А с платформы говорят... Молдавия выбрала новый парламент со старыми проблемами

28 ноября в Молдавии прошли парламентские выборы — третьи за последние полтора года. Из-за особенностей местного законодательства ни одна из противостоящих группировок (ни коммунисты, ни альянс из либерально-демократических партий) до сих пор не могла закрепиться во власти. Противники по очереди оказывались в ситуации, когда им приходилось распускать парламент и объявлять перевыборы.

Новый парламент не особенно упростил им задачу. По составу он подобен парламентам прошлого (а в чем-то и позапрошлого) созыва. Ни одна из партий не получила большинства, которое позволило бы ей единолично сформировать правительство и, что более важно, утвердить своего кандидата на посту президента (которого в Молдавии — парламентской республике — выбирают депутаты).

Именно на избрании президента споткнулись весной 2009 года коммунисты (большинство в парламенте у них тогда было, но для утверждения кандидата в президенты им не хватило одного голоса), а позднее — члены демократической коалиции, пришедшие к власти: обеспечить своему кандидату поддержку в 61 голос (из 101), необходимую для его избрания, они не смогли. В обоих случаях это привело к запуску конституционного механизма роспуска парламента: согласно основному закону, парламент, не способный выбрать главу государства, должен быть переизбран.

Число партий, представленных в парламенте, после выборов уменьшилось (один из участников правящей коалиции — Альянс "Наша Молдова" — в этот раз оказался среди проигравших). В остальном состав законодательного органа не изменился: в нем остались коммунисты (Партия коммунистов республики Молдова) и их оппоненты, входившие в состав прежней правящей коалиции (Либерал-демократическая, Либеральная и Демократическая партии). Новичков, которые могли бы изменить расклад сил, в парламенте нет.

По предварительным данным, коммунисты, согласно числу проголосовавших за них избирателей, могут претендовать на 44 мандатов, либерал-демократы — на 31, демократы — на 15 и либералы — на 11. Вопрос об окончательном распределении мест в парламенте, решится после завершения подсчета голосов.

По сути повторяется ситуация, сложившаяся после предыдущих выборов. Коммунисты формально заняли первое место, но возвращения к власти им это не гарантирует: для этого понадобятся союзники, а их в нынешнем парламенте будет найти крайне сложно. Представители альянса, в свою очередь, могут воссоздать его, но голосов для избрания своего президента им по-прежнему не хватает. Воссоздать коалицию в таких условиях — значит пойти на сценарий, который может привести к новым выборам.

Скудный выбор

Коммунистам, которые в 2009 году были вытеснены в оппозицию (после восьми лет пребывания у власти), будет непросто найти партнеров, учитывая, что выбирать придется из политических противников. Отсутствие полномочий и ресурсов, которыми коммунисты располагали, находясь у власти, сделает задачу еще сложнее.

Сотрудничество коммунистов с либералами (партия и ее лидер Михай Гимпу, временно занявший пост президента, неоднократно выступали против коммунизма вообще и ПКРМ в частности) практически исключено, с либерал-демократами — маловероятно. Теоретически переговоры между коммунистами и либерал-демократами, которых возглавляет нынешний премьер Владимир Филат, возможны. О том, что некие контакты между ними имели место, некоторое время назад заявил Михай Гимпу. Тогда, на фоне обострившихся отношений между членами коалиции, он обвинил Филата в том, что тот ведет тайные переговоры с лидером коммунистов, бывшим президентом Владимиром Ворониным. "У меня есть множество фактов по этому делу. Я предам их широкой огласке тогда, когда наступит время", - сказал он. Впрочем, впоследствии эту тему Гимпу развивать не стал, а переговоры, если они и имели место, к сближению правящей ЛДП и оппозиционной ПКРМ не привели.

Остается Демократическая партия. С ней коммунистам проще договориться по целому ряду причин. Это и идеологическая близость (ДП — партия левого толка), и опыт сотрудничества в прошлом (в 2005 году демократы поддержали кандидатуру Владимира Воронина, когда тому не хватало голосов для избрания президентом). Отношения между партиями, правда, существенно ухудшились в ходе выборов 2009 года. Еще перед выборами один из лидеров компартии Мариан Лупу перешел на сторону оппозиционных демократов (бывшие товарищи после этого обвинили его в предательстве). По итогам тогдашних выборов в парламент демократы получили достаточно голосов, чтобы создать альянс с коммунистами, однако в итоге поддержали их оппонентов.

Решение, кстати, себя не оправдало. Мариан Лупу баллотировался в президенты, но желаемого поста не получил (коалиции не хватило голосов в его поддержку). В итоге эту должность временно занял спикер парламента Михай Гимпу. Демократы впоследствии признавали, что участие в альянсе не принесло им желаемых дивидендов. "Правящий альянс существует благодаря ДП, но мы не получили доступа к управлению. Это разочаровало, - жаловался почетный председатель партии Дмитрий Дьяков. - Надеемся после 28 ноября исправить положение".

Будут ли разочаровавшиеся демократы "исправлять положение" вместе с коммунистами, станет ясно в ближайшее время (обе партии, кстати, еще до выборов выразили готовность сотрудничать, выдвинув, правда, некоторые условия: Воронин, в частности, заявил, что его бывшему соратнику Мариану Лупу следует отказаться от президентских амбиций). Правда, даже при объединении сил голосов для избрания президента им может не хватить (по предварительным данным, ДП и ПКРМ получают лишь 59 мандатов).

Они, конечно, могут переманить на свою сторону еще нескольких депутатов. Но сделать это не так просто. Молдавский парламент при нынешней расстановке сил — это не Верховная Рада, где правящая партия вербует перебежчиков чуть ли не десятками. Весной 2009 года, когда коммунистам не хватало всего одного голоса для избрания президента (по слухам, за "золотой голос" предлагали пять миллионов евро), оппозиция продемонстрировала завидную сплоченность — ни один из оппозиционеров за кандидата от ПКРМ не голосовал (позднее, кстати, такую же сплоченность продемонстрировали и коммунисты — ни один из них не поддержал кандидата от новой коалиции).

Если же воссоздать свой альянс решат противники коммунистов, они окажутся ровно в том же положении, что и год назад (голосов для избрания президента им заведомо не хватает). Для них задача состоит даже не в том, чтобы переманивать на свою сторону отдельных депутатов от ПКРМ (в прошлом году ни одного коммуниста перевербовать не получилось), сколько в том, чтобы отколоть часть фракции коммунистов, пообещав поделиться с ней властью.

P.S.

Сможет ли новая коалиция в итоге выбрать постоянного президента, пока можно только гадать. А вот временный президент, скорее всего, сменится уже в ближайшее время. Одним из первых шагов нового парламентского большинства станет избрание нового спикера (к которому временно перейдут и обязанности главы государства).

Можно с большой долей уверенности говорить о том, что действующему председателю парламента Михаю Гимпу этот пост больше не предложат (даже если коалицию сформируют его прежние союзники). Его инициативы — типа объявления Дня оккупации или обращения к НАТО с просьбой выдворить российские войска из Приднестровья — доставили союзникам слишком много беспокойства. Да и должность спикера в сложившейся ситуации становится слишком ценной, чтобы либералы, набравшие наименьшее число мандатов, могли бы на нее претендовать.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше