Браузеры-2015 Интервью с вице-президентом Opera Software

"Лента.ру" продолжает цикл интервью с представителями компаний ИТ-отрасли, посвященный перспективам развития цифровых технологий. На этот раз мы побеседовали с Яном Стандалем из компании Opera Software, которая выпускает браузер Opera, и спросили его о том, как изменятся браузеры и Сеть вообще через пять лет.

"Лента.ру": Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, как, на ваш взгляд, будет выглядеть работа с браузером для пользователя через 5 лет. Какие технологии позволят браузерам шагнуть вперед?

Ян Стандаль: Давайте отмотаем время назад и посмотрим на то, что в настоящий момент представляет собой Интернет. Население Земли приближается к семи миллиардам человек, а в Сеть выходят около двух. В то же время США и ряд европейских стран являются "насыщенными" рынками. То есть рост количества пользователей Сети там уже остановился. Двигателями роста аудитории интернета являются другие регионы - Азия, Африка и Южная Америка. В этих регионах рост носит взрывной характер. И у них есть еще одна особенность - в этих странах люди зачастую впервые выходят в Сеть с помощью мобильных телефонов. И связано это в первую очередь с тем, что мобильные телефоны просто более доступны, чем компьютеры. И в этом особенность азиатского или южноамериканского менталитета, совершенно отличного от американского или западноевропейского, в рамках которого Интернет считается явлением в первую очередь "компьютерным".

За последние несколько лет интернет вообще и браузеры в частности кардинально изменились. Теперь браузеры больше не являются статичными инструментами для вывода текста и изображений. Они превратились в платформы для приложений. И ключевой аспект роста - HTML5. Про него говорят многие, но далеко не все понимают, что же это такое на самом деле. HTML5 - это платформа, которая позволяет создавать веб-приложения. Нынешние веб-приложения, даже самые сложные, в той или иной степени основаны на уже устаревших технологиях. HTML5 - новая технология, которая позволит обеспечить полную совместимость между разными браузерами.

Пока что браузеры еще полностью не перешли на HTML5. Но уже через год этот стандарт станет гораздо более законченным. Тогда наработок будет достаточно для того, чтобы создавать полноценные приложения. И сама Сеть станет полноценной платформой для веб-приложений.

Оставим в стороне вопрос, являются ли в настоящий момент веб-приложения самодостаточными с экономической точки зрения. Да, есть действительно популярные приложения, которые приносят прибыль. Но в среднем расходы на создание одного веб-приложения пока что выше доходов, получаемых разработчиками. И с этой точки зрения интересно посмотреть, что станет с интернетом через 5 лет. Будет ли он разделен на проприетарные платформы, как рынок мобильных приложений в настоящий момент? Или все же победит единый открытый стандарт, основанный на HTML5?

Как будет выглядеть интеграция браузеров и приложений? Заменят ли первые через пять лет вторые или между ними произойдет определенный симбиоз?

Браузеры конкурируют с приложениями уже сейчас. При этом важно понять, насколько браузеры могут копировать возможности отдельных приложений. Да, с технологической точки зрения браузеры пока уступают, но они существенно наверстывают свое отставание. Они уже, например, поддерживают геолокацию (определение местоположения пользователя). И в будущем веб-страницы будут поддерживать все более широкий функционал.

Развитие возможностей браузеров поднимает ряд вопросов. В частности, вопрос по защите персональных данных и вообще подготовленность пользователей к тому, что происходит в браузере. И эта задача, естественно, ложится на плечи производителей браузеров. Ведь никто из пользователей не хочет, чтобы браузер самостоятельно снимал и выкладывал в Сеть запись с компьютерной веб-камеры без ведома пользователя, фиксируя при этом его местоположение. Однако можно утверждать совершенно точно, что в ближайшие несколько лет браузеры станут, что называется, "умнее".

Как, по-вашему мнению, должны выглядеть браузерные приложения? Что нового вы приносите на рынок вместе с расширениями (extensions) для Opera?

Дополнения для браузеров должны создаваться по принципу "чем больше, тем лучше". Роль браузера – предоставлять пользователям наибольшее количество различных функций. Вместе с тем, когда вы только установили браузер, его интерфейс должен быть минимальным. И по мере того, как вы все больше используете ваш браузер, будет расти и количество необходимых вам функций.

Пользователям также нужно иметь возможность работать с расширениями, функционал которых превышает возможности обычных браузерных виджетов. Большинство решений, предложенных пока что сторонними разработчиками для Opera, касаются того, как упростить отображение того или иного сервиса или приложения в браузере. Пока что они создают маленькие инструменты, которые позволяют различным сайтам понятно отображать ключевую информацию. Например, пользователи могут быстро посмотреть прогноз погоды, войти в свою учетную запись в Facebook или найти полезную информацию в WolframAlpha.

Смогут ли расширения в будущем заменить по функционалу программы? Например, смогут ли пользователи прямо в браузере редактировать фотографии и видеоролики?

