В пятницу на экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент России Дмитрий Медведев неожиданно для всех поблагодарил разработчиков из студии Rovio за создание игры Angry Birds. По словам президента, теперь у российских чиновников есть как минимум одно очень важное дело на работе. Реакция разработчиков не заставила себя ждать. Уже в понедельник появились сообщения о том, что Rovio собирается активно продвигать онлайн-версию игры в России и ищет партнеров (и не согласна меньше чем на Яндекс или Mail.ru Group).
Всего несколько лет назад представить такое было практически невозможно. Финская компания Rovio Mobile появилась на свет в 2003 году. Тогда в ней работали всего несколько человек. Занимались они в основном тем, что разрабатывали java-версии популярных игр. Как вспоминает в интервью их главный дизайнер, Яакко Иисало, тогда компания пыталась создавать свои собственные игры, но они были никому не нужны.
Спустя некоторое время студия Rovio решила переквалифицироваться. Разработчики занялись созданием казуальных игр для мобильных телефонов. В конце двухтысячных, когда и зародилась идея "злобных птичек", компания работала над играми для мобильных телефонов по заказу Nokia. Тогда их самым большим успехом на этом поприще была игра с шариком, которая была установлена на двух миллионах телефонов.
"Волной", которую поймала студия Rovio, стала растущая популярность смартфонов с тачскрином. Разработчики решили сделать ставку именно на этот рынок и не сомневались, что подобная тактика принесет дивиденды. Rovio и светлое будущее разделяла лишь одна небольшая проблема: у студии не было денег. То есть они, конечно, были, но только на одну игру - примерно сорок тысяч евро.
Как вспоминал один из "ровийцев", Вилле Хейяре, первые "птички" появились в начале 2009 года. Тогда Яакко Иисало предложил примерно тридцать разных идей для игры. Разработчики, которых тогда, кстати, было всего четверо, сразу же выбрали птиц. Эти нелепые бескрылые создания сразу вызвали всеобщую любовь.
Следующим ключевым решением было то, что птицы стали красного цвета. Чуть дольше заняло обсуждение механики: в итоге игра стала своеобразной вариацией на тему "городков". Но "просто городки" показались разработчикам слишком скучными. У ярких красных птиц должны быть не менее яркие противники. Изобрести их помогла бушевавшая тогда эпидемия свиного гриппа: благодаря ей и появились на свет болезненного вида зеленые поросята.
Кстати, озвучили их сами "ровийцы". Они взяли в проект Ари Пулккинена и поручили ему работу со звуком. Ари понял их по-своему: однажды он пришел в студию с ящиком пива и микрофоном и заставил разработчиков хрюкать в микрофон. Именно эти звуки теперь издают поросята в игре.
На доведение проекта до ума ушло примерно восемь месяцев. Как вспоминают разработчики, у них не было возможности проверить игру на фокус-группе. Поэтому фокус-группой стало все окружение Rovio Mobile: все работники, старые и новые, друзья, родственники. Но эту проверку Angry Birds прошли с честью. Например, Никлас Хед, главный исполнительный директор Rovio, как-то раз дал своей маме поиграть в Angry Birds - и ему пришлось долго ждать, прежде чем мама оторвалась от игры.
К концу 2009 года "Злые птицы" были готовы к бою. В декабре Angry Birds были выпущены в версии для iPhone. Буквально сразу же они завоевали небольшой рынок мобильных приложений в Финляндии, стали популярны в странах Скандинавского полуострова. А потом игра появилась в британском AppStore. За первые полгода существования ее скачали всего два миллиона раз, но потом популярность игры стремительно выросла. К первой годовщине выхода Angry Birds приложение скачали более 50 миллионов раз. В январе 2011 года у игры было 75 миллионов скачиваний, в марте - 100, а к концу июня игру скачали более 250 миллионов раз.
В Rovio Mobile не стали останавливаться ни на одном формате, ни на одной платформе, ни на одном секторе бизнеса. После того, как игра стала очевидно популярной в AppStore, они создали версию для Android. В первые же сутки после релиза в Android Market игру скачали более миллиона раз. Затем - уже в 2011 году - появилась бесплатная онлайн-версия, в которую может играть любой желающий.
Теперь студия сосредоточилась на сюжете: она постоянно дорабатывает сюжетную линию и изобретает своим птичкам новых противников.
Кроме этого компания начала крупномасштабный выпуск сувенирной продукции, который сейчас приносит ей примерно треть ежегодного дохода. А с 2010 года в прессе регулярно появляются слухи о том, что по Angry Birds вот-вот снимут фильм или как минимум мультипликационный сериал. Пока, впрочем, дело ограничилось несколькими роликами на YouTube, но у птиц все еще впереди.
Сама студия Rovio, начинавшаяся с нескольких студентов, за последний год выросла примерно в 10 раз. Сейчас в ней работают более 120 человек, и компания собирается создавать представительства за пределами Финляндии. Первое из них откроется в Пекине или в Шанхае.
Российское представительство в планы Rovio пока не входит, несмотря на горячую благодарность президента. Но кто знает? В своем недавнем интервью директор по развитию компании, Питер Вистербака, поделился мечтами о том, как однажды где-нибудь около Петербурга возведут тематический парк развлечений "Angry Birds World".
Если верить Дмитрию Медведеву, то среди тех 40 миллионов людей, которые играют в Angry Birds ежедневно, немало российских чиновников. И потому парк под Питером - а значит, и российский офис Rovio - кажутся все более реальными.