Как стало известно из представленного на днях доклада Европейского фонда по улучшению условий жизни и труда, немцы отдыхают больше других граждан ЕС. Их отпуск с учетом праздников составляет сорок дней в году. Между тем отпуск - это не всегда только отдых, но порой и стресс, вызванный плохим сервисом, плохой погодой, плохими соседями по гостинице и прочими неудобствами. И если многим туристам время от времени приходится жаловаться, то немецкие туристы, как оказалось, жалуются больше других.
Широко известный в ФРГ бизнесмен и эксперт по туризму Карл Борн отметил, что если, например, итальянцы, столкнувшись с неудобствами в отеле, улыбаются как можно шире, пытаясь всячески расположить к себе персонал, а швейцарцы, не долго думая, начинают бить на жалость, повествуя о своих многочисленных недугах, то немецкий турист бывает подчеркнуто строг, сух и уморительно прямолинеен: "Я на вас пожалуюсь!", - грозит он. Результаты подобного подхода, особенно в южных странах, где уважение к клиенту зачастую рассматривается скорее как причуда, чем правило, в большинстве случаев равны нулю. В итоге жалобы только множатся.
Немецкие туристы жалуются на все. И на то, что солнце садится слишком быстро, а море плещет непозволительно громко, и на то, что столовые приборы чересчур острые, а пива не доливают, и на мышей, и на шумных русских соседей, и на туалетные ершики, будь они неладны. Журналисты Штефан Орт (Stephan Orth) и Антье Блинда (Antje Blinda), которые ведут в журнале Spiegel раздел "Путешествия", опросив читателей и представителей туриндустрии, собрали самые нелепые рекламации в книгу под названием "Извините, но ваш отель сгорел". Помимо жалоб в книгу вошли забавные (и не очень) истории, произошедшие с немцами в поездах, самолетах и на борту судов во время отдыха.
За некоторыми жалобами угадывается непреодолимая тяга к сутяжничеству, плохо скрытая алчность и потаенное желание обогатиться за счет туроператора, однако по большей части жалобщики трогательно откровенны в своих нелепицах. Вот, например, одна учительница географии написала жалобу под заголовком "Заключенная с Маврикия". На остров она отправилась вместе с мужем. Море было прекрасно, пляж тоже, но солнце! Оно садилось слишком быстро. Между тем, женщина намеревалась использовать романтический ужин на закате, чтобы наладить отношения с супругом. И вот, ничего из этого не вышло. В итоге турбюро оказалось виновным в том, что не уведомило ее об особенностях закатов вблизи экватора.
Быстрые сумерки в южных широтах вообще ставят в тупик многих немцев. Так, одна отдыхающая на борту круизного лайнера дама спросила: "Почему темнеет так быстро? Здесь же не холодно". Впрочем, солнце - это еще полбеды. Ночью его, слава богу, нет, а вот от моря, особенно на Мальдивах не спрячешься. В турфирму поступила жалоба от отдыхающих, которые обращали внимание на "невыносимый шум", чем поставили сотрудников фирмы в тупик. Семейная пара отдыхала на идиллическом острове, где даже аниматоров не было. Выяснилось, что "громко плещет море". Отдыхающие зарезервировали себе бунгало на сваях и теперь невыносимо страдали. По счастью, для них нашлось место в домике на берегу.
Зачастую немецкие туристы пытаются переложить на туроператоров ответственность за собственную неосторожность. Так, один из любителей "дайвинг-сафари" обвинил устроителей тура в том, что по их вине свернул себе шею. Причем он никуда не нырял. В своей жалобе клиент отметил, что все дело было в плоском телевизоре в его каюте, который по вопиющему недосмотру был повешен на стену в неправильном месте. Из-за этого, лежа в постели, турист был вынужден постоянно выворачивать голову, пока у него что-то не заклинило в затылке. Три дня, которые он мог провести, наслаждаясь подводным плаванием, ушли на реабилитацию.
Впрочем, это еще вполне себе стандартная жалоба. Высший пилотаж - это попытаться добиться компенсации за тур, который ты вообще не совершал и даже не бронировал. Так, один из клиентов известного немецкого турбюро TUI потребовал, чтобы ему заплатили за то, что его заявка в листе ожидания так и не была реализована. "Можете себе представить, что мы с женой пережили за эти 14 дней? Я не хотел бы портить отношений с вашей фирмой и согласен на 20 процентов от стоимости запланированного путешествия".
