На американской базе Гуантанамо начались предварительные слушания по делу Абд Аль-Рахима Аль-Нашири, которого обвиняют в организации подрыва американского эсминца "Коул" в 2000 году. Аль-Нашири впервые появился на публике после его захвата американцами в 2002 году. Сам процесс начнется 9 ноября 2012 года.
Военный трибунал на базе Гуантанамо начнет рассматривать дело подозреваемого в терроризме впервые после того, как Барак Обама стал президентом. Нынешний глава Белого дома обещал закрыть Гуантанамо и перевести подозреваемых в США для рассмотрения их дел в обычных судах. Однако из-за противодействия Конгресса добиться этого не смог. Ему удалось лишь изменить правила процессов и ввести мораторий на такие суды, который истек весной 2011 года. Обвиняемому грозит смертная казнь.
Среди обвинений, предъявленных 46-летнему Абд Аль-Рахиму Аль-Нашири (Abd al-Rahim al-Nashiri) - убийство в нарушение законов войны и заговор с целью совершения теракта. Его подозревают в подготовке нападения еще на один американский корабль, кроме "Коула", и на французский супертанкер. Среди обвинений значится также пособничество в подготовке терактов у американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году.
Теракты в Африке, а также нападение на "Коул" впервые привлекли внимание американцев к "Аль-Каеде". К "Коулу", когда тот стоял в порту Адена в Йемене, подплыла лодка со взрывчаткой. При взрыве погибли 17 моряков, 37 были ранены.
Перед судом Аль-Нашири появился в обычной тюремной одежде. Военный судья, как пишет Los Angeles Times, напомнил ему, что на процесс он может прийти в костюме, поскольку в противном случае в отношении него может возникнуть предубеждение. Аль-Нашири ответил, что предпочитает приходить в обычной робе. Происходящее для него переводили на арабский (он был в наушниках). Во время процесса обвиняемый улыбался.
Журналисты поинтересовались у адвоката Аль-Нашири Ричарда Каммена (Richard Kammen), раскаивается ли его подзащитный в организации взрыва "Коула". Адвокат ответил, что все, о чем говорит Аль-Нашири защите, является секретом. "По нашему мнению, это не человек без сердца или чувств", - отметил Каммен.
Аль-Нашири - самый заметный из всех тех, кто до сих пор представал перед военным трибуналом в Гуантанамо. По оценкам военных аналитиков (их отчет был опубликован WikiLeaks), Аль-Нашири в иерархии "Аль-Каеды" стоял выше Халида Шейха Мохаммеда, предполагаемого организатора терактов 11 сентября 2001 года. Как выяснили эксперты, обвиняемый был настолько увлечен джихадом, что делал себе специальные инъекции, которые ослабляли влечение к женщинам. Он не хотел отвлекаться на них. Причем Аль-Нашири, согласно этим данным, предлагал делать то же и коллегам.
Среди людей, осужденных военным трибуналом на базе Гуантанамо, был водитель Осамы бин Ладена Салим Хамдан. В 2008 году его признали виновным в пособничестве "Аль-Каеде" и приговорили к 5,5 годам лишения свободы. К тому времени он отбыл в заключении почти весь срок и в январе 2009 года вышел на свободу. Принявший ислам австралиец Дэвид Хикс, которого захватили в Афганистане в 2001 году, пошел на сделку со следствием и был приговорен к десяти месяцам заключения. Он вышел на свободу в 2007 году. Афганца Мохаммеда Джавада, захваченного в 2002 году, отпустили в 2009 году, не признав ни в чем виновным.
Важность происходящему придает не только то, что Аль-Нашири, возможно, был не последним человеком в "Аль-Каеде". Это первый процесс по делу предполагаемого террориста, к которому, насколько известно, во время допросов в секретной тюрьме ЦРУ применяли имитацию утопления. Эта процедура (правозащитники называют ее разновидностью пытки) и секретные тюрьмы когда-то были в центре внимания в США. К тому же, при допросе Аль-Нашири инсценировалась его казнь. Адвокаты наверняка попытаются использовать сведения о подобном обращении. Обвинение, напротив, попробует доказать, что все это не имеет отношения к делу, ведь показания, которые подозреваемый дал в заключении, в качестве улик использоваться, видимо, не будут.
Значительная часть улик против Аль-Нашири, по данным журналистов - это свидетельства, собранные агентами ФБР после подрыва "Коула". В апреле 2001 года подозреваемый якобы хвастался тем, как спланировал теракт, перед коллегами в Афганистане. Если бы процесс проходил в обычном суде, туда нужно было бы вызвать человека, который лично слышал эту похвальбу. А для военного трибунала, как отмечает The New York Times, достаточно будет и показаний агентов ФБР, которые допрашивали свидетеля разговора. Однако неясно, поддержит ли приговор, вынесенный на основании таких доказательств, Верховный суд США, если это дело дойдет до него.
Есть и другая неясность. Считается, что трибунал имеет полномочия рассматривать лишь обвинения в преступлениях, совершенных во время военных действий. Но находились ли США в состоянии войны с "Аль-Каедой" до 11 сентября 2001 года и, соответственно, до того, как Конгресс разрешил использовать вооруженные силы против тех, кто стоит за ними? Подрыв "Коула" произошел 12 октября 2000-го. Поначалу американские власти рассматривали это нападение просто как теракт, совершенный в мирное время. А теперь США утверждают, что страна находилась в состоянии вооруженного конфликта с "Аль-Каедой" с 1996 года, когда Осама бин Ладен объявил войну Америке.
Ожидается, что в ходе этого процесса определятся подходы, которые будут использованы в предстоящем суде над Халидом Шейхом Мохаммедом и еще четырьмя предполагаемыми организаторами терактов 11 сентября 2001 года. Например, полковник Джеймс Пол (James L. Pohl) - судья, председательствующий на процессе - запретил охранникам базы читать переписку Аль-Нашири с его адвокатами (прежде они этим занимались). По-видимому, это правило будет применяться и в дальнейшем.