Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Дойдет до суда

Фигурантам дела о катастрофе "Булгарии" предъявлены обвинения

Фигурантам дела о крушении "Булгарии" - гендиректору компании-субарендатора теплохода Светлане Инякиной и старшему эксперту камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову - предъявлены обвинения. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников Камского речного пароходства, которому принадлежало затонувшее судно.

Предъявление обвинения 40-летней Светлане Инякиной и 62-летнему Якову Ивашову ожидалось со дня их задержания и ареста (это произошло, соответственно, 12 и 13 июля). Следствие дожидалось завершения работ на месте катастрофы - необходимо было прояснить обстоятельства случившегося. Хотя подъем "Булгарии" еще продолжается, у следствия, очевидно, материалов уже достаточно. Защита обвиняемых подавала ходатайство об отмене решения об аресте в Верховный суд Татарстана, но получила отказ.

Как и предполагалось, обвинения Инякиной и Ивашову предъявили по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). По версии следствия, которую озвучил представитель Следственного комитета Владимир Маркин, Инякина организовала круиз без лицензии, а Ивашов разрешил неисправному судну выйти из порта. Им грозит до десяти лет лишения свободы. Нижнего предела наказания этот пункт в нынешней редакции не предусматривает (уголовное законодательство, в том числе эта статья, в марте 2011 года были значительно смягчены).

Как выяснили следователи, в момент крушения "Булгарии" на борту находился 201 человек (ранее звучали самые разные цифры, чаще всего говорилось о 208 пассажирах и членах экипажа). Погибли, по последним данным, 114 человек (эта цифра за последние дни не изменилась). Восемь человек числятся пропавшими без вести. Все они признаны потерпевшими.

Следователи провели свыше 500 допросов свидетелей и потерпевших, более 40 выемок документов. Подтвердилась неоднократно звучавшая информация о том, что туристические услуги и услуги по перевозке пассажиров оказывались без лицензий, а документы на судовождение теплохода должностными лицами выдавались на основании заведомо подложных документов.

В сообщении СК указывается, что к ответственности, возможно, будут привлечены и другие чиновники. Впрочем, в некоторых случаях реакцию правоохранительных органов пока нельзя назвать жесткой. Так, прокуратура установила, что Волжское управление государственного морского и речного надзора (УГМРН) признало "АргоРечТур" готовым к перевозке пассажиров без проведения фактической проверки. В ответ на это приволжский транспортный прокурор лишь внес представление об устранении нарушений закона начальнику Волжского УГМРН Ространснадзора Петру Комкову.

Таким же образом прокуратура отреагировала и на то, что должностные лица Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте, как выяснили сами прокуроры, не выявили и не прекратили работу "АргоРечТура", который в июне-июле 2011 года каким-то образом сумел незаконно выполнить пять круизов. В результате начальнику Управления на транспорте МВД РФ по Приволжскому федеральному округу Владимиру Берглезову прокуратурой также было просто внесено представление.

Тем не менее, вверх по структуре арендаторов "Булгарии" правоохранительные органы все же пошли и добрались до собственника. В отношении сотрудников Камского речного пароходства (КРП), которому принадлежало судно, как сообщает "Коммерсантъ", транспортная полиция по заявлению Росимущества возбудила дело по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями директора коммерческой организации). Государство, будучи владельцем 32 процентов акций КРП, как утверждает заявитель, не получало дивидендов от сдачи теплоходов в аренду. Более того, источники газеты рассказали, что в отчетности пароходства "Булгария" после заключения договора аренды уже не фигурировала, а сам договор аренды с советом директоров не согласовывался.

КРП сдал пароход в аренду ООО "Бриз", а то, в свою очередь, сдало его в субаренду "АргоРечТуру". При этом, по информации издания, гендиректором КРП и "Бриза" является один человек - Валерий Незнакин. К этому можно добавить опубликованную ранее газетой информацию о том, что председатель совета директоров КРП Михаил Антонов находится под следствием за незаконный оборот боеприпасов, а ранее подозревался в мошенничестве, незаконном предпринимательстве и злоупотреблениях.

Параллельно развивается дело в отношении капитанов двух грузовых судов, которые прошли мимо затонувшей "Булгарии" и не помогли пассажирам. Капитан "Дунайского 66" Александр Егоров уже был допрошен и отпущен под подписку о невыезде. Ту же процедуру, судя по всему, предстоит пройти и капитану судна "Арбат" Юрию Тучину. Впрочем, теперь история эта уже не выглядит так однозначно, как вначале. Капитан судна "Арабелла" (оно и спасло большинство пассажиров) Роман Лизалин заявил, что сам попросил капитана "Дунайского 66" не мешать. Замглавы Минтранса Виктор Олерский подчеркивал, что грузовые суда могли задавить спасшихся с тонувшего теплохода.

Вдобавок ко всему, к уголовной ответственности могут быть привлечены некоторые члены экипажа "Булгарии", а также тот, кто набрал эту команду. С таким заявлением выступил глава МВД Татарстана Асгат Сафаров. Команду он назвал неквалифицированной. В прессе, действительно, не раз звучали предположения, согласно которым к катастрофе привели неграмотные действия экипажа. По одной из версий, "Булгария" при плохой погоде перевернулась из-за слишком большого крена на правый борт. Кроме того, как было установлено, судно вышло в рейс с неисправным левым двигателем.

Однако люди, имеющие отношение к речным перевозкам, в комментариях к сообщениям СМИ практически в один голос говорили о том, что вести в рейс неисправные суда капитанов вынуждают собственники или арендаторы, угрожая увольнением - предприниматели стараются экономить на ремонте. Согласно заявлению МВД по Татарстану, которое приводит РИА Новости, главной версией катастрофы следствие считает именно техническую неисправность судна.

Из катастрофы уже были сделаны некоторые выводы. В отставку из-за грубого нарушения обязанностей по организации пассажирских перевозок отправлен директор Казанского пассажирского порта Рашид Сафин. В сообщениях об увольнении указывалось, что Сафин выпустил судно в туристический рейс, не проинформировав об этом соответствующий госорган. Как выяснила "Комсомольская правда", речь идет о выходе "Булгарии" из порта Казани без оповещения диспетчерской службы.

Начата масштабная проверка соблюдения законодательства в области речных пассажирских перевозок. Серьезные нарушения обнаружились быстро. Например, как установила прокуратура, судну "Петр Алабин" вместо 1955 года выпуска вписали 1995 год (теплоход был построен по тому же проекту, что и "Булгария"). В некоторых случаях меры принимались чрезвычайные. Так, на Беломорканале остановили теплоход "Плеханов". Вместе с 200 пассажирами его отбуксировали на свалку старых кораблей. Транспортная инспекция разрешила ему продолжить рейс только после того, как были устранены замечания по установке спасательных плотов.

Мир00:04Сегодня

Большой китайский брат

Как устроена самая мощная в мире система тотального контроля за населением
Мир00:0220 августа
Амос Сильвер

Мистер бонг

Он всю жизнь боролся за легализацию марихуаны и победил. Теперь ему грозит тюрьма
Мир00:0215 августа

Могут повторить

Европа боится возвращения нацистов. На что способны современные наследники Гитлера?