Стройка нашего века

"Северный поток" приступил к работе

8 ноября президент России Дмитрий Медведев и канцлер Германии Ангела Меркель в компании еще нескольких высших должностных лиц стран Евросоюза открыли газопровод "Северный поток". "Газпром" после нескольких лет ожидания наконец получил возможность транспортировать газ напрямую в Западную Европу, минуя строптивых восточноевропейских посредников. Полностью избавиться от них в ближайшее время все равно не получится, однако рычагов давления у Москвы, безусловно, прибавится.

"Северный поток" был впервые задуман еще в 1997 году, но политическое решение о нем было принято спустя восемь лет. Как оказалось, весьма вовремя, так как буквально через несколько месяцев после достижения договоренности между главными заинтересованными сторонами - Россией и Германией - грянул первый газовый конфликт между Москвой и Киевом.

После этого строительство системы газопроводов, гарантирующих безопасность поставок из России в Европу, стала идеей фикс Кремля. На постройку были брошены невиданные ресурсы, в том числе и финансовые. 1200-километровая газовая труба по дну Балтийского моря стала суперпроектом времен Владимира Путина и Дмитрия Медведева - таким же, какими были БАМ и Саяно-Шушенская ГЭС для Брежнева. Разница между ними лишь в экономических приоритетах государства, но не в значимости.

Стоимость газопровода составила в итоге около 9 миллиардов евро - вдвое больше, чем планировалось. По оценкам "Газпрома", окупится проект не ранее, чем через 14-15 лет. Но этот факт Москву не смущает, поскольку на кону стоят более долгосрочные геополитические или, вернее, геоэкономические интересы.

Тем не менее, запуск газопровода пока не сможет решить вопрос независимости России от украинского транзита. В нынешнем виде "Северный поток" сможет доставлять в Европу 27 миллиардов кубометров газа в год. В 2012 году к балтийскому трубопроводу добавится вторая нитка, которая увеличит пропускную способность вдвое. Все же это существенно меньше, чем поставляется сейчас в страны ЕС через Украину.

Сейчас объем поставок при помощи украинской ГТС составляет более 100 миллиардов кубометров в год, не считая того газа, который экспортируется на Украину напрямую. Кроме того, пока в "Северный поток" идет газ, поставляемый по дополнительным контрактам, то есть в 2012 году объем украинского транзита не изменится. В любом случае, Украина остается главным транзитным пунктом.

Для того чтобы лишить ее этого звания, в настоящее время разрабатывается газопровод "Южный поток" (South Stream), который пройдет по дну Черного моря и далее через страны Балканского полуострова в Центральную и Южную Европу. Данный газопровод пока, впрочем, даже не начал строиться. Кроме того, ему, возможно придется испытать конкуренцию со стороны одобренного Еврокомиссией проекта Nabucco. Наконец, по-прежнему наличествует неразбериха среди потенциальных участников South Stream, поскольку не все государства определились со своим местом в проекте.

Но, даже потеряв лишь часть транзита, Украина лишается немалых денег. Когда вторая нитка "Северного потока" вступит в строй, объем поставок через посредников существенно сократится. Для Киева это означает потерю около миллиарда "транзитных" долларов в год. Бюджет Украины, который сегодня сводится с колоссальным дефицитом, такую потерю переживет разве что с очень большими усилиями. Так что рычаг для давления на Виктора Януковича и его правительство у Кремля появляется сильнейший.

Не случайно в последние месяцы "Газпром" резко ужесточил риторику в отношении Украины. Так, глава "Газпрома" Алексей Миллер в сентябре заявил, что "украинским коллегам" пора бы уже слезть с "поезда под названием 'дешевый российский газ'". В Москве прямо предлагают скидку в обмен на участие России в украинской ГТС, что для Киева фактически означало бы потерю экономической независимости.

Сейчас Украина покупает у России газ по цене чуть менее 400 долларов за тысячу кубометров, и едва ли эта цифра снизится в следующем году - если, конечно, не произойдет обвала мировых цен на нефть. Кроме того, Украина обязана выкупать все 33 миллиарда кубометров, поставляемых "Газпромом" в год. Такие условия для Киева чрезвычайно тяжелы, и неудивительно, что премьер Николай Азаров называет их "кабальными".

Украина все еще надеется на то, что от России удастся добиться скидки, причем в Киеве справедливой считают цену вдвое ниже нынешней - 200-230 долларов за тысячу кубометров топлива. Однако шансы на успешный для Украины итог переговоров снижаются, что с высокой вероятностью ведет к очередной, уже третьей по счету "газовой войне", если не в следующем году, так в 2013-м. А участие в подобном конфликте для РФ будет куда менее болезненным при возможности закрыть хотя бы часть контрактов при помощи альтернативных путей снабжения.

Интересно, впрочем, что в Кремле Украину полностью со счетов не списывают. Как заявил на открытии Nord Stream Дмитрий Медведев, Россия планирует поставлять в страны ЕС до 200 миллиардов кубометров топлива к 2020 году. А такие объемы не влезут даже в оба полностью функционирующих "потока" - так что Москве придется либо умерить амбиции, либо дожимать Киев.