Вам и не снилось

Незавершенные проекты обошлись Армии США в миллиарды долларов

Проект беспилотника FCS Class IV. Изображение с сайта defenseindustrydaily.com

Армия США за последние 15 лет потратила на незавершенные проекты 32 миллиарда долларов, не получив на вооружение ни одной новой единицы военной техники. Причиной столь масштабных растрат стала непродуманная реализация оборонных программ, которые нередко закрывались, а освободившиеся средства тратились на уже существующие и проверенные технологии. Теперь министерство обороны США намерено более взвешенно подходить к новым проектам, однако свернуть с проторенного пути "разбрасывания" миллиардов будет сложно.

Командование Армии США по запросу госсекретаря Армии Джона Макхью провело оценку реализации военных программ с 1995-го по 2010 год. В открытом доступе отчета о проведенной работе нет, однако газета The Washington Post написала со ссылкой на полученную копию документа, что деятельность армейского командования получила неудовлетворительную оценку, а действия высших чинов при управлении различными проектами были названы "неприемлемыми". Такую же оценку получило и министерство обороны США.

В целом с 1995-го по 2010 год Армия США и Пентагон закрыли 22 военных проекта, 15 из которых - за последние десять лет. В общей сложности, на незавершенные программы американские военные израсходовали 32 миллиарда долларов, не приняв на вооружение ни одной новой единицы военной техники. В середине мая 2011 года министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что с 11 сентября 2001 года Пентагон практически удвоил расходы на перевооружение, потратив свыше 700 миллиардов долларов на проекты разработки и закупку новой военной техники. "Все это закончилось лишь незначительным ростом боевого потенциала вооруженных сил", - констатировал Гейтс.

Прожорливые

В числе наиболее дорогих незавершенных проектов в отчете Армии США упоминаются разведывательный вертолет RAH-66 Comanche и "Боевые системы будущего" (FCS). Только эти два проекта практически безвозвратно "съели" 25 миллиардов долларов. В числе других незавершенных программ - создание самоходной артиллерийской установки Crusader калибра 155 миллиметров, разработка ракетной системы ATACMS BAT, Stinger RPM Block II и машины разграждения Grizzly Breacher.

Разработка разведывательного вертолета RAH-66 Comanche началась в 1988 году. Новая машина, создававшаяся с применением технологии малозаметности, должна была заменить все вертолеты UH-1 Iroquois, AH-1 Cobra, OH-6 Cayuse и OH-58 Kiowa. В общей сложности планировалось приобрести 650 вертолетов Comanche на 39 миллиардов долларов. Проект был закрыт в 2004 году совместным решением командования Армии США и Пентагона, которые посчитали, что дешевле и эффективнее будет покупать беспилотные летательные аппараты и уже существующие модели вертолетов.

Открыть галерею
Открыть галерею "Миллиарды на ветер"

В общей сложности на программу разработки RAH-66 было потрачено около восьми миллиардов долларов, шесть из которых - в 1995-2004 годах. За досрочное закрытие проекта компании Boeing и Sikorsky, занимавшиеся созданием Comanche, получили компенсацию в размере 700 миллионов долларов. В общей сложности, было создано два прототипа вертолета, которые сейчас можно увидеть в Музее армейской авиации в Форт-Ракере. В результате закрытия проекта Пентагон и Армия США получили возможность перенаправить 15 миллиардов долларов, зарезервированных на RAH-66, на другие проекты.

С 2004 года из этой суммы 2,2 миллиарда долларов были потрачены на покупку беспилотников, еще 2,2 миллиарда - на ударные вертолеты AH-64 Apache и 1,5 миллиарда долларов - на ремонт и модернизацию транспортных вертолетов CH-47 Chinook. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что "шерсти клок" с проекта Comanche Армия США все же получила - многие технологии, примененные в этой машине, в настоящее время используются в AH-64D Apache Longbow Block III, серийное производство которого началось весной 2011 года.

Любопытно, что вместо дорогостоящего Comanche (около 60 миллионов долларов за штуку) было решено создать более дешевый вооруженный разведывательный вертолет ARH-70 Arapaho. Контракт на создание машины получила американская компания Bell Helicopter. Свой первый полет вертолет совершил в 2006 году, но в октябре 2008 года Пентагон принял решение закрыть проект, поскольку конечная стоимость Arapaho получалась значительно выше расчетной. К этому времени на программу было потрачено 533 миллиона долларов. По сравнению с RAH-66, сумма небольшая, но американские военные, видимо, решили учиться на своих ошибках и не допускать колоссального роста расходов.

Впрочем, такая "учеба" не отразилась на программе создания целого семейства боевых систем. Их разработка велась с 2003 года под названием "Боевые системы будущего" (FCS). Итогом проекта должно было стать создание целого спектра военной техники начиная с беспилотников и заканчивая гаубицами и танками. При этом последние, помимо обычных пушек, пулеметов и гранатометов, должны были получить и перспективное лазерное оружие для поражения легкобронированной техники и низколетящих целей. Проект FCS за все время своей реализации претерпел несколько изменений и в 2009 году был полностью закрыт.

