В феврале украинская группа Mad Heads XL завершила запись очередного альбома, который заметно выбивается из остального творчества коллектива. Группа представит поклонникам сборник каверов украинских народных песен, включая гимн запорожских казаков "Кришталеві чаши", "Горiлочку", "Несе Галя воду" и другие. Диск появится в продаже в конце апреля, и одновременно группа отправится в турне в поддержку нового альбома. В преддверии выхода альбома "УкраiнSKA" на вопросы "Ленты.ру" ответил лидер Mad Heads XL Вадим Красноокий.
"Лента.Ру": Вадим, ваша группа уже пережила в свое время серьезную трансформацию, превратившись из рокабилли-коллектива в ска-коллектив. Альбом "УкраiнSKA" - очередная трансформация или просто музыкальный эксперимент?
Вадим Красноокий: Можно сказать, что это такой сайд-проект нашей группы, посвященный украинскому фольклору. Он существует как отдельное явление - концертная программа исключительно из народных песен, а теперь вот и самостоятельный диск. Но может также легко проявляться и в основной нашей программе, в виде отдельных песен, под настроение, поскольку инструменты и музыканты в нем участвуют все те же. Можно говорить и о музыкальном эксперименте, а вот о трансформации вряд ли, поскольку переключиться только на народные песни и перестать придумывать собственные я не планирую.
Новый альбом - это в первую очередь дань уважения традициям родного народа, то есть как бы акт патриотизма, или вас все же больше привлек музыкальный потенциал украинского фольклора?
Мне нравится, когда патриотизм состоит из конкретных дел и не злоупотребляет красивыми словами. Надеюсь, это именно такой случай. Поэтому лучше будем говорить про потенциал фольклора. Украинское песенное наследие чрезвычайно богато и заслуживает большого внимания. Есть несколько очень известных песен и, может быть, несколько десятков таких, которые в принципе на слуху. А в действительности их сотни, сотни прекрасных мелодий, которые, если поместить их в современный музыкальный контекст, будут блистать и радовать многих слушателей. Современные музыкальные тенденции таковы, что популярная культура развивается за счет фольклора народов мира. Украинцам есть чем поделиться в этом смысле. Кроме того, это в первую очередь нам же самим и необходимо, освежать связь с истоками нашей национальной культуры. Мне кажется, в этих мелодиях и текстах на энергетическом плане зашифрованы важные послания наших предков, соприкосновение с ними наполняет и обогащает как музыканта, так и слушателя.
Странно, что в альбом не вошли обработки украинских песен, которые раньше стабильно входили в ваш репертуар - "Ой, На Горі Два Дубки" и "Смерека". Надоели?
Эти, и еще две ранее издававшиеся песни ("Цигани" и "Річенька") войдут на диск в качестве бонус-треков.
Как ты считаешь, а возможно было бы сделать подобный альбом, работая в формате трио и исполняя рокабилли? И вообще, легко ли работать с народными мелодиями?
Конечно, при достаточном запасе воображения и не слишком строгом отношении к рамкам музыкального стиля. Мы еще в рокабильные времена записали инструменталку, в которой известную народную песню "Ой на горі та й женці жнуть" превратили в эдакий "спагетти вестерн". Собственно, альбом "УкраiнSKA", как и вся наша музыка, имеет к стилю ска весьма условное отношение. Тут есть и регги, и панк-рок, и воспоминания про наше рокабильное прошлое, знаменитая "Несе Галя воду" - это уже почти Red Hot Chilly Peppers, а в песне "Тече вода" наличие струнной секции (подарка от нашего приятеля, скрипача-виртуоза Василия Попадюка) уводит звучание в сторону рок-баллад с симфоническим оркестром.
Признайся, Вадим, наверняка идея записать подобный альбом, как и вообще обратиться к народному творчеству, появилась не без влияния Эмира Кустурицы, Горана Бреговича? Ведь, опять-таки, непосвященному слушателю трудно отличить те же "Дубки" от какой-нибудь сербской мелодии.
Я никогда и не скрывал своей любви ко всей этой балканщине-цыганщине, для меня это был один из наиболее ярких примеров того, как фольклор может звучать круто и современно. Если альбом "УкраiнSKA" сможет составить конкуренцию лучшим образцам современной балканской музыки, для меня это будет наивысшим комплиментом. Правда, для этого не помешал бы украинский Кустурица.
По какому принципу отбирались песни для альбома - это предпочтения лично твои, Вадим? Или всех участников коллектива? Или просто самые известные? Или, наконец, просто те, что были вам известны? Я, например, сразу обратил внимание на "Ой мамо, люблю Гриця" - спасибо мультфильму "Жил-был пес". К слову, в детстве ты пел или, там, напевал народные песни?