Да, конечно. Мы видим три механизма, которые позволят расширить функциональность браузеров. Доступ к функциям приложений можно будет получить, во-первых, из браузера, во-вторых, с помощью расширений, которые опять же позволят осуществлять операции в окне браузера. И в третьих, вы сможете устанавливать приложения, чтобы получить максимальный функционал.

Причем, интересно, что последний вариант уже реализован. В настоящий момент пользователи могут устанавливать различные виджеты, которые имеют вид полноценных компьютерных приложений. И во многих случаях пользователям удобнее устанавливать различные браузерные приложения, вместо того чтобы посетить какой-то сайт.

Это является свидетельством того, что браузеры уже успешно соревнуются с операционной системой?

Верно. Однако правда заключается в том, что это - не новая тенденция. Эта борьба идет уже на протяжении длительного времени. И за последние несколько лет именно браузеры побеждали в этой войне. Правда появление мобильной операционки Apple iOS, ориентированной на приложения, стало сдерживающим фактором повсеместного успеха браузеров.

Есть и еще один важнейший пункт, который касается монетизации. Дело в том, что владельцы интернет-сайтов хотят, чтобы пользователи платили за контент. Так же, как это происходит в приложениях, например, на iPhone или iPad. Речь идет о том, что если вы откроете определенный сайт в браузере, то контент попадет к вам бесплатно. А при использовании специального платного приложения вам обеспечивают доступ к дополнительному контенту. И подобная система с платными приложениями приводит к тому, что интернет-сайты становятся "бедными" содержанием по сравнению с платными приложениями.

Нам кажется, что эта система обречена на провал. Будущее лежит за системой браузерных микроплатежей. В идеале, система будет выглядеть так: у сайтов будут "усеченные" бесплатные и полноценные платные версии. И, теоретически, подобная система уже должна бы функционировать. Но все уперлось в поиск простого и удобного для пользователей механизма монетизации, то есть в микроплатежи. И именно здесь произойдут существенные изменения в ближайшие годы.

А не боитесь ли вы, что система микроплатежей станет одним из факторов конкурентной борьбы между браузерами? Не станем ли мы свидетелями очередной сегментации рынка по разным системам микроплатежей, используемых различными браузерами?

Да, это очень интересная и до конца не ясная перспектива. Именно в этой сфере сложно предсказать, как именно все обернется. Возможно, все браузеры будут "автоматом" включать эту функцию, и доступ к платным сайтам будет осуществляться так же просто, как люди в настоящий момент ищут что-либо в поисковике Google. Или же микроплатежи будут осуществляться с помощью сторонних браузерных приложений.

Однако я уверен, что приложения, вне зависимости от того, для какой платформы они созданы, будут основаны на открытых стандартах. И этими стандартами станут именно веб-технологии. В настоящий момент именно веб-технологии являются воплощением повсеместно распространенной платформы. И именно вокруг нее собрано наиболее обширное ноу-хау по сравнению со всеми остальными платформами. И если говорить о фрагментации микроплатежей, то да, вероятно она будет существовать прежде всего в географическом виде, то есть по различным районам.

Отмечу еще одну тенденцию, которая касается будущего интернета вообще. Так, я уверен, что в будущем компьютеры и устройства будут играть более важную роль по сравнению с удаленными серверами. Сейчас все пользуются и так достаточно мощными и производительными устройствами, но при этом зачем-то говорят о возможностях, которые могут предоставить "облачные" технологии.

Однако я считаю, что будущее лежит за прямой коммуникацией между пользовательскими устройствами. За какой-то технологией, которая, возможно, будет напоминать нашу технологию Opera Unite. Как мне кажется, многие задачи, которые сейчас возлагаются на "облако", в том числе передача больших по объему файлов, проще будет осуществлять непосредственно с одного компьютера на другой без использования внешних хранилищ.

Ведь современные компьютеры и портативные устройства так или иначе постоянно включены. Даже если они находятся в спящем режиме, они все равно могут использоваться для передачи данных. И по мере того, как происходит все большая интеграция различных веб-сервисов, будут развиваться и соответствующие технологии.

Будут ли браузеры по-прежнему конкурировать друг с другом через пять лет?

Раньше мы уже проходили через фазы активной конкуренции различных браузеров. Вспомним конец 90-х годов, когда Internet Explorer окончательно победил Netscape. И вскоре после этого Microsoft лишился стимулов развивать свой браузер. И до выхода IE7 в 2006 году Microsoft не обновлял свой браузер несколько лет. В то же время, по нашим оценкам, ключевой причиной для развития браузеров является пользовательский спрос. Именно благодаря требованиям пользователей браузеры развиваются быстрее.

Как показала практика, если кто-то занимает большую долю рынка, конкуренция останавливается. И тогда браузер-лидер "зависает" на одной фазе, и потом его догоняют конкуренты. Я думаю, что такая же картина будет повторяться раз от раза. Предугадать, как именно будет выглядеть рынок браузеров через пять лет, не представляется возможным, однако можно отметить тот факт, что производители по-разному смотрят на интерфейс браузеров.

