и какие варианты действий есть в сложившейся ситуации у Кремля - в статье "Кепка без головы".
Взять Москву - сохранить Россию: так "Огонек" формулирует напрашивающийся сам собой вариант действий в сложившейся ситуации для президента Медведева. Решится ли он на беспрецедентный вызов московской элите, пытался предугадать автор материала "Кепку долой".
Время для атаки на Лужкова выбрано не случайно: до президентских выборов еще полтора года - и есть надежда, что в случае отставки градоначальника стрельба на московских улицах, связанная с переделом сфер влияния, закончится еще до объявления первого тура. У кого просто бизнес отберут, а кого посадят - попытались понять журналисты "Русского репортера" ("Расчехлили автоматы").
Казалось бы, при чем здесь Лужков? Ответ на этот вопрос "Русский Newsweek" несколько раз пытался получить от гей-активиста Николая Алексеева, который на минувшей неделе таинственно "потерялся" при вылете к своему мужу в Швейцарию и сначала якобы попросил политического убежища в Белоруссии, но в итоге нашелся в Туле. Так при чем же здесь Лужков? Ответ - в материале "Мне все равно, кто за него взялся".
Всего за неделю страна узнала, что Кремль недостаточно силен, чтобы снять с должности одного регионального лидера с прочными позициями, а в стране на самом деле правит не тандем, как думали многие, а триумвират, о чем не догадывался никто. Дмитрий Быков написал для "Профиля" колонку "Нормальный секс" - о том, что в политике означает любовь и кто с кем, по его мнению, ею занимается.
На волне напряженного ожидания того, как разрешится история с Лужковым, другой недавний отставник из губернаторов - Кирсан Илюмжинов - дал интервью корреспонденту "Власти", в котором рассказал об отсутствии взаимопонимания между ним и силовиками, а также о том, что решение уйти с поста он принял все-таки сам ("Нестандартно мыслить нельзя").
Лужков и авторитеты
Главное политическое событие недели после истории с Лужковым - безусловно, Ярославский политический форум. Называя встречу в верхах "Волжским Давосом", "Итоги" констатируют: модернизация общества первична перед модернизацией экономики, а в Ярославле, кажется, стало окончательно ясно, что вопрос о разнице в ценностях между Россией и Западом больше не стоит ребром.
На обложке "Русского репортера" - теракт во Владикавказе. Какие выводы стоит сделать из трагедии, которая уже в четвертый раз за последние годы повторяется в столице Северной Осетии по одному и тому же сценарию - в материале "Радиация ненависти".
"Власть" серьезно испугалась даже не самого теракта, а вызванных им последствий: сотни молодых осетин дважды после взрыва выходили на улицы и направлялись к ингушским окраинам. Чего требовала кавказская молодежь и почему для ее сопровождения на улицы вышла бронетехника, пыталась понять корреспондент издания ("Если мы поднимемся, мало не покажется").
"В СИЗО не умирать!" - таким видится "Власти" посыл президентского законопроекта, который в случае его принятия запретит содержать в следственных изоляторах тяжело больных людей. Правоохранительные органы гуманизм главы государства не оценили, дав понять, что эту инициативу Дмитрия Медведева может ожидать судьба его же поручений о смягчении участи осужденных за экономические преступления: ее попросту могут саботировать.
Дело о ДТП на Ленинском с участием машины вице-президента Лукойла Анатолия Баркова закрыто. Чтобы убедить общественность в том, что на трассе имело место именно "Врачебная ошибка", милиция пошла на беспрецедентную открытость, опубликовав часть материалов следствия - однако общественность ей все равно не поверила, пишет "Русский репортер".
Грядет новая реформа: "Итоги" разглядели в, казалось бы, рядовом законопроекте, вывешенном на сайте Минрегиона, попытку дачной революции. Журнал полагает, что она может заставить миллионы россиян распрощаться с мечтой о домике на лоне природы. Настолько ли все серьезно, можно понять, прочитав статью "НеуДАЧНИКИ".
"Здравствуй, дедушка Хасан": крупнейшая фигура в современном воровском мире, Аслан Усоян, выжил при покушении на прошлой неделе - но отказался назвать предполагаемых организаторов своего убийства. Журналисты "Русского Newsweek" считают, что главным лакомым кусочком "дедушкиной" собственности, из-за которого и произошло покушение, стали столичные активы криминального магната - а время для убийства претенденты на это добро выбрали, почувствовав изменение политической конъюнктуры, связанное с предполагаемой отставкой мэра Москвы.
Многим из них нет и двадцати, они живут бедно, но строят наполеоновские планы вплоть до женской революции на Украине, главным оружием которой, безусловно, должна стать грудь. Корреспондент "Огонька" проник в самое сердце - или даже душу - особенно популярного у мужской аудитории новостных сайтов движения FEMEN - и попытался понять, что и кто стоит за их экстраординарными акциями ("Бюст героев").
Новая форма показательных акций появилась с началом осени и в России: в Ростове замечены молодые люди, регулярно и с большим резонансом в СМИ и социальных сетях "наказывающие" уличных пьяниц путем публичного избиения. Парадоксально, но отнести прилюдно нападающих на прилюдно распивающих к какой-либо субкультуре оказалось занятием сложным. Кто же это такие - "Бьющие пьющих", пытался понять корреспондент "Огонька".
