США против Калифорнии

Дело о состоянии тюрем штата дошло до Верховного суда

30 ноября в Верховном суде США прошли слушания, посвященные нарушениям конституции в штате Калифорния. Нарушения касаются количества и условий содержания заключенных в исправительных учреждениях, и сам штат их признает. Суду предстоит постановить, как и в какие сроки правительству Калифорнии предстоит разгрузить тюрьмы.

Состояние пенитенциарной системы Калифорнии остается больным вопросом на протяжении вот уже двух десятилетий. Штат обладает самой крупной в США системой исправительных учреждений - тюрьмы, колонии и изоляторы Калифорнии рассчитаны на одновременное содержание 75 тысяч человек. Однако даже эта система не справляется с количеством преступников. По официальным данным, сейчас сроки в исправительных учреждениях штата отбывают 147 тысяч человек - то есть почти вдвое больше допустимого максимума.

На практике это реализовано самым прозаическим образом: за счет уплотнения. В пятиметровых камерах-одиночках заключенных содержат по двое, а то и по трое. Кое-где нары штабелями размещаются в спортзалах и прочих помещениях, предназначенных для отдыха заключенных, а не для их массового проживания. О соблюдении санитарных норм в этих условиях говорить не приходится, тем более что в отдельных случаях такие камеры казарменного типа устраиваются даже в тюремных больницах.

В результате за последние 20 лет против властей Калифорнии была подана целая серия судебных исков, суть которых сводится к тому, что условия содержания в исправительных учреждениях штата нарушают восьмую поправку к американской конституции, которая гласит, что ни один гражданин США не может быть подвергнут жестоким или необычным наказаниям.

Первая такая жалоба была подана в 1990 году, в 2001 году жалобы были объединены в коллективный иск, и с тех пор различные судебные инстанции пытаются заставить власти штата решить проблему переполненности тюрем. Именно переполненность считается корнем всех прочих бед: несоблюдения санитарных норм, невозможности оказания заключенным медицинских услуг, нехватки персонала в исправительных учреждениях и тому подобных.

Между тем, сделать ничего не удалось. Правительство штата проводило ограниченные амнистии, однако приток новых заключенных неизменно оказывался слишком большим, чтобы ситуация в тюрьмах изменилась. В 2006 году губернатор Арнольд Шварценеггер объявил в связи с переполненностью тюрем чрезвычайное положение, после чего истцы добились учреждения специальной коллегии из трех судей, которой предстояло обязать власти освободить тюрьмы.

Коллегия была сформирована в 2007 году и после почти двух лет разбирательств постановила, что правительство штата должно в двухлетний срок освободить до 46 тысяч заключенных, тем самым снизив уровень переполненности тюрем до 137 процентов. В январе 2010 года, однако, Калифорния обжаловала решение коллегии в Верховном суде.

Слушания в Верховном суде начались 30 ноября, а решение ожидается не раньше весны - лета 2011 года. Высшей судебной инстанции страны предстоит подтвердить или опровергнуть постановление от 2009 года. Пока что единства между девятью членами суда нет: по итогам первого заседания коллегия разделилась практически поровну.

Пять из девяти судей сошлись во мнении, что за 20 лет власти Калифорнии не сделали ничего, чтобы разрешить проблему переполненности исправительных учреждений. Следовательно, нужно законодательно обязать правительство штата принять, наконец, меры, ведь в противном случае ждать изменений можно будет еще 20 лет. Сторонникам этой точки зрения в Верховном суде предложенный ранее план по принудительному освобождению 46 тысяч заключенных кажется вполне разумным.

С другой стороны, часть судей выразили обеспокоенность, что массовое освобождение заключенных негативно скажется на безопасности жителей штата. Официальная статистика свидетельствует, что вероятность повторного совершения преступлений в США составляет 75 процентов.

Кроме того, амнистия может иметь и непредсказуемые экономические последствия: во-первых, штат может оказаться не готов к появлению на рынке труда 46 тысяч безработных. Во-вторых, расходы на рецидивистов (повторные аресты, следствия, судебные разбирательства) могут в конечном итоге свести на нет экономию, достигнутую с помощью амнистии. Иными словами, денег на то, чтобы нанять дополнительный персонал и наладить оказание медицинской помощи заключенным, все равно не останется.