Россия на этой неделе оказалась как никогда близка к вступлению во Всемирную торговую организацию. Последнее препятствие в виде Грузии практически преодолено, так как южный сосед согласился с условиями, которые, скорее всего, устроят и РФ. Российские власти взяли паузу на их рассмотрение, но по сути дела это формальность на случай, если в предложении Грузии окажутся правовые нюансы, принципиально меняющие его суть. Если же таких пунктов нет, то принятия России в ВТО можно ожидать уже в декабре.
Растянутый на 17 лет процесс вступления России в ВТО резко ускорился после кризиса 2008 года. Страны и межгосударственные объединения, которые проявляли неуступчивость на ранней стадии переговоров, в последние два-три года стали куда лояльней к принятию самой большой экономики мира из тех, что в организацию пока не входят. Во многом свою роль тут сыграла как смена политического руководства - например, в США, так и желание в условиях кризиса открыть для себя новый рынок.
Ключевые переговоры с ЕС для России успешно завершились еще в декабре 2010 года. Таким образом, к началу текущего года остался только один член организации, у которого к РФ были вопросы - Грузия. Механизм присоединения к ВТО устоялся сейчас в таком виде, что любой ее участник, вне зависимости от того, насколько он мал, может заблокировать вхождение любого кандидата.
Основным камнем преткновения между Грузией и Россией был вопрос об Абхазии и Южной Осетии - в данном случае, в его экономическом разрезе. Россия хотела вести дела как и прежде, то есть по сути имея единое экономическое пространство без границ и тарифов. Грузия же рассчитывала на то, что границы между Россией и республиками будут иметь все необходимые атрибуты, включая таможенный контроль. Для России согласиться на эти условия было все равно что денонсировать свое собственное признание этих государств.
В первые месяцы 2011 года по данной проблеме не было никаких подвижек. Грузия раз за разом выставляла "пересмотренные" условия, которые по факту ничем не отличались от предыдущих, Россия их тут же отправляла назад.
В конце концов это бесконечное бодание стало серьезно раздражать европейцев. Они сами только что провели трудный переговорный процесс и добились от России немалых уступок. Срыв многолетнего процесса из-за крайне малозначимого с точки зрения мировой торговли вопроса в планы руководства ЕС и, в особенности, представителей деловых кругов, явно не входил.
Здесь у европейцев и других членов ВТО было только два варианта действий - заставить уступить либо Россию, либо Грузию. Первый вариант был малоосуществим, поскольку Москва явно не собиралась терять лицо, а из многочисленных заявлений тандема следовало, что если прямо сейчас принятие в ВТО невозможно, то Кремль может и еще немного подождать. В реальности отсутствие договоренностей могло привести к задержке вступления еще на пару лет, что было неприемлемо уже для стран ЕС.
С другой стороны, набор рычагов воздействия на Грузию со стороны основных игроков ВТО намного разнообразнее (достаточно вспомнить финансовую и иную помощь закавказскому государству) и поэтому продавить разрешение спора через Тбилиси было просто легче. Конечно, для Грузии отказ от части своих условий тоже означает некоторое унижение, но по крайней мере, фактическое статус-кво относительно Абхазии и Южной Осетии для этой страны не изменится при любых уступках.
Кроме того, существует еще и организационный нюанс. Хотя, как уже говорилось, принятие нового члена на основе консенсуса является устоявшейся традицией в ВТО, в писаных правилах этот момент никак не отражен. Напротив, Марракешские соглашения от 1994 года предусматривают процедуру голосования, по которой для вступления тому или иному государству нужно набрать 2/3 голосов действующих стран-участников. В таком раскладе позиция Грузии никакого значения вообще не имеет, а удар по репутации Тбилиси будет еще сильнее.
Поэтому при помощи нейтральных посредников Грузию все-таки удалось убедить изменить позицию (хотя сами европейские дипломаты версию давления на Тбилиси упорно отрицают). Последний набор предложений был грузинами принят, и Россия, в свою очередь, не отбросила их сходу. Российские переговорщики взяли тайм-аут на обсуждение, но, вероятнее всего, соглашение будет одобрено.
Если условия и вправду полностью устраивают Москву, то соглашение с Грузией может быть подписано уже в ближайшие пару недель. Окончательно же процесс вступления России будет оформлен на саммите министров торговли стран-участниц, который начнется 15 декабря.
"Коммерсантъ", впрочем, отмечает, что несмотря на возможный прорыв в переговорах по ВТО, каких-то существенных изменений в российской экономике в следующем году ждать не стоит. Де-факто Россия уже живет по правилам данной организации, подтянув законодательную базу в течение последних 18 лет. Те же изменения в тарифной политике и прочих значимых для международной торговли аспектах, которые еще не совершились, будут проводиться в жизнь постепенно. Сторонники вступления России в организацию говорят, что это позволит стране увеличить ежегодный рост ВВП примерно на процентный пункт, но когда именно это произойдет, не указывают.
Объективно главным выигравшим от завершения переговорной нервотрепки является Евросоюз, для которого Россия является третьим по значимости торговым партнером. Не стоит забывать и о том, что помощь в принятии РФ в организацию не будет забыта и Москва может отблагодарить Европу, например, кредитами на разрешение основной проблемы континента - долгового кризиса.