14 июня СМИ сообщили, что Дмитрий Медведев назначил нового начальника ГИБДД. Строго говоря, это не совсем так. Аббревиатура ГИБДД исчезла из названия главка дорожной милиции еще в 2004 году. А теперь подразделение снова переименовано. И это в данной ситуации - не единственный момент, трудный для понимания. В МВД объясняют перестановки необходимостью ротации кадров, а некоторые аналитики считают происходящее следствием "борьбы в тандеме". Ни те, ни другие объяснения не делают ситуацию более понятной.
С 1936 года и до недавнего времени дорожная милиция в нашей стране обозначалась аббревиатурой ГАИ (Государственная автомобильная инспекция). В конце 1990-х годов ее переименовали в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения). Это переименование породило множество чисто лингвистических споров, которые так увлекли россиян, что те не заметили еще одного новшества. В 2004 году Главное управление ГИБДД (одно из подразделений центрального аппарата МВД, контролирующее автоинспекторов) было переименовано в Департамент по обеспечению безопасности дорожного движения (ДОБДД). Структура дорожной милиции на ее официальном сайте стала выглядеть так: центральный ДОБДД МВД является руководящим органом по отношению к региональным управлениям ГИБДД.
Но этот любопытный факт можно уже не запоминать. Ибо в рамках новой реформы МВД, начатой в 2009 году и ознаменованной превращением милиции в полицию, ДОБДД решили снова переименовать. На этот раз в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД).
На фоне многочисленных переименований крайне трудно отследить перемещения руководителей дорожной инспекции, департамента или управления. Особенно если учесть, что обычно переименование производится путем "ликвидации" старого подразделения и "создания" на его месте нового. Но уловить общую динамику все-таки можно.
В 2004 году главой ДОБДД МВД стал Виктор Кирьянов, до этого занимавший пост заместителя начальника ГУ ГИБДД (то есть фактически его перевели с должности заместителя главы подразделения на пост главы переименованного подразделения). Кирьянов с 1970-х годов служил в ГАИ Санкт-Петербурга, а в главк ГИБДД был переведен в 2001 году. Естественно, при повышении многие аналитики указали на "питерское" происхождение Кирьянова. Хотя для скепсиса было не так много причин - чиновник отличался безупречной репутацией, получив за время работы примерно сорок поощрений и ни одного взыскания. Впоследствии репутация Кирьянова была несколько подпорчена: в 2008 году его машина, нарушив правила, сбила женщину, переходившую дорогу в неположенном месте. Но и тут чиновник постарался вести себя безупречно - оказал пострадавшей первую помощь, самостоятельно вызвал "скорую"... Уголовное дело по факту ДТП не возбудили.
В августе 2010 года, когда новая реформа МВД уже была в разгаре, Департамент обеспечения правопорядка на транспорте, Оперативно-розыскное бюро номер 11 и Центр оперативного управления ОВД на транспорте были объединены в новое подразделение под названием Главное управление МВД на транспорте. Начальником управления назначили Дмитрия Шаробарова, который до этого был первым заместителем начальника Департамента обеспечения правопорядка на транспорте. Также были назначены начальники управлений на транспорте по федеральным округам. В частности, управление по Центральному федеральному округу возглавил Андрей Алексеев.
В январе 2011 года в московском аэропорту "Домодедово" произошел теракт, жертвами которого стали 37 человек. Аналитики сразу возложили вину за произошедшее на Шаробарова и Алексеева. 31 января президент Дмитрий Медведев отправил в отставку сразу нескольких чиновников, самым высокопоставленным из которых был Алексеев (впрочем, и тут все не так однозначно - на официальном сайте ГУ МВД на транспорте по ЦФО начальником подразделения до сих пор значится именно он). Шаробаров же должность сохранил, и 14 июня 2011 года состоялось его переназначение (проще говоря, Медведев, рассмотрев вопрос о возможной смене начальника ГУ МВД на транспорте, пришел к выводу, что Шаробаров его вполне устраивает).
Гораздо более заметным шагом Медведева после теракта стало создание специальной должности заместителя министра внутренних дел по безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. На эту должность перевели Виктора Кирьянова. А ДОБДД МВД на несколько месяцев остался фактически без руководителя. Обязанности главы подразделения временно исполнял его заместитель Владимир Швецов, но было непохоже, чтобы его собирались сделать полноправным начальником.
И вот 14 июня начальником ДОБДД МВД, переименованного в ГУОБДД, был назначен другой бывший заместитель Кирьянова - Виктор Нилов. Если же говорить проще (как и делают большинство СМИ), то Нилов стал "главой ГИБДД". СМИ уже опубликовали его полное "резюме" - с 1970-х по 2007 год служил в петербургской ГАИ (и ГИБДД), в 2007 году стал помощником главы ДОБДД МВД, в 2009 году ненадолго был переведен на пост помощника главы МВД, но почти сразу вернулся в ДОБДД. На протяжении своей карьеры Нилов почти никогда не попадал в новости (не считая дежурных выступлений по поводу крупных аварий и планируемых нововведений). Разве что в марте 2011 года, когда на его машину в Москве упала сосулька... Таким образом, трудно сказать, чего можно ожидать от нового главного автоинспектора - о его личности почти ничего не известно.
Почти одновременно в МВД произошли иные важные события. В праздничную субботу 11 июня, когда вся страна отдыхала и не следила за новостями, Медведев снял с должностей сразу трех заместителей главы МВД: первого заместителя Михаила Суходольского, заместителя Евгения Школова и замминистра - начальника следственного комитета ведомства Алексея Аничина. Суходольского понизили в должности - он стал главой ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области вместо Владислава Пиотровского, который на днях был уволен. Некоторые аналитики предполагают, что Суходольского послали в Санкт-Петербург "навести порядок". Однако их оппоненты возражают - по данным СМИ, Суходольский и Пиотровский являются близкими друзьями. Также высказывается предположение, что перестановки связаны с предвыборной гонкой - якобы Медведев снимает с должностей "людей Владимира Путина" и заменяет их своими ставленниками. Впрочем, конкретики в этой версии довольно мало.
Глава МВД Рашид Нургалиев объяснил ситуацию ничуть не более внятно. Он заявил: "И Михаил Суходольский, и Евгений Школов, и Алексей Аничин 3 июня прошли переаттестацию, зарекомендовали себя с положительной стороны. Это очень ответственные руководители, которые имеют большой опыт работы. Вместе с тем существует принцип ротации, который характерен для всех". Чуть позже министр развил свою мысль - он сказал, что ротация, то есть перевод чиновников на другую равнозначную должность, впредь будет осуществляться в высших эшелонах МВД каждые пять лет. По словам Нургалиева, это поможет борьбе с коррупцией и стимулирует передачу позитивного опыта.
Гораздо более ясно в беседе с газетой "Коммерсантъ" выразился зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. Депутат признался: "Значительные кадровые изменения в высшем руководстве МВД, произведенные президентом Дмитрием Медведевым, на мой взгляд, не могут вызвать ни одобрения, ни порицания, а лишь недоумение, поскольку никому - ни парламенту, ни общественности - не объясняются истинные причины смещения и назначения отдельных руководителей этого ведомства". Пожалуй, это применимо не только к трем заместителям министра, но и к Нилову, и ко многим другим представителям руководства МВД.