Отслушивая материал для альбома, я сам удивлялся тому, как много народных песен мне знакомо, поэтому некоторые имели приоритет, потому что вызывали ассоциации с любимым детским мультфильмом, как в приведенном примере. Но вообще, четкого логического критерия не было. Я собрал и прослушал несколько сотен песен, отобрал те, которые смог представить себе в нашем исполнении, и это все еще было около сотни – то есть значительно больше, чем могло войти в один альбом. Тогда я начал действовать по интуиции, хватаясь за ту или иную песню, потому что вот она сейчас особенно нравиться. В общем, сделать все, что хотелось бы, в рамках одного альбома невозможно. Это открытый вопрос на будущее. Конечно, некоторые песни широко известны, другие не очень. Есть и совсем раритеты. Например "В вишневім садочку" - из репертуара народного коллектива из Житомирской области. На украинском ТВ была такая программа "Фолк-Мюзик", куда собирали аутентичные коллективы с редкими песнями, а популярные исполнители должны были представить свои версии этих вещей. Так эта песня попала к нам в репертуар. Кстати, мы с ней стали финалистами сезона, и в конце исполнили ее совместно с народным коллективом, из репертуара которого она была позаимствована.
Понятно, что сразу после официального выхода альбома все песни с него появятся в открытом доступе в Интернете. Как ты относишься к свободному скачиванию музыки в Сети?
Поскольку любое явление имеет свои плюсы и минусы, то и мое отношение к свободному скачиванию музыки двоякое. В плюсы можно записать оперативность и доступность, возможность быстро и беспрепятственно знакомить большое количество людей со своей музыкой (очень хорошее качество для всего нового). Ну а минус – это прежде всего окончательное обесценивание музыки как явления в восприятии большинства людей. Когда-то музыка была волшебным откровением, доступным только тем счастливчикам, которые могли попасть на концерт и только там пережить это ощущение. Забрать его с собой не было никакой возможности. В принципе, феномен живого исполнения и сейчас остается в силе, но далеко не все ходят на концерты. Потом появилась звукозапись, возможность консервировать музыку, но волшебство в этом деле оставалось. Любимые пластинки были дорогими реликвиями, каждую из них нужно было дождаться, найти, купить, сберечь. Когда-то я посвятил несколько лет сбору всех альбомов The Beatles. А вот сейчас, несколько кликов мышкой – и лучшие произведения всех времен и народов у вас на компьютере – быстро, бесплатно и в любом количестве. Соответственно, и отношение становиться очень простым и обыденным. Это уже не музыка, а "музычка". И слушать это дело можно на чем попало, на динамиках ноутбука или с мобильного телефона. Люди утрачивают то удовольствие, которое действительно может дарить музыка.
Вот многие говорят, что на самом деле есть две Украины – Восточная и Западная, со своими культурными традициями, укладом жизни и прочая, прочая. Ваша группа объездила всю страну, и скажи как музыкант: в отношении публики к вашему фолк-репертуару ты чувствуешь какую-либо разницу?
В смысле культурных традиций деление на Восток и Запад – весьма грубый подход. Украина намного разнообразнее. Даже ближайшие западные районы, такие как Волынь, Галичина и Буковина, имеют существенные различия в культуре и ментальности, житель Львова сильно отличается от гуцула из карпатского села, а Закарпатье - это вообще другая тема. Надо ли объяснять, что одессит сильно отличается от дончанина, и так далее. В самых общих чертах, по впечатлениям от концертов, я мог бы разве что сказать, что южная публика наиболее эмоциональна, а западная наиболее благовоспитанна. Что же касается нашего фолк-репертуара, то он везде идет прекрасно, в том числе за пределами границ Украины.
Кстати, не приходила ли тебе идея записать обработку какой-нибудь русской или белорусской народной песни? И почему бы не выпустить в качестве бонуса к альбому, например, "Jozin z bazin"? :)
В принципе, это вполне жизнеспособные идеи, но не в рамках альбома “УкраiнSKA”. Особенно, что касается "Jozin z bazin" - это очень "авторское" произведение, совсем не фолк.
Mad Heads XL все годы своего существования активно гастролируют. Причем, успешно. Закономерный вопрос, почему до сих пор не был записан концертный альбом?
Может быть, потому, что в этом начисто отсутствует коммерческая составляющая. Качественно записать или тем более снять концерт - это серьезный бюджет, который в сегодняшних условиях бесплатного Интернет-скачивания никак не окупается изданием диска. Даже готовые съемки с фестивалей и видео-клипы наша рекординговая компания не спешит издавать - невыгодно. Со студийными альбомами та же ситуация, мы их записываем в основном ради того, чтобы музыка звучала. Ну и, конечно, ради творческого удовольствия.
Как я понимаю, годом основания группы Mad Heads - предшественницы нынешнего коллектива - считается 1991-й. Получается, в этом году вы отмечаете 20-летний юбилей. Какие-нибудь торжества планируются по этому случаю?
Поскольку в этой истории только я был от начала до конца, то это больше похоже на мой личный творческий юбилей. Что с ним делать, я пока не решил, но время есть. Ведь официальная дата возникновения Mad Heads – это декабрь 1991-го, до этого момента отмечать рано, а позже можно.