Но, конечно, жалобы на силы природы, солнце, море или судьбу, которая в сговоре с турагентством не дала человеку возможности поехать с женой именно туда, куда очень хотелось, больших барышей не принесут. Настоящий же кладезь представляют собой курортные отели и гостиницы. Это, в принципе, и не удивительно: отпускники хотят забыть про работу и отдохнуть, обслуживающий персонал тоже хочет забыть про работу и отдохнуть, и в результате возникает конфликт интересов. Правда, чрезмерное усердие в обслуживании клиентов тоже наказуемо, как видно из следующей жалобы: "Ножи были отточены так остро, а вилки настолько колки, что мы многократно поранились и в итоге были вынуждены купить свой прибор. Счет прилагается".
Еще один любопытный счет пришел все в ту же TUI. Находясь на отдыхе, немецкий турист за каждым ужином заказывал себе три порции пива. К несчастью (или по злому умыслу), уровень пива в стакане каждый раз оказывался чуть ниже положенной отметки. И каждый раз мужчина скрупулезно фиксировал объем недолива, а, приехав домой, выставил детализированную рекламацию, пересчитав все недовыпитое в соответствии с действующими ценами. Еще одна похожая жалоба: немецкая пара, отправившись в отпуск в Нью-Йорк, обнаружила в номере мышь. Ни администрация отеля, ни туроператор не смогли оказать пострадавшим никакой действенной помощи, в то время как мышь, осмелев, съела у туристов шоколадку. В своей рекламации они потребовали письменных извинений от организатора тура и 300-граммовую плитку шоколада "Милка" в качестве компенсации за понесенный материальный ущерб.
Отпуск может превратиться в настоящий кошмар, особенно для человека, привыкшего к чистоте и порядку. Настоящий крик отчаяния слышится в жалобе немецкого туриста, который, заселившись в номер, обнаружил в ванной комнате неисправный туалетный ершик. "Бракованный ершик был в первый же день выставлен мной за дверь номера. Это средство для чистки было непригодно, так как его черенок был обломан и слишком короток". На следующий день после уборки номера злополучный ершик, однако, вновь оказался в ванной комнате. Отдых немецкого туриста в итоге свелся к тому, что он упорно выставлял ершик за дверь, но, вернувшись в номер, вновь находил его на прежнем месте. "Хотел бы в этой связи отметить, что отель я бронировал для отдыха и проживания, а не для стресса и переживаний", - заключал клиент свою рекламацию.
Большинство из поданных жалоб, в принципе, можно было бы удовлетворить. Но есть такие, с которыми просто ничего не поделаешь. Как, например, рекламация от одной пожилой немецкой пары: супруги жаловались, что их самолет опоздал на несколько часов, но при этом подчеркивали, что он летел непозволительно быстро и у них закладывало уши. По большому счету, все эти нелепые жалобы говорят лишь об одном: отправляясь на отдых, нужно все-таки попытаться отдохнуть, постараться лишний раз не огорчаться и не портить себе отпуск по пустякам. В конце концов, многое зависит просто от настроения. Лишним подтверждением этому может стать жалоба одной из туристок с круизного лайнера - этот документ достоин занять первое место в списке самых причудливых рекламаций.
В ходе круиза женщина допытывалась у капитана, как так происходит, что на судне всегда подают самый свежий хлеб. Старый морской волк, которому постоянно приходится отвечать на вопросы любопытствующих из серии ночует ли команда на борту, или почему на судне нет кабельного телевидения, решил отшутиться, сказав, что по утрам в пять часов, пока все еще спят, на лайнер прилетает специальный вертолет со свежим хлебом. После этого каждое утро настойчивая женщина вставала, надеясь застать вертолет, но он как назло то либо уже улетел, то задерживался. В конце путешествия, заполняя традиционную анкету, она отметила, что ее пребывание на лайнере прошло прекрасно. За вычетом одного "но". Женщина пожаловалась, что каждое утро около пяти часов ее будил звук винтов подлетающего вертолета.