Живая рана Кох и Шендерович взбодрили поминки по "старому НТВ"

На прошлой неделе в российской журналистике отмечалась важная дата: 10 лет с момента разгрома старой редакции НТВ - той самой, которая считала, что "новости - наша профессия". С тех пор деловая и политическая журналистика практически ушли с федерального ТВ, но вспоминать об этом на самом ТВ не стали. Вместо телеканалов поминки по старому НТВ устроили журналы, радиостанции и блоги. Поминки эти не обошлись без скандала: Альфред Кох в очередной раз поссорился с Виктором Шендеровичем.

В апреле 2001 года после смены собственника на НТВ часть журналистов отказалась принимать решения собрания акционеров, после чего на телеканале произошел раскол. Его итогом стало то, что часть журналистов (например, Леонид Парфенов и Татьяна Миткова) остались на НТВ, а часть (прежде всего, Евгений Киселев, Виктор Шендерович и другие) - отказались работать на "Газпром медиа", обвинив компанию в цензуре, намерении уничтожить свободный телеканал и других грехах.

Как бы то ни было на самом деле, уникальный творческий коллектив был разрушен, а в России выросло целое поколение людей, которое не знает, что на телевидении можно не только остро шутить по поводу всех (всех!) политиков в стране, но и качественно анализировать политическую жизнь в стране. Это поколение не видело "Итогов", "Кукол", а "Намедни" для них - это в первую очередь несколько книжек, а не телецикл Леонида Парфенова.

Виктор Шендерович. Фото (c)AFP

Виктор Шендерович. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Может показаться, что за 10 лет, которые прошли с того времени, история с разгромом НТВ сильно запылилась и стала восприниматься именно как история, то есть то, что уже прошло и в чем интересно разбираться только профессионалам. Отчасти это нашло отражение в том, как воспринималась годовщина разгрома в СМИ в апреле 2011 года. Так, "Афиша" подготовила очень обстоятельную подборку, в которой разобралась, кто из "старого НТВ" чем занимается сейчас. В "Афише" взяли не только людей первого ряда (Евгения Киселева, Владимира Кулистикова, Игоря Малашенко), но и тех, кого вспомнишь не сразу. Елена Ханга, Елена Масюк, Андрей Норкин, Елизавета Листова - "Афиша", кажется, не забыла никого.

Похожим образом поступили и на сайте Newsru.com. Редакция этого издания сделала что-то типа хроники апрельских дней 2001 года и последующих событий. Внимание этого сайта к десятилетию разгрома вполне понятно - 10 лет назад Newsru.com выходил на портале NTV.ru.

Кое-какие материалы были опубликованы и в других изданиях, но в целом картина сложилась такая: СМИ либо предпочли вообще ничего не вспоминать о поворотном моменте в истории российской журналистики, либо предпочли говорить о ней как об эпохе, ушедшей в историю.

Все, да не все

На этом можно было бы и закончить статью, если бы в мире не существовало блогов. В этом сегменте медиа события 10-летней давности все еще воспринимаются как живая рана, как события, о которых можно и нужно спорить, чтобы сместить акценты в восприятии разгрома НТВ общественностью. Каждый, кто высказался об НТВ во время годовщины разгрома, пытался достичь при этом своих, совершенно конкретных целей.

Так, в партии "Яблоко" посчитали нужным напомнить, кто именно был по разные стороны баррикад. Защищали старую редакцию НТВ Алексей Венедиктов, Евгения Альбац, Ирина Хакамада, Владимир Познер, Григорий Явлинский. А вот с другой стороны оказались люди, которых сейчас, в 2011 году, вместе представить просто невозможно: тут и Владимир Путин, и Борис Немцов, и Борис Грызлов, и Михаил Касьянов.

В отдельной заметке лидер "Яблока" Сергей Митрохин описал для тех, кто не понял: есть правые правые ("Яблоко"), которые боролись за старое НТВ, и есть неправые правые (Борис Немцов), который телеканал уничтожал. Таким образом, вся статья у него получилась не столько про прошлое, сколько про настоящее.

Попыталась рассказать об НТВ как об истории давно минувших дней и Татьяна Юмашева, но пост дочери Бориса Ельцина получился очень эмоциональным. Она не забыла, как НТВ критиковало Бориса Ельцина. "Гусинский решил поддержать на парламентских и президентских выборах Примакова-Лужкова, и чтобы дискредитировать президента, каждый день на телезрителей выливались истории про ненасытную семью, которая управляет мало соображающим президентом, и подписывает у него указы в целях дальнейшего обогащения и т.д", - написала Татьяна Юмашева. Простить такое дочь президента не смогла, поэтому честно призналась, что во время разгрома НТВ особо не переживала. "Расстраивалась ли я, что у Уникального журналистского коллектива во главе с Киселевым начались проблемы из-за невозвращенного кредита? Честно - нет. Потому что - заслужили", - написала она.

Старые недруги

Наиболее эмоциональным, впрочем, во всей истории с 10-летней годовщиной оказался не пост Татьяны Юмашевой, а переписка-перепалка двух участников тех событий. 14 апреля Виктор Шендерович опубликовал небольшую заметку в "Еженедельном журнале", в которой не постеснялся в выражениях. "На месте плоховатой, но все-таки развивавшейся демократии окаменела, спасибо если не на десятилетия, северная разновидность Зимбабве", - заключил Шендерович. По по ходу статьи он успел метнуть критические стрелы не только во Владимира Путина (главного закадрового участника тех событий), но и в Альфреда Коха, и всех россиян вообще.

Альфред Кох. Фото Алексея Ющенкова

Альфред Кох. Фото Алексея Ющенкова

Lenta.ru

Россияне на статью Шендеровича вряд ли обиделись, а вот Альфред Кох решил ответить, причем публично. Для этого он подробно разобрал статью в блоге на "Эхе Москвы", уличив Шендеровича в мелких (и не очень) фактологических огрехах и, главное, в непонимании сложившейся в 2001 году ситуации. По словам Коха, "удушение" свободы слова произошло не в 2001 году, а в 2004-м, когда с НТВ ушел Леонид Парфенов. "А что, после 2001 года никто кроме Шендеровича не боролся против Кремля? Не было увольнения Парфенова за интервью с вдовой Яндарбиева? Не было его речи на вручении премии? Не было увольнения Йордана за репортажи с 'Норд-Оста'? Не было увольнения Савика Шустера?" - спросил у Шендеровича Кох.

Шендерович - не такой человек, чтобы на подобные слова не ответить. Признав фактологические ошибки, бывший сценарист "Кукол" не согласился с датировкой Коха, отметив, что "удушение" - процесс, который начался в 2001 году и продолжался в 2004-м.

Для этой подборки мы в "Ленте.Ру" специально опустили все взаимные претензии, упреки, колкости, которыми обменивались Шендерович и Кох (желающие могут пройти по указанным ссылкам), чтобы подчеркнуть главное - в этом споре участвуют два человека, которые считают, что со свободой слова в России было в начале 2000-х покончено и что связано это, так или иначе, с фигурой тогдашнего президента - Владимира Путина.

Таким образом, у всех, кто высказался по проблеме разгрома НТВ в 2011 году, гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд и чем это было в 2001 году. Все они считают, что сейчас с телевидением намного хуже, чем раньше, но вот донести эту мысль до читателей (зрителей, слушателей, собеседников), которые либо совсем ничего не знают о "старом НТВ", либо уже забыли о настоящей телевизионной журналистике, им мешают старые обиды и старые споры.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше