Вышедшая в прошлом декабре новогодняя комедия "Елки" - один из немногочисленных отечественных фильмов, оказавшихся успешными с финансовой точки зрения. Согласно имеющимся данным, кассовые сборы этой картины превысили 22 миллиона долларов США ("Бюллетень кинопрокатчика" указывает сумму в рублях - 701 миллион). Естественно, за первой успешной серией довольно быстро последовала вторая.
"Елки 2" сняты примерно по той же формуле, что и предыдущая картина. Создатели фильма отталкиваются от мысли о том, что все в мире друг друга знают, если не лично, то опосредованно, через друзей и родственников. Новая картина собрана из нескольких историй, причем герои некоторых из них вообще не встречаются лицом к лицу, но все-таки как-то влияют друг на друга. Как и в случае с первыми "Елками", постановкой отдельных новелл из второго фильма занимались разные режиссеры. Правда, на этот раз обошлись без Тимура Бекмамбетова. Зато пригласили Левана Габриадзе (Скрипача из "Кин-дза-дзы" и человека, поставившего "Выкрутасы") и Александра Котта ("Брестская крепость").
Во второй фильм перекочевала половина персонажей первых "Елок" - например, герои Ивана Урганта и Сергея Светлакова (этот тандем, собственно, и является одним из основных аттракционов обеих картин), а также певица Вера Брежнева, играющая певицу Веру Брежневу. Чтобы отмести обвинения в том, что новая лента копирует старую, сценаристы добавили в "Елки 2" кое-какие актуальные сюжетные ходы. Есть, в частности, история о том, как пилоты-герои сажают неисправный самолет на расположенную посреди леса взлетно-посадочную полосу. Понятное дело, сразу же вспоминаются Ту-154 и Ижма.
В общем и целом, "Елки 2" - это беззлобный предпраздничный фильм, в котором практически нет отрицательных персонажей, есть только люди, которые друг друга недопоняли. Отрицательные эмоции должен, по идее, вызывать разве что француз, у которого аллергия на наш российский Новый год со всеми его елками до потолка и салатами оливье. Все остальные - как бы нормальные люди, не так чтобы совсем простые, но с каждым можно найти общий язык. "Елки 2", вообще говоря, это фильм как раз о поисках общего языка, о людях, которые друг друга по 40 лет дожидаются. В финале, естественно, герои встречаются и воссоединяются, все (за исключением вышеупомянутого француза, который не заслужил) обретают свое счастье - это же доброе кино, семейное. Но в этом-то и кроется главная проблема.
Дело в том, что "Елки 2" в результате получаются не комедией, а в лучшем случае мелодрамой. Шутки, конечно, имеются (Куценко в костюме красного дракона лезет на елку высотой с многоэтажный дом, молодежь катается в ванне, мандарины разлетаются во все стороны). Но в целом рассматриваемая картина получилась скорее лиричной и романтичной. Или, как скажут некоторые, сопливой и слюнявой. Кажется, создатели картины гораздо больше хотели не рассмешить, а растрогать зрителя и выжать из него слезу.
Предполагается, что в конце слезы умиления вообще потекут из зрителя ручьями - ведь наступает глобальный всеохватывающий хэппи-энд. При этом не очень понятно, как же герои фильма до такого финала добрались. Дело в том, что у создателей картины весьма своеобразные представления о течении времени и географии нашей страны. В результате человек может, например, долго-долго лететь на самолете из Москвы в Самару (если что, продолжительность такого рейса - что-то около часа, даже меньше), а потом практически мгновенно вернуться на Красную площадь при помощи вертолета.
Но хватит злобствовать. "Елки 2", повторюсь, безобидное и радостное кино. Если у кого-то оно не создает праздничного настроения - так это, наверно, проблема зрителя, а не кинематографистов. Такой зритель, как пить дать, является букой, лишен чувства юмора и вообще не любит Новый год, как все тот же француз. Остальным же "Елки 2" наверняка придутся по душе, и это хорошо, так как выход третьего фильма в прокат - это вопрос времени. А там, глядишь, и четвертая серия подтянется. Будет у нас новая новогодняя традиция - каждый декабрь смотреть "Елки", как когда-то смотрели рязановскую "Иронию судьбы".