18 декабря затонула самоподъемная плавучая буровая установка "Кольская". Платформа следовала на буксире у двух судов - "Магадан" и "Нефтегаз-55" - от западного побережья Камчатки в бухту Зырянская на острове Сахалин. На борту платформы находились 67 человек. 14 из них удалось спасти. Кроме того, спасатели нашли тела 14 погибших. Остальные считаются пропавшими без вести. В поисково-спасательных работах, осложненных штормом, участвуют несколько судов и авиация.
Хронология
Сигнал о бедствии на "Кольской" поступил в 09:24 по местному времени (02:24 по Москве) 18 декабря. Сразу после получения сигнала на помощь платформе отправились два судна - "Атлас" и "Юрий Тарапуров".
"Кольская" и буксировавшие ее суда находились в 145 морских милях (около 200 километров) к северо-востоку от мыса Терпения в Охотском море. Согласно официальной версии, газоотводящие трубки танков, в которых временно хранится выкачанная из скважин нефть, разрушились, и в них начала поступать вода. В то же время буксирный трос ледокола "Магадан" оказался поврежден. Волной выбило иллюминаторы в столовой команды, и вода начала поступать внутрь.
В 12:45 "Кольская" получила крен и затонула в течение 20 минут. Глубина моря на месте происшествия составляет около 1042 метров. Ледокол "Магадан" и буксир "Нефтегаз-55" начали поднимать людей с поверхности воды. Затем к ним присоединились два вертолета - первый вылетел из аэропорта сахалинского поселка Ноглики в 13:40, второй - в 15:10.
К 16 часам (9:00 по Москве) удалось спасти 14 человек. Погода оставляла желать лучшего: скорость ветра составляла 25-27 метров в секунду, волны высотой до пяти метров, снежные заряды, переменная видимость, температура воздуха минус семь градусов Цельсия и температура воды - плюс один.
В 19:20 вертолеты покинули место происшествия и, забрав с "Нефтегаза-55" четверых спасенных, отправились в аэропорт Ноглики. Вместе с тем в 19:30 в машинный отсек буксира начала поступать вода, с отливом которой судовые насосы справлялись с трудом. Буксир получил разрешение отправиться в порт Корсаков на Сахалине, до которого было 330 морских миль (около 600 километров).
К 20:30 поднять кого-либо еще из воды не удалось. На поверхности моря обнаружили четырех человек в гидрокостюмах и без признаков жизни, но из-за плохой погоды поднять их на борт "Магадана" не получилось. Около полуночи по местному времени в район происшествия прибыло аварийно-спасательное судно "Смит Сахалин". К этому времени опасность затопления "Нефтегаза-55" миновала: на буксире нашли место протечки и заделали его. После этого судно продолжило свой путь в Корсаков.
Около 10 утра 19 декабря "Магадан" нашел спасательную шлюпку номер два. Людей в ней не оказалось, а при попытке поднять шлюпку на борт она разрушилась. К 10:30 в район поисков прибыл самолет Ан-74. принадлежащий "Росавиации". В то же время "Нефтегаз-55" встретился со спасательным судном "Атлас". Из-за погодных условий "Атлас" не смог передать водоперекачивающий насос, но насосы, уже находящиеся на буксире, со своей работой справлялись. Тем не менее, начальник южно-сахалинского морского спасательного подцентра решил, что "Атлас" должен сопровождать "Нефтегаз-55" на пути в Охотское море. Ожидается, что буксир прибудет в порт 20 декабря в 11 часов (4 утра по Москве).
В 11:30 Ан-74 обнаружил тела двух людей в гидрокостюмах, которые к часу дня подняли на борт "Смит Сахалина". Тогда же к "Магадану" и "Смит Сахалину" присоединилось еще два судна: "Георгий Фройер" (который, впрочем, вскоре был освобожден от участия в поисково-спасательной операции и отправился бункеровать промысловое судно "Петр Житников") и "Юрий Тарапуров". Шторм к этому времени поутих: скорость ветра упала до десяти метров в секунду, высота волн - до двух метров. Температура воздуха прогрелась до минус двух градусов, воды - по-прежнему до плюс одного.
К 16:30 по местному времени (9:30 по Москве) были обнаружены 14 тел (при этом сначала речь шла о 16, но затем Росморречфлот уточнил свои данные). Тогда же Росморречфлот сообщил, что из-за наступления темного времени суток авиация временно приостановит поисково-спасательные работы. К 17:00 десять тел удалось поднять на борт "Смит Сахалина", а к 21:00 - еще одно. Район поисков к этому времени расширился в юго-западном направлении из-за сильного северо-западного ветра.
При этом около 11:00 по Москве (около 18:00 местного времени) Юрий Мелихов, директор "Арктикморнефтегазразведки", которой принадлежала "Кольская", сообщил о том, что самолет Тихоокеанского флота обнаружил спасательный плот. Ориентировочно на нем находились 15 человек, при этом было неизвестно, живы ли они. До этого, еще 18 декабря, на поверхности воды нашли четыре спасательных плота, но ни на одном из них людей не было. Спустя некоторое время в ГУ МЧС по Дальневосточному федеральному округу заявили, что им о нахождении плота ничего неизвестно, а Тихоокеанский флот в поисково-спасательных работах не участвует.
