Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

"Дождь" подморозило

На проект "Поэт и гражданин" нашлись покупатели

Сатирический проект "Поэт и гражданин" продюсера и журналиста Андрея Васильева, запущенный в середине февраля на "оптимистичном" телеканале "Дождь", в скором времени переедет на другую площадку. Сначала сообщалось, что права на него собирается приобрести радиостанция "Эхо Москвы", однако 11 апреля стало известно, что "Поэтом" заинтересовалась и медиагруппа "Живи!", принадлежащая группе "Онэксим" Михаила Прохорова.

За время существования "Поэта и гражданина" в эфир телеканала успели выйти пять выпусков программы. Явно в проекте участвуют всего лишь два человека: актер Михаил Ефремов читает стихи Дмитрия Быкова, написанные им на резонансные события или темы. Незримо же в нем присутствует еще целый ряд поэтов-классиков, чье творчество активно используется автором при сочинении злободневных стихов.

Быковские стихи, стилизованные под Пушкина, Ефремов читает, соответственно, в образе Пушкина. За полтора месяца актер побывал также Крыловым, Лермонтовым, Некрасовым и Грибоедовым и, по словам Васильева, чуть не оказался Анной Ахматовой. Однако поэтессу было решено отложить до будущих времен, видимо, чтобы не превращать проект в фарс. Впрочем, журналист отметил, что графоман Быков настолько профессионален, что ему не составит труда писать стихи каждый день, причем подражая кому угодно. Объектом же сатиры становились, например, письмо российских деятелей в защиту судебной системы или история с бывшим пресс-секретарем Хамовничевского суда Натальей Васильевой, заявившей о давлении на судью Виктора Данилкина, выносившего приговор по делу Михаила Ходорковского.

Тандем Быкова и Ефремова получился достаточно органичным. Разнообразные остроты автора в исполнении Ефремова, "играющего" каждое слово, приобрели еще больший вес. В целом, проект, соответствующий информационно-развлекательной площадке, какой позиционирует себя "Дождь", получился и ироничным, и в то же время, как и задумывалось, остросоциальным. Однако степень остроты оказалась чрезмерной даже для либерального и открытого "Дождя".

Из эфира телеканала был снят шестой выпуск проекта, в котором Ефремов читал стихотворение-пародию на Евгения Евтушенко, посвященное главному политическому тандему страны - президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину.

Стихотворение появилось после того, как Медведев и Путин высказали различные мнения относительно действий западных союзников в Ливии. Премьер сравнил военную операцию Запада с крестовыми походами, после чего Медведев заявил о недопустимости таких высказываний, "по сути ведущих к столкновению цивилизаций".

Заочная дискуссия политиков и легла в основу стихотворения Быкова, написанного от лица Путина "другу" Медведеву, который "открывает рот" и "говорит наоборот".

Потом с усмешкою рисковой
Сказал я, пальцем погрозя,
Что, мол, на Ливию крестовый
Поход устраивать нельзя -
И услыхал от друга Димы:
"Твои слова недопустимы!"
Меня публично он уел.
Ты что же, Дима?! Ты неправ!

В стихотворении лирический герой также напоминал "Диме", что тот - "из младших" и вообще "как не пацан". Напоминание, по-видимому, и стало последней каплей для генерального директора телеканала "Дождь" Натальи Синдеевой, лично запретившей показывать этот выпуск проекта.

Синдеева 28 марта опубликовала на своей странице в Facebook сообщение, пояснив, что в стихотворении Быкова "есть фразы, которые могут обидеть не политика, а человека". Позднее, 30 марта, она выступила на своем телеканале, где подробнее изложила причины этого решения, разделившего общественность пополам. Если одни с пониманием отнеслись к такому шагу, то другие обвинили "Дождь" в самоцензуре. По словам же Синдеевой, в стихотворении был нарушен "предел допустимой конструктивной критики".

Одновременно свою точку зрения на происходящее высказал находящийся в США Дмитрий Быков "Новой газете", отметивший, что поначалу хотел отказаться от проекта. При этом он выразил надежду, что все-таки всем участникам проекта удастся договориться о пределах свободы, в противном случае Быков пообещал, что они с Ефремовым будут читать стихи друг другу.

Пожалуй, в самой сложной ситуации оказался Андрей Васильев, друг Синдеевой и автор проекта, который был вынужден с пониманием отнестись к решению генерального директора канала. Однако терять "Поэта и гражданина", набиравшего популярность, ему не хотелось. Вопрос решился сам собой, когда выпуск снятой программы все-таки появился на видеохостинге YouTube. По словам Синдеевой, его выложил один из участников проекта, тем самым якобы нарушивший договоренности о не публикации материалов. После этого Синдеева решила отказаться от проекта, а Васильев начал искать другие площадки.

На "Поэта и гражданина" достаточно быстро нашелся покупатель: им заинтересовалась радиостанция "Эхо Москвы". Главный редактор "Эха" Алексей Венедиктов рассказал, что радио собирается приобрести права на аудио- и видеоматериалы, которые будут выкладываться на сайте радиостанции. Поскольку на успех проекта в большей степени повлиял именно "визуальный" Ефремов, это решение казалось более чем разумным. Да и вряд ли проект, создававшийся под телеканал, долго бы удерживал публику только звуком.

Но несмотря на слова Венедиктова о том, что "Эхо" в принципе получило согласие на покупку, 11 апреля выяснилось, что правами на трансляцию проекта в интернете заинтересована и медиагруппа "Живи!", подконтрольная группе "Онэксим" Михаила Прохорова. Генеральный директор медиагруппы Юрий Кацман подтвердил "Ленте.ру", что стороны уже договорились о сделке и сейчас группа размышляет, на каком именно ресурсе показывать проект. Скорее всего, "Живи!", владеющая журналом и интернет-порталом "Сноб", а также журналом "Русский пионер", отдаст под "Поэта" свой интернет-портал F5.

Сомневаться, что проект приобретет нового хозяина, уже не приходится. Судьба "Поэта и гражданина", неожиданным образом получившего столь внушительную медиаподдержку, сложилась удачнее, чем его авторы и участники могли предположить. Проект, заслуженно или нет, стал чуть ли не символом свободы слова, утерянной, как оказалось, и на интернет-телевидении. Ключевую роль для поднятия рейтинга и популярности программы сыграли не Быков с Ефремовым, а сам "Дождь", так "своевременно" от нее отказавшийся.

Развлекательная сторона проекта в настоящий момент свелась к нулю, зато градус "злободневности" достиг максимального уровня. Причем объектом этой "злобы дня" стал именно телеканал "Дождь", попутно отрекшийся от определения "оппозиционный", которое ему исправно присваивала часть его аудитории.

Наталья Синдеева в интервью журналисту Олегу Кашину, опубликованном на сайте "Афиши", подчеркивала, что выпуск с содержанием, выходившим за рамки приличия, сняли по этическим соображениям. Уровень же приличия, напрямую влияющий на степень свободы, естественно определяет сама Синдеева, которая в принципе не поняла, почему ее канал считают оппозиционным. Зато история с "Поэтом" показала, где именно на "Дожде" проходит грань между "можно" и "нельзя".

С другой стороны, понять Наталью Синдееву как человека и менеджера, вложившего немало средств в развитие бизнеса и, по ее собственному признанию, даже продающего ради дела свои квартиры, можно. Прежде всего телеканал "Дождь" - это бизнес, а потом уже только место для дискуссий. Решение Синдеевой сводится не только и даже не столько к этической стороне вопроса, сколько к опасениям потерять телеканал и команду из 300 человек. Вести же успешный бизнес, будучи хорошим, свободным, а главное - удобным для всех, невозможно.