На этой неделе российские журналы затрагивают сразу два основных события. Первое уже произошло - скончался бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин, второе еще только произойдет - огласят приговор Михаилу Ходорковскому. Впрочем, анализ судеб этих неординарных персонажей журналисты приводят уже сейчас.
Журнал The New Times вспоминает Виктора Черномырдина цитатами из его интервью "Общей газете" от августа 1999 года, а также кратким некрологом за авторством Виктора Шендеровича. Своего тезку Шендерович хвалить не стесняется: органичный, равный себе, живой, как жизнь. По его мнению, в дни Буденновска Черномырдин проявил себя не холодным убийцей, а человеком, знающим цену человеческой жизни. И сам был "человеком, а не функцией, и умер как человек - не пережив смерти любимой жены".
"Огонек", в свою очередь, публикует отрывки из мемуаров Черномырдина, которые должны выйти в издательстве "Художественная литература" до конца 2010 года ("Хотел как лучше"). Кроме того, журнал приводит воспоминания гендиректора ИТАР-ТАСС Виталия Игнатенко о том, как Черномырдин спасал корреспондентку агентства, попавшую в плен в Таджикистане.
"Коммерсант - Власть" пишет, что именно с назначением Черномырдина премьер-министром России в России воцарилась схема "президент на кнопке - премьер на вентиле". Существует она и поныне, как и "Газпром", "детище" Виктора Степановича, как и залоговые аукционы, "назначенные" в олигархи комсомольцы (Михаил Ходорковский, например) и гигантские частные капиталы. Вот только парадоксальные "суверенная демократия" и "консервативная модернизация" - блеклое напоминание о веселых черномырдинских максимах .
Панегирики Михаилу Ходорковскому получились даже более грустными, чем некрологи Виктору Черномырдину. Хотя приговор Ходорковскому должны огласить лишь 15 декабря, российские СМИ уже сейчас, авансом оставляют его на второй срок.
К примеру, "Коммерсант - Власть" предполагает ("Не так сидел"), что государство просто пытается "перевоспитать" Ходорковского, заставив его признать свою неправоту. Для этого и были придуманы заведомо сомнительное обвинения - раскаявшийся Ходорковский мог бы выйти на свободу легко и непринужденно. Узник, однако, признавать себя неправым не желает. Напротив, он делает все, чтобы помиловать его было невозможно: раздает интервью, пишет статьи, критикует власть. Если Ходорковский не пойдет на компромисс с государством (в его собственном понимании этого слова), то появится и третье дело.
The New Times, помимо заметок с процесса, приводит и интервью с родителями опального олигарха - Мариной и Борисом Ходорковскими. В интервью много интересного, но, пожалуй, самые любопытные строчки касаются воспоминаний о той поре, когда Михаил Ходорковский только начинал бизнес с банка "Менатеп". С тех пор у Ходорковского, по словам его родителей, так и не появилось собственного дома, у его жены - бриллиантов, а у кота Ходорковских - переноски.
"Профиль" тему процесса над Ходорковским
также не обошел . На страницах журнала писатель Дмитрий Быков размышляет, почему в России не может быть модернизации. Он пишет, что без идей ничего не делается, но идей в России не осталось, поскольку их украли чиновники. В пример он приводит человека идеи (Ходорковский) и его врагов (людей конъюнктуры, подхалимажа и страха). Первый предлагает России в своем последнем слове на суде задуматься о том, зачем она вообще нужна, вторые - воруют желание жить.
В журнале "Коммерсант - Власть" не стоит пропускать и две статьи Олега Кашина. Первая публикация ("Площадь ритуальных услуг") журналиста, избитого в выходные, посвящена санкционированному митингу "Стратегии-31". По мнению автора, российские власти окончательно уничтожили оппозиционные выступления на Триумфальной площади, ведь санкционированные митинги "Стратегии-31" никому не нужны. Пересказывает в своем тексте Кашин и анекдот, случившийся с Эдуардом Лимоновым. До сих пор борца с режимом милиционеры на митинге тащили в зарешеченный автобус, а теперь таскают к микрофону, помитинговать. А он - сопротивляется.
Вторая статья Кашина ("Праздник госпения") посвящена "постшансону" загадочного музыканта Стаса Михайлова. По мнению журналиста, "чудовищные тексты в кабацкой аранжировке", этот шансон без тюрьмы, прежде всего - музыка любого типичного современного российского чиновника или силовика. Песни Михайлова оказались столь популярны у россиян по той же причине, что и факультеты госуправления: олицетворением успеха в России сегодня является неяркой внешности чиновник на Maybach и с Vertu.
Журнал "Огонек" проводит развиртуализацию ЖЖ-юзера pro-kurator в статье "И вам приятного зигхайля...", утверждая, что под этим ником в блоге пишет некто Анатолий Бобков. Он же Выбраковщик, он же - Неман. Взгляды этого персонажа настолько же далеки от либеральных, насколько сам он близок к радикальной дружине родноверов "Радославие". Казалось бы, при чем тут ФСБ? В этом же журнале напечатана замечательная статья Натальи Радуловой о том, как лучшим исполнителем русских романсов оказался гражданин КНР . Также в "Огоньке" напечатаны выдержки из книги о российском бездорожье ("Царь с мигалкой"). Оказывается, у этой проблемы есть глубокие исторические корни.