67 человек
Сразу после известия об аварии ГУ МЧС по Сахалинской области сообщило, что на борту "Кольской" находились 76 человек: 43 члена экипажа и 33 пассажира. Однако спустя некоторое время ведомство уточнило эти данные: на борту были 67 человек: 53 члена экипажа и 14 прикомандированных. Большинство из них - жители Мурманской области, но были на "Кольской" и жители Москвы и Московской области, Башкирии, Сахалинской, Магаданской, Белгородской областей, Хабаровского и Красноярского краев. Сообщалось и о том, что на борту был гражданин Болгарии. Впоследствии информацию о том, что на "Кольской" находился болгарин Живко Жеков, подтвердил МИД этой страны.
Четверых членов экипажа, которых увезли с места происшествия на вертолетах, доставили в центральную районную больницу поселка Ноглики на Сахалине. У двоих из них было переохлаждение, у двоих - несложные травмы. Изначально следственное управление сообщило, что допрашивать в ближайшее время будет лишь троих из них, так как один находится в слишком тяжелом состоянии. Но некоторое время спустя на сайте ведомства появилась информация о том, что в Ногликах допрошены все четыре человека.
Помимо доставленных в Ноглики, из 14 спасенных семь отправились в Корсаков на борту "Нефтегаза-55", еще три человека, в том числе старший помощник капитана "Кольской", остались на "Магадане" в районе происшествия.
Большинство спасенных, как сообщает "Коммерсантъ", это моряки, которые несли вахту и во время аварии находились на палубе, одетые в гидрокостюмы и спасательные жилеты. Они смогли самостоятельно подняться по веревкам и лестницам на борт "Нефтегаза-55". Это был единственный путь к спасению: из-за штормовой погоды спустить на воду шлюпки было невозможно.
При этом из 67 человек, находившихся на борту, по данным "Коммерсанта", около половины не должны были находиться на "Кольской": это были операторы буровых установок, их помощники и другие люди, которые не имели никакого отношения к буксировке платформы. По правилам, они не могли оставаться на буксируемом судне, но по каким-то причинам отдельного судна им не предоставили, а ни на "Магадан", ни на "Нефтегаз-55" их не взяли - возможно, из-за отсутствия должного количества спасательных средств на борту.
Дело "Кольской"
Самоподъемная буровая установка "Кольская" была построена в 1985 году в Финляндии. Она принадлежала ФГУП "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) до тех пор, пока из-за отсутствия госзаказов компания не оказалась на грани банкротства. Указом Дмитрия Медведева АМНГР была преобразована в ОАО и передана государственной "Зарубежнефти".
"Кольская" представляет собой плавучий понтон, на котором расположены буровая вышка высотой 49 метров, многоэтажная рубка с каютами, электростанция, склады и вспомогательное оборудование. Всего на "Кольской" может разместиться до 102 человек.
В августе 2011 года на грузовом судне "Трансшельф" "Кольскую" доставили из Мурманска, который является портом приписки платформы, в Магаданский морской торговый порт. Оттуда она отправилась бурить и испытывать скважину "Первоочередная" на Западно-Камчатском лицензионном участке Охотского моря. Заказчиком этих работ, которые начались в сентябре, выступила дочерняя компания "Газпрома" "Газфлот". За три с половиной месяца "Кольская" должна была пробурить скважину глубиной в три с половиной километра. Предполагалось, что после этого буровая установка отправится во Вьетнам и будет бурить скважину на шельфе Южно-Китайского моря по заказу российско-вьетнамской компании "Вьетсовпетро". Перед отправкой во Вьетнам, по данным неназванных источников "Коммерсанта", "Кольская" отправилась на Сахалин для планового осмотра и ремонта.
Дальневосточное следственное управление на транспорте СК РФ сразу же после происшествия возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Предварительной версией причин затопления "Кольской" ведомство назвало нарушение правил буксировки: по мнению следствия, при буксировке не учли сложные погодные условия. При этом главный инженер компании-владельца утверждает, что экипаж перед тем, как приступить к буксировке, получил пятисуточный благоприятный прогноз.
Источники "Коммерсанта" не согласны с официальной версией о том, что причиной затопления послужили поврежденные газоотводящие танки и разбитые иллюминаторы. По их мнению, причиной стало интенсивное раскачивание "Кольской" на волнах: буровая установка вовсе не рассчитана на высокие волны. "Пока установка шла в связке с ледоколом, она еще держалась на плаву, но когда из-за качки оборвался один из буксировочных тросов, "Кольская" попросту зачерпнула бортом воду и перевернулась", - цитирует газета своего собеседника.
Следствие, конечно, обещает дать правовую оценку действиям капитанов судов и проверить техническое состояние буровой установки. По данным "Комсомольской правды", "Кольскую" повредили еще при транспортировке на "Трансшельфе": когда платформу выгружали с грузового судна, в одном из танков обнаружили трещину. Ее заделали, но собеседник издания не исключает, что из-за шторма она могла вновь раскрыться.
Владельцы, которых цитирует РИА Новости, вполне предсказуемо утверждают, что "Кольская" находилась в полностью исправном состоянии, а на ее борту были профессионалы. Компания обещает выплатить около трех миллионов рублей семьям погибших. Как сама буровая установка, так и ответственность судовладельца перед членами экипажа были застрахованы компанией СОГАЗ.
Что касается экологических последствий аварии, то, по мнению специалистов, их оценивать еще рано. Спутники не зафиксировали в Охотском море нефтяного пятна, но, возможно, сделать это помешал сильный шторм.