Кандидат в президенты России Михаил Прохоров опубликовал свою предвыборную программу "Настоящее будущее". Она оказалась местами либеральной, местами националистической, местами популистской, а местами - просто не совсем понятной.
В общем и целом, программа представляет собой набор более или менее стандартных либеральных деклараций и предвыборных обещаний: свобода превыше всего, защита прав личности, обеспечение свободы слова, в частности свободы СМИ, запрет пропаганды авторитаризма и культа личности. Прохоров, само собой, намерен развивать инфраструктуру, создавать новые мощные промышленные центры, бороться с коррупцией, сокращать поголовье чиновников на 30 процентов, поднимать престиж профессии учителя и ученого, отменять воинский призыв (уже с 2015 года), строить за государственный счет жилье для социального найма и так далее, и тому подобное.
Само собой, он намерен вернуть губернаторские выборы и сделать напрямую выборным Совет Федерации, снизить проходной барьер в Госдуму (до 3 процентов), ввести уведомительный порядок создания партий, вернуть избирательные блоки и одномандатников, запретить избранным депутатам отказываться от мандатов (то есть прекратить практику "паровозов").
Также к числу ожидаемых пунктов прохоровской программы следует отнести идею утверждения Госдумой персонального состава правительства (ныне нижняя палата парламента утверждает только премьера, который уже назначает министров), институт шерифов (выборных глав местных органов внутренних дел) и отстранение судей парламентом (федеральным или региональным, в зависимости от того, какого уровня судья).
Весь этот предсказуемый либерализм перемежается предложениями из арсенала "умеренных националистов": Прохоров обещает перестать "кормить Кавказ" (сократить дотации), ввести визовый режим со странами Средней Азии.
Пожалуй, самые экстравагантные идеи Прохорова лежат в сфере развития федерализма. Он намерен отменить деление России на федеральные округа (это как раз понятно: они - ключевой элемент "вертикали власти") и более чем вдвое сократить число субъектов федерации. По его замыслу, должно получиться 25-30 регионов, из которых "каждый обладает выраженным экономическим и историческим своеобразием". При этом Прохоров предполагает перераспределить налоговые поступления в пользу регионов (им достанется две трети консолидированного бюджета России). Чем такая система будет принципиально лучше нынешней с 83 субъектами федерации - из скупого текста программы не понять.
При этом республикам Северного Кавказа Прохоров предполагает придать до 2020 года "особый статус": ограничить их самостоятельность в правоохранительной и судебной сфере, при этом создать там фактически внутренний офшор (освободить тамошние компании от федеральных налогов) - и это при вышеупомянутом сокращении федеральных дотаций.
В экономической части все тоже довольно предсказуемо: ограничение госмонополий (в том числе на железные дороги и трубопроводы), приватизация госкорпораций, отмена федеральных целевых программ как малоэффективных мер государственного стимулирования экономики, а также замена НДС (едва ли не самого ненавистного для российского бизнеса налога) на налог с продаж. Надо заметить, что экономическая часть прохоровской программы вообще на удивление сжата - от человека, пришедшего из бизнеса, можно было бы ожидать гораздо больше подробностей.
Весь этот набор более или менее понятных и более или менее разумных либеральных и умеренно-националистических идей в предвыборной программе Прохорова трогательно приправлен несколькими пунктами, которые смотрятся настолько наивно-популистскими, что даже закрадывается подозрение, а не нарочитая ли это наивность. "Прекращение любых экспериментов с изменением часовых поясов" появляется уже на третьей странице, "независимая комиссия по расследованию злоупотреблений на выборах 4 декабря 2011 года" и "наказание всех лиц, виновных в искажении результатов выборов" - на четвертой.
Ну а самое удивительное - обещание добровольно ограничить срок собственного пребывания у власти четырьмя годами и провести следующие президентские выборы не в 2018 году, как положено по закону, а 12 июня 2016 года, в День России. Если это попытка угодить участникам гражданского движения, которые требуют от следующего президента быть "техническим" (провести необходимые политические реформы и тут же уйти в отставку), то крайне неловкая.