RAH-66 Comanche. Фото с сайта minihelicopter.net
RAH-66 Comanche. Фото с сайта minihelicopter.net

Комментируя решение о закрытии проекта, Гейтс заявил: "По моему опыту, если вы хотите поменять все разом и создать что-то абсолютно новое, вы обычно заканчиваете дорогостоящей катастрофой. Если Google способен создать что-то революционное, то у нас (военных - примечание Ленты.Ру) нет таких способностей". К этому моменту на FCS было потрачено уже 19 миллиардов долларов. В результате проект "Боевых систем будущего" был изменен полностью и в настоящее время известен как программа модернизации Армии США. Она предусматривает в основном закупку уже имеющихся образцов вооружения, а также разработку некоторых видов новой техники, но уже в соответствии с упрощенными требованиями.

Отчет об армейских проектах завершается рекомендациями, как не допустить столь значительных бесполезных трат в будущем. Согласно документу, нужно выполнить всего четыре требования: жестко придерживаться временных рамок, более четко управлять рисками, заключать контракты с проверенными компаниями и предоставлять подрядчикам адекватное техническое задание. Армейское руководство заверило Пентагон, что практически все эти рекомендации уже выполнены.

Страна дорогих проектов

Следует отметить, что неразумное управление военными проектами вообще свойственно американским военным. Общедоступных документов о закрытых военных проектах ВВС, ВМС и Морской пехоты США нет, но можно предположить, что и эти рода войск за последние 15 лет потратили немало долларов на реализацию программ, которым не суждено быть завершенными. Одним из доводов в пользу такого предположения является проект создания палубного штурмовика A-12 Avenger II для ВМС США.

Компании Boeing и General Dynamics в конце 1980-х - начале 1990-х годов занимались созданием самолета, который должен был заменить устаревшие A-6 Intruder. На реализацию проекта ушло 3,88 миллиарда долларов, однако на эти деньги компании сумели создать только один массо-габаритный макет перспективного штурмовика. Программа была закрыта в январе 1991 года по распоряжению Пентагона.

Другим примером того, что Пентагон не умеет экономить, является истребитель F-22 Raptor, единственный в мире боевой самолет пятого поколения, принятый на вооружение. Этот проект был завершен лишь условно. Изначально ВВС США планировали принять на вооружение 750 таких истребителей, но в 2010 году решили остановиться лишь на 187, 168 из которых уже получили. Общая стоимость программы создания и закупки F-22 составляет 77,4 миллиарда долларов, хотя изначально планировалось, что ценник не превысит 26,2 миллиарда долларов. В 2010 году военные покупали F-22 по 411,7 миллиона долларов за штуку.

F-35B Lightning II. Фото с сайта jsf.mil
F-35B Lightning II. Фото с сайта jsf.mil

По пути Raptor, похоже, идет и перспективный истребитель F-35 Lightning II. К настоящему времени на программу разработки самолета, который задумывался как более дешевая альтернатива F-22, уже потрачено более 50 миллиардов долларов. В общей сложности, создание и покупка серийных F-35 обойдется США в 382 миллиарда долларов. На вооружение ВВС должны поступить 2443 таких самолета. Впрочем, шансов на то, что проект Lightning II будет закрыт полностью, мало - истребители, стоящие на вооружении ВВС и ВМС США, уже устарели, а заменить их фактически нечем.

В последнее время в США развернулась борьба за сокращение финансирования военных проектов. В частности, администрация президента США потребовала от Пентагона сокращения трат на сто миллиардов долларов в ближайшие пять лет. В связи с этим Гейтс заявил, что военные избрали консервативный подход и решили идти по пути преимущественно ремонта и модернизации уже имеющихся вооружений, а также покупки уже существующих образцов военной техники. При этом бесперспективные с точки зрения министерства обороны проекты будут закрыты.

Закрытия начались в январе 2011 года, когда Пентагон свернул программу создания экспедиционной боевой машины Морской пехоты США. На эту машину было потрачено около трех миллиардов долларов из 15 запланированных. 25 апреля 2011 года министерство обороны США объявило о закрытии проекта создания альтернативного двигателя F136 для перспективного истребителя F-35 Lightning II. На программу разработки, по разным данным, было потрачено 2,8-3,5 миллиарда долларов. По данным компаний General Electric и Rolls-Royce, создававших двигатель, работа завершена на 80 процентов.

В настоящее время под угрозой закрытия в США находятся еще два проекта: создания альтернативы бронетранспортерам HMMWV и истребителя F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Обсудить
Наука и техника
 — 
13:52 Сегодня
Александр Шестаков

«В развитии главное — масштаб цели»

Интервью с ректором ЮУрГУ Александром Шестаковым о науке, образовании и развитии
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Закат Запада
В Мюнхене самые влиятельные политики мира похоронили старый мировой порядок
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Мусорщик в ИндииУ каждого дела запах особый
Daily Mail выбрала самые отталкивающие профессии в мире
DATE IMPORTED:July 26, 2008Cambodian ride on a van leaving Phnom Penh city for their hometown, at a bus station July 26, 2008 for voting day tomorrow. Cambodia is due to hold a general election on July 27. «Тут во всем винят русских»
История уроженки Ростова-на-Дону, переехавшей в Камбоджу
Минами МинегисиРабыни поп-индустрии
Как в эстрадных концлагерях Японии куют будущих кумиров
Счастливы порознь
В США и Европе вошло в моду превращать развод в праздник
Вырви глаз
15 слишком эпатажных проектов известных тюнинг-ателье
Как клиенты мстят дилерам
Топор, кувалды, телеги с сеном и другие способы отомстить производителю
Как едет обновленная «Октавия»
Зачем Skoda Octavia новые фары и что случилось с ее подстаканником
10 культовых машин из Восточной Европы
Автомобили из соцстран, которые знали даже в США
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды