В ноябрьском выпуске Лента.Ру оценивает свежий альбом Найка Борзова, творения американских рэперов Канье Уэста и Си-Ло Грина, новый диск отца эмбиента Брайана Ино, а также пластинку канадской исполнительницы Лорины Маккеннит.
Найк Борзов - Изнутри
На московском презентации "Изнутри" в клубе "Икра" был аншлаг: люди кругом выглядели абсолютно счастливыми, от сотен улыбок на лицах негде было укрыться, Найк и его музыканты низвергали со сцены мощные потоки энергии, по залу разливались флюиды любви и добра, массовые пляски, хоровые запевы и благодарные крики и шквал аплодисментов после каждой песни подразумеваются по умолчанию. Так же, наверняка, было и во всех других городах, где Найк представлял свою долгожданную работу.
И на этом, видимо, все хорошее заканчивается. После выхода пластинка ворвалась в чарты продаж на 10-е место, но только для того, чтобы уже через неделю с треском оттуда вылететь. А пресса в общем и целом встретила нового Борзова холодно, в частности, поставив ему на вид то, что, дескать, мы и мир изменились, а Найк - нет, и стоило ли ради этого мариновать это самое "Изнутри" долгих восемь лет?!
Многие претензии, предъявляемые к "Изнутри", пожалуй, справедливы. Обложка? Годится только для оформления альбомов группы Asia. Тексты? Нужно воспринимать только на слух; на письме в буклете они выглядят сущим графоманством. Музыка? Избитые гармонии, два притопа - три прихлопа; но дело, конечно, не в них, а в аранжировках.
И если начистоту, качественного сдвига и перехода на новый уровень на "Изнутри" не случилось. Альбом удачно укладывается в линию двух предыдущих релизов Борзова, беря от них все самое лучшее: мажор и минор, ясность и томление, хитовость и созерцательность. Другое дело, что и "Супермен" и "Заноза" как были в момент выхода, так и теперь остаются творениями, граничащими с гениальностью.
Время идет, пейзаж и люди за окном меняются, а Найк все тот же, и его чувства уже плохо рифмуются с текущим моментом. Но у него есть неоспоримое преимущество. Он сумел сохранить в себе то, что мы уже давно потеряли. Умение радоваться. И одно лишь то, что Найк сумел запечатлеть эту эмоцию, передать ее другим и зарядить ею, делает "Изнутри" одним из важнейших произведений масскульта России 2010-го.
Kanye West - My Beautiful Dark Twisted Fantasy
О Канье Уэсте в последнее время говорили и писали очень много, причем далеко не всегда в новостных заметках речь шла о его музыкальной деятельности. Сообщалось, в частности, что Уэст выступил в офисах Facebook и журнала Rolling Stone. Обругал Twitter. Затем завел себе блог на Twitter и написал в нем за пару недель столько постов, на сколько многие и за год не сподобятся. Канье выступил там и здесь. Высказался на такую-то и такую-то тему, далекую от музыки вообще и хип-хопа в частности. Поссорился с тем-то и тем-то. В общем, Уэст явно давал понять, что он не только рэпер, но еще и яркая разносторонняя личность.
Новый (уже пятый по счету) альбом Уэста тоже получился ярким и разносторонним, слушать его уж точно не скучно. И действительно, как тут заскучаешь: Канье пригласил для записи аж 40 с лишним человек, полноценную духовую секцию, кучу вокалистов. Правда, некоторых участников творческого процесса на альбоме почти не слышно, ну и что с того? Главное, чтобы имя в титрах указано было. Зато вот сэмплы и цитаты не замечать не получается. И, честно говоря, создается ощущение, что многие песни цепляют именно благодаря таким заимствованиям. Вот, например, King Crimson, Aphex Twin и Black Sabbath - отличные же музыканты. Не похожие друг на друга, но все хорошие. Или, скажем, Bon Iver - проект менее заслуженный, но тоже не без собственных достоинств. Уэст же берет всех этих исполнителей и сваливает их в кучу. Его художественный, с позволения сказать, метод - это спеть мотив из "Iron Man" под хип-хоп-бит и соединить припев из "21st Century Schizoid Man" с этническими песнопениями (тоже, кстати, откуда-то позаимствованными). В результате получается довольно любопытная запись, но что она слушателю сообщает о неординарной личности Канье Уэста? В сущности, только то, что он переслушал много разной хорошей музыки.
Cee-Lo Green - The Lady Killer
Да не отпугнет вас тучный негр в темных очках и с огромным перстнем на пальце, недобрым взглядом (в лучших традициях Ноториоса Би Ай Джи и прочей легендарной рэперской братии) глядящий с обложки альбома "Убийца женщин". Несмотря на свой внешний вид, на поверку Си-Ло Грин оказывается эстетом и интеллигентом, душевным и донельзя утонченным. Сейчас, когда на американской эстраде царствуют рэп, хип-хоп и R&B (тот, что Rich & Beautiful, а не старый - добрый Rhythm'n'Blues), Грин воспевает классические соул, фанк и R'n'B 60-х – 70-х годов прошлого века.
