Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" претерпел изменения впервые с 2004 года, когда его подписал Владимир Путин. Госдуме понадобилось четвертое чтение, чтобы преодолеть вето Дмитрия Медведева. Депутаты полностью исключили не устроившие президента поправки, но те изменения, ради которых задумывалось переписать закон, в него все-таки внесли.
Первая версия поправок в закон "О митингах" появилась в конце апреля. Инициатива законодателей была связана со стихийно возникшим движением "Синих ведерок" - автовладельцы стали массово крепить к крышам своих машин синие ведра, которые гаишники принимали за мигалки. Кроме того, "синие ведерки" провели в Москве несколько автопробегов. Таким образом автолюбители протестовали против чиновников, которые ездят с мигалками и проблесковыми маячками. После нескольких акций протеста депутаты решили законодательно приравнять автопробег к публичным мероприятиям, что автоматически накладывало на организаторов акции необходимость согласовывать ее с органами исполнительной власти. Причем при согласовании автомобилисты, согласно поправкам, должны были предоставить данные об участвующих машинах.
Не обошли вниманием законодатели и "пешеходные" протесты. Так, предлагалось запретить организаторам акций оповещать граждан о месте и времени мероприятия до его согласования с властями: разрешалось только информировать о самом факте проведения митинга или пикета. Также, согласно поправкам, организовывать протестные акции запрещалось лицам и политическим объединениям, "считающимся подвергнутыми административному взысканию" за участие в акции протеста. Кроме того, уведомление о пикете следовало подавать за три рабочих дня до мероприятия, а не просто за три дня, как в оригинальной версии закона. В первой редакции закон приняли в июле.
Разумеется, инициатива депутатов вызвала шквал критики, как со стороны автолюбителей, так и просто оппозиционеров. "Наши пробеги, видимо, были замечены. Поправки направлены на то, чтобы в следующий раз мы не смогли провести свою акцию", - заявлял глава московского представительства Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Политик и автор "Стратегии-31" Эдуард Лимонов так и вовсе объявил поправки "глупым ухищрением квадратноголовых идиотов".
Видимо, прислушавшись к общественному мнению, во втором и третьем чтениях сразу поправки приняли в октябре, удалив из них положение о запрете на оповещение граждан относительно места и времени будущего митинга. Все остальные поправки в документе сохранились. Законопроект отправили в Совет Федерации, который его утвердил. А вот Дмитрий Медведев некоторыми поправками остался недоволен и 6 ноября наложил на закон вето. Этим своим правом он воспользовался в третий раз за время работы на посту президента страны.
Глава государства решил, что не стоит запрещать организовывать акции тем, кто получил "административку". Это, по его мнению, затрудняет свободную реализацию конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Все же, что касалось автопробегов и увеличения времени на рассмотрение заявки о пикете, Медведева устроило. В результате была создана согласительная комиссия и окончательно - в четвертом дополнительном чтении - Дума одобрила поправки 26 ноября. За принятие поправок проголосовали 315 депутатов - фракция "Единой России" в полном составе. Единоросы не стали спорить с президентом и приняли законопроект в предложенной им редакции.
Итак, много ли изменилось в поправках благодаря Медведеву? Скорее нет, чем да. Исчез только пункт про административные наказания. Но этой поправкой оппозиционеры были недовольны меньше всего. "Предположим, что они лишат меня права подавать заявку и ее подаст кто-то из моих товарищей, а я просто напишу в блоге, что приду на акцию. В следующий раз этого человека осудят по 20.2 (статья КоАП РФ - прим. "Ленты.Ру") и заявку будет подавать кто-то другой, а я снова напишу, что приду. Так что ничего они этой инициативой не добьются", - комментировал ее Лимонов. А вот более важные изменения, касающиеся автопробегов, из-за которых-то и решили переписать закон, в него все-таки внесут.
После того как поправки вступят в силу, автомобилистам придется согласовывать свои акции с властями. Кроме того, согласно последней редакции поправок, в каждом регионе будет принят свой закон, регламентирующий проведение публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры (в переводе с чиновничьего - на дорогах). А какие запреты будут содержаться в этих законах, типовой вариант для которых спустят из Москвы, предсказать невозможно. Ну и заявки на пикеты, намеченные на выходные, подавать теперь придется на день раньше.