Барак Обама предложил американцам "Старый рецепт от депрессии": администрация страны намерена ассигновать десятки миллиардов долларов на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры США. "Русский репортер" отмечает: до эпохальных для своего времени проектов Франклина Рузвельта, победивших Великую Депрессию, план Обамы серьезно не дотягивает - и потому вряд ли способен спасти крупнейшую экономику мира.
Швеция берет вправо
По своему внутреннему устройству технологически продвинутая Южная Корея крайне похожа на запущенную Россию: мегакорпорации, управляемые несколькими семьями, активное вмешательство государства в экономику, коррупция, которую невозможно побороть, пьянство... Однако при всем при этом России никогда не удастся повторить путь азиатского тигра. Почему - в репортаже "Русского репортера" рассказывают русские, которые предпочли строить свою карьеру и жизнь в технологических кластерах под Сеулом ("Бремя белого инженера").
Деловой мир на минувшей неделе всколыхнула история с отставкой главы "Связьинвеста" Евгения Юрченко. "Профиль" утверждает: кадровая перестановка связана с борьбой за влияние внутри создаваемого коммуникационного гиганта - "Ростелекома". Аргументы в поддержку такой версии - в материале "Кадровый переполох".
Государство в лице премьер-министра Владимира Путина на минувшей неделе объявило о планах по масштабной поддержке еще одной отрасли экономики - нефтехимической. Химикам попеняли на неэффективность переработки сырья и на отсутствие такой переработки во многих случаях: по данным главы Минэнерго Сергея Шматко, "в России суммарная мощность пиролизных установок составляет 4,2 млн тонн, а сырья у нас - 27,5 млн тонн". Как в правительстве планируют выправить перекос в сторону банального экспорта чистого сырья и чем это грозит отрасли, попытался проанализировать "Профиль" ("Химия без любви").
Завоевать Россию можно за два года, потратив на это всего 86 миллионов долларов, причем численность армии при этом будет равна полутысяче человек - так считает американский эксперт по компьютерной безопасности Чарльз Миллер, который по просьбе "Русского Newsweek" составил схему кибератаки, способной полностью парализовать страну. Сама схема и комментарии к ней российских специалистов - в материале "Как создать киберармию и атаковать Россию".
Уж кто в Европе точно не считает мигрантов проблемой, так это шведы - так, по крайней мере, показывают опросы. Но вот незадача: на прошедших в воскресенье парламентских выборах в этой стране ультраправые "Шведские демократы", известные своим непримиримым отношением к мигрантам (они обещали урезать приток переселенцев в 10 раз) получили целых 20 мест в парламенте. Парадокс или закономерность? На этот вопрос отвечает статья "Швеция: наступление ультра-правых" в "Русском Newsweek".
"Турция меняет лицо": 26 поправок, за внесение которых в конституцию высказалось большинство населения страны, меняют сами основы турецкой государственности, заложенные еще Кемалем Ататюрком. Не скроется ли это лицо за исламским головным убором, пытается понять обозреватель "Эксперта".
Тони Блэр, Наташа Кампуш и Тило Саррацин - что общего между этими европейцами? Одно - все они недавно выпустили мемуары, которые по степени обличения своих обидчиков и пролитой в них грязи - равно как и по популярности - вряд ли имеют аналоги в недавнем прошлом. О новой книжной тенденции и поспевающих за ней читательских преференциях пишет "Власть" ("Желчные страницы").
Физики замерли в ожидании: новые эксперименты с тонкой структурой могут опровергнуть самую основу современных представлений о мире - теорию относительности и квантовую электродинамику. Зато теория струн и антропный принцип в любом случае останутся непоколебимыми, успокаивает "Эксперт" ("Непостоянство тонкой структуры").
В мире потребления монетизировать пытаются все, даже сон. "Русский репортер" предлагает взглянуть на естественную человеческую потребность под разными углами - при помощи человека, для которого сон представляет главный научный интерес - но не с биологической, а с философской точки зрения. "Сколько стоит сон" - интервью с философом Алексеем Пензиным о том, как и на чем люди спали в разные времена, как сон становится политическим вопросом, а также что дороже - сон или бодрствование.
"Власть" проникла за ширмы секретности - и публикует репортаж из-под Харькова, где уже четыре года снимается самый масштабный проект российского кинематографа. О работе Ильи Хржановского по мотивам биографии советского физика Льва Ландау - "Путь Дау".
Режиссер Франсуа Озон и так постоянно подшучивает - ну или улыбается, раскрывая героев своих фильмов - а недавно собрался с духом и снял целую комедию. "Легче прибить человека, чем снять комедию", - сказал он о своих впечатлениях в интервью "Огоньку".
Другое заметное киноинтервью опубликовано в "Итогах". Корреспондент издания побеседовал с российским номинантом на "Оскар" - Алексеем Учителем - о его новом фильме "Край" и кое-чем еще ("Человек и паровоз").