"The Lady Killer" примечателен хотя бы неполиткорректным треком "Fuck You", который в одночасье стал мега-хитом на YouTube еще задолго до выхода альбома. Но на диске можно обнаружить еще ряд песен как минимум не хуже. Это в первую очередь "Wildflower" и "Cry Baby", да и вообще почти вся вторая часть пластинки, где зажигательные "Satisfied" и "It's OK" соседствуют с так и просящимися в каталог Motown "Fool For You" и "Old Fashioned".
Если кто не помнит, именно Си-Ло Грин ответственен за едва ли не главный хит 2006 года, "Crazy", и альбом "St. Elsewhere", записанные в дуэте с Денджер Маусом под вывеской Gnarls Barkley. Так вот, "The Lady Killer" способен затмить их одной левой.
Brian Eno - Small Craft on a Milk Sea
Брайан Ино - человек, считающийся одним из изобретателей эмбиента. Warp - некогда оплот "умной" электронной музыки, лейбл, на многих артистов которого заметно повлияли эксперименты Ино. В 2010 году два гиганта наконец встретились. Лейбл Warp впервые за историю своего существования опубликовал пластинку Брайана. Отметим справедливости ради, что "Small Craft on a Milk Sea" - это не сольная работа. Пластинка записывалась при участии гитариста Лео Абрахамса и электронщика Джона Хопкинса (кстати, автора неплохого саундтрека к фильму "Монстры").
Кто-то, наверно, ждал, что в результате сотрудничества Ино и Warp родится сногсшибательная пластинка, которая на раз уберет и все предыдущие записи музыканта, и весь каталог лейбла. Много разговоров было о методологии, о генеративной музыке. В результате же получилась очередная узнаваемая работа Ино. Из сюрпризов - разве что несколько резковатых композиций ("Horse", "2 Forms of Anger"). Самый удачный трек - "Written Forgotten", отсылка к саундтрекам из старых фантастических фильмов и видеоигр о космических путешествиях. В общем, ничего нового. Всего-навсего Ино еще раз с успехом делает то, что у него всегда хорошо получалось.
Loreena McKennitt - The Wind That Shakes the Barley
Канадская певица Лорина Маккеннит, возможно, является обладательницей самого выдающегося сопрано в современной поп-музыке - как, например, Лиза Джеррард может похвастаться самым-самым контральто. Однако не голосом единым Лорина привлекает тысячи фанатов - кельтская тема в современной музыке одна из самых востребованных, хотя и этим интерес к исполнительнице не ограничивается. Точнее, не ограничивался. Поскольку вышедший 12 ноября альбом "Wind That Shakes The Barley" ("Ветер, что качает ячмень") - чисто кельтский альбом, без всяких там "Marrakesh Night Market", "Caravanserai" и "Santiago", которые на предыдущих альбомах вносили в творчество Маккеннит восточные или латинские элементы, отсылающие к временам Реконкисты и падения Гранадского эмирата.
Собственно, заглавная песня альбома - это ирландская баллада, написанная еще в середине 19 века поэтом Робертом Дуайером Джойсом и посвященная ирландскому восстанию 1798 года. До Маккеннит ее, кстати, перепевала и упоминавшаяся Джеррард в составе Dead Can Dance, а также Dubliners, The Chieftains и многие другие. "Wind That Shakes The Barley" (благодаря одноименному ирландскому фильму 2006 года, вышедшему в российский прокат под названием "Ветер, что качает вереск") не только навевает воспоминания о знакомом с детства стихотворении Стивенсона ("На вересковом поле, На поле боевом, Лежал живой на мертвом, И мертвый на живом"), но и задает тон всему альбому Лорины.
Выдержанный в умиротворенной атмосфере альбом (впрочем, как и предыдущие работы), включает, в частности, эпическую "As I Roved Out", пасторальную "The Death of Queen Jane", построенную исключительно на одном вокале "The Parting Glass" и абсолютно типичную для Маккеннит "The Star of the County Down". На диске есть и пара инструментальных композиций, среди которых можно выделить "Brian Boru’s March" – нечто более или менее бодрое в духе The Pogues. Как обычно, Лорина не только спела, но и сыграла на арфе, пианино и аккордеоне, а в записи также приняли участие ее старые подельники: гитарист Брайан Хьюз, виолончелистка Кэролин Лавель и феноменальный скрипач Хью Марш (работал аж с лидером Bauhaus Питером Мерфи). Поклонники певицы несомненно возрадуются релизу, однако тем, кто первый раз решил оценить подобную музыку, мы бы порекомендовали начать с Энии. Маккеннит - это все же для продвинутых.