Так, Microsoft ставит перед IE задачу прежде всего добавить ценность операционной системе Windows. В частности, браузер IE9 на физическом уровне ограничивает количество открытых одновременно вкладок. И Microsoft предлагает пользователям открывать разные окна, таким образом привязывая браузер к операционной системе. В то же время, примерно у 10 процентов интернет-аудитории одновременно бывает открыто от 20 до 200 вкладок.

Таким образом, браузер превращается в полноценный многозадачный инструмент. А что еще является многозадачным инструментом? Операционная система. И в некоторых аспектах браузеры уже одерживают верх над "операционками". Например, уже не столь велико количество принципиально новых типов приложений, создающихся под операционные системы. Да, есть какие-то узконаправленные приложения, например Skype или музыкальный клиент Spotify. Но в будущем обеспечивать подобный функционал смогут и браузеры.

Речь идет и о двусторонней связи между пользователями, наподобие Skype, и о голосовом управлении, и о других вещах. И я уверен, что эти компоненты придут на браузеры и станут стандартом. То есть они появятся во всех браузерах.

Время традиционного вопроса "Ленты.ру" в этой серии интервью. Представьте себя супергероем, у которого есть возможность перенести из будущего в настоящее одну технологию, касающуюся браузеров. Что бы это было?

Мы обсудили уже несколько технологий, которые, вероятно, окажутся в будущем. Я как пользователь больше всего хотел бы, чтобы браузеры стали полноценным инструментом для двустороннего общения. Голосовая связь, видеозвонки - эти технологии должны быть реализованы в браузерах. Мне не кажется, что для этого нужно устанавливать специальные приложения. С этой задачей могут справиться и браузеры, возможно, с помощью специальных веб-приложений.

Например, предположим, что я нахожусь на сайте IKEA и пытаюсь понять, как мне собрать шкаф. У меня ничего не получается. Тогда я нажимаю на кнопку вызова видеоконсультанта, и он появляется здесь же, в окне браузера. Для этого не нужно открывать дополнительную программу, не надо ничего устанавливать. Раз и готово!

Поясню, что фактически особой разницы в функционале отдельного приложения и браузера нет и не будет. Однако сейчас для видеосвязи пользователи вынуждены сворачивать браузер и открывать отдельный клиент, что не обеспечивает единого, цельного опыта работы.

В завершение давайте обсудим один из, пожалуй, самых главных аспектов будущего Сети. Как вам кажется, какое влияние на современный интернет окажет развитие рынка интернета мобильного?

С этим вопросом я сталкиваюсь уже на протяжение нескольких лет. Еще в 2002 году аналитики и участники рынка говорили, что на мобильных устройствах не будет работать традиционный "компьютерный" интернет. Они считали, что будущее за WAP-интернетом, поскольку мобильные телефоны существенно отличались от компьютеров, в первую очередь размером экрана. Поэтому тогда считалось, что мобильный интернет должен отличаться от обычного в первую очередь меньшей функциональностью и меньшим объемом опций. Как показала практика, это не слишком удачная стратегия.

Да, пользователи мобильных телефонов используют сеть иначе, чем компьютерные пользователи. Их работа в Сети носит более "контекстуальный", сиюминутный характер. Но тяжело понять, какой именно контекст определяет сетевой интерес пользователя в каждый отдельный момент времени.

То, что в настоящий момент многие ресурсы заинтересованы в том, чтобы создавать специальную версию сайта для мобильных устройств - гибельный путь. Уже сейчас мы наблюдаем тенденцию, когда пользователи понимают, что им в сущности не нужно несколько различных ресурсов.

Современные веб-технологии позволяют масштабировать одну и ту же веб-страницу на различные типы устройств с разным размером экрана. И теперь разработчики уже при создании сайтов задумываются над тем, как эти сайты будут выглядеть на экране мобильных устройств. В результате такого симбиоза сайты становятся более "гибридными", пригодными для разных типов устройств. При этом техническая возможность создавать подобные масштабируемые сайты существовала уже на протяжении нескольких лет. Однако сообщество разработчиков начинает осознавать эту возможность только сейчас.

У этого процесса, конечно, есть и положительная, и отрицательная стороны. Положительный момент заключается в том, что пользователям не придется постоянно делать выбор между мобильной и полноценной версией интернет-сайтов. А отрицательный - в том, что многие популярные сайты придется переделывать практически заново.

И в завершение отмечу, что при подобном одновременном развитии мобильного и компьютерного интернета, те пользователи из развивающихся стран, которые впервые выйдут в Сеть с помощью мобильного телефона, смогут легко перейти на компьютеры и работать в Сети так, как они уже привыкли. А если мобильная версия сайта будет неудачной или неудобной в работе, то пользователи могут и не зайти на компьютерную версию сайта. Поэтому в будущем у мобильного интернета важная роль. И разработчики должны думать об этом уже сейчас.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше