В понедельник, 6 июня, руководитель ООН Пан Ги Мун, чьи полномочия истекают в 2011 году, объявил о намерении выдвинуться на второй срок. Успешно переизбраться ему, скорее всего, поможет позиция пятерки постоянных членов Совета безопасности организации, поддержкой которых он пользуется. Между тем эффективность работы генсека ООН вызывает вопросы уже не первый год.
Свой пост выходец из Южной Кореи Пан Ги Мун занял в 2007 году после отставки предыдущего генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Избрание нового генсека проходило на фоне разгоревшегося в организации крупного скандала, в котором оказался замешан предыдущий генсек. В частности, следствие заподозрило его сына, Коджо Аннана, в причастности к махинациям в рамках ооновской программы "Нефть в обмен на продовольствие". В конце концов дело постепенно затухло, однако, как говорится, осадок остался. Поэтому, когда срок Кофи Ананна подошел к концу, новым главой организации был выбран Пан Ги Мун.
Как только сменился генсек ООН, США - главный спонсор организации - сразу дали понять, что хотели бы, чтобы в ООН были проведены реформы, прежде всего направленные на борьбу с коррупцией. По этому пути все и пошло: вступив в должность, Пан Ги Мун объявил о грядущих изменениях, рассчитанных на повышение финансовой прозрачности организации, укрепление эффективности ее работы, а также усиление трудовой этики сотрудников. Казалось бы, все остались довольны, однако вскоре исключительные качества нового лидера ООН были поставлены под сомнение.
Первый звонок прозвенел уже в конце 2007 года. Тогда некоторые сотрудники аппарата ООН пожаловались прессе на то, что при подборе кадров новый генсек отдает предпочтение своим соотечественникам. С учетом задачи, поставленной организации в Вашингтоне, эти обвинения сразу же привлекли внимание общественности, однако довольно быстро интерес к скандалу сошел на нет: ситуация, когда новый руководитель приводит на новое место работы членов своей команды, является вполне обычной.
Тем не менее вскоре Пан Ги Мун вновь оказался в центре внимания прессы. В августе 2008 года в СМИ попало письмо, отправленное заместителем постпреда Норвегии при ООН Моной Йуул (Mona Juul) в МИД своей страны. В послании дипломат в весьма резких выражениях раскритиковала генсека и качество его работы. В частности, норвежский представитель назвала Пан Ги Муном "бесхребетным" и неспособным руководителем, который всеми средствами пытается самоустраниться от решения всех тех вопросов, которыми он должен заниматься по долгу службы.
К моменту, когда письмо Йуул стало достоянием общественности, Пан Ги Мун за свою незаметность на мировой арене успел получить прозвище "человек-невидимка". Пытаясь изменить столь нелестный имидж, в 2008 году генсек ООН предпринял поездки на Шри-Ланку и в Мьянму - страны, известные нарушениями прав человека. Предполагалось, что подобные визиты вернут генсека в информационное поле и повысят его статус. Однако эффект получился противоположный: несмотря на увещевания советников подождать с визитом в Мьянму, который, по их мнению, не принесет никакого результата, Пан Ги Мун все же отправился в поездку, которая, как и говорили, оказалась бессмысленной. Аналогичным образом завершился визит и на Шри-Ланку.
Спустя год, в июле 2009 года, Пан Ги Мун вновь стал жертвой скандала, разгоревшегося из-за другого документа, попавшего в прессу. На этот раз опубликованным оказалось послание самому генсеку от руководителя отдела внутренних расследований ООН (U.N.'s Office of Internal Oversight Services) Инги Бритт Алениус (Inga-Britt Ahlenius). В докладной записке главный следователь организации обвинила своего начальника в противодействии борьбе с коррупцией, а также попытке создать в ООН альтернативный, подконтрольный ему отдел внутренних расследований.
В своем послании Бритт Алениус также напрямую высказала мысль о потере ООН своей значимости и превращении ее в бесполезное образование. Между тем подобная критика в адрес организации звучит уже довольно давно. При этом, как утверждают сторонники Пан Ги Муна, причины этой неэффективности явно не сводятся к одной лишь личности руководителя, чьи полномочия довольно ограниченны. Кроме того, по их мнению, незаметность и отсутствие харизмы, которые главе ООН часто ставят в упрек, вовсе не являются проявлениями нерешительности и непрофессионализма. Напротив, утверждают они, Пан Ги Мун обладает незаурядными способностями к "восточной" дипломатии, по большей части скрытой от посторонних глаз. Именно этим, считают защитники генсека, и объясняется отсутствие с его стороны громких заявлений и шагов.
По данным источников в ООН, несмотря на критику, переизбрание Пан Ги Муна на второй срок - дело практически решенное: свою поддержку главе организации выразили все пять постоянных членов Совета безопасности, обладающих правом вето - США, Россия, Китай, Великобритания и Франция. В случае если в пользу избрания кандидата проголосуют делегаты не менее чем девяти членов СБ (всего в совете состоят 15 стран), вопрос будет передан в Генеральную ассамблею ООН, где голосования чаще рассматриваются как формальность.
Комментируя готовность США поддержать действующего генсека, аналитики отмечают, что фигура тихого руководителя, предпочитающего избегать конфликтов, устраивает Вашингтон куда больше, чем фигура его сильного и харизматичного предшественника. В частности, Вашингтону сильно не понравилась позиция Кофи Аннана, выступившего резко против вторжения американских войск в Ирак, предпринятого вопреки решению Совбеза.
Китайцев кандидатура Пан Ги Муна также вполне устраивает. Одним из очков в пользу нынешнего генсека в глазах китайского руководства стало его бездействие после отказа Пекина выпустить из-под стражи лауреата Нобелевской премии мира Лю Сяобо. На переизбрание Пан Ги Муна, похоже, согласны и в России. В свое время его позиция по статусу Косово, а также Южной Осети и Абхазии вызвала недовольство в Москве. Однако у России есть немало и своих больных точек, которые глава ООН старательно обходит. Кроме того, немаловажным моментом, который, возможно, определил поддержку генсеку со стороны Европы, стало отсутствие у Пан Ги Муна реального соперника на выборах.
Так что, скорее всего, в своей уверенности в победе генсека источники в ООН правы: почти по всем параметрам это кандидат компромиссный.