На Украине завершился суд по резонансному делу о банде "оборотней в погонах" - группировке, в которую входили бывшие и действующие сотрудники милиции, занимавшиеся вымогательством, похищениями людей и заказными убийствами. Группировка действовала во второй половине 1990-х годов. В 2002 году она была ликвидирована, участники вместе с главарем (офицером УБОП Киевской области Игорем Гончаровым) арестованы. Однако приговор был вынесен лишь десять лет спустя.
По решению Апелляционного суда Киева (он рассматривал это дело в качестве суда первой инстанции) двое бывших "оборотней" приговорены к пожизненному заключению. Это бывший замначальника следственного отдела по тяжким преступлениям ГУВД Киева Василий Гайдай и Валерий Мельников, который в прошлом был внештатным сотрудником милиции. Несколько фигурантов (всего по этому делу проходили 12 человек, не считая ныне покойного главаря Гончарова) получили от 10 до 15 лет тюрьмы.
Остальным (тем, кто к убийствам причастен не был) были назначены сроки от 6 до 8 лет тюрьмы - правда, в этом случае, по информации "Сегодня", осужденные были освобождены от наказания в связи с истечением срока давности преступлений.
Впрочем, точку в этом деле приговор не поставил. За время следствия и судебного разбирательства, которые затянулись на десять лет, не раз выдвигались неофициальные версии, сводящиеся к тому, что пойманные "оборотни" - лишь исполнители, действовавшие по указанию неких высокопоставленных силовиков. Высказывались предположения, что группа "оборотней" была создана спецслужбами в качестве "эскадрона смерти" (а похищения и убийства бизнесменов с целью наживы, по этой версии, для милиционеров были лишь подработкой).
Среди прочего банду Гончарова связывали с самым громким убийством постсоветской Украины - убийством основателя "Украинской правды" Георгия Гонгадзе (за которое уже осуждены несколько бывших милиционеров). Представители группировки сами поддерживали эту версию, обвиняя друг друга в причастности к расправе над журналистом. Впрочем, официально эти обвинения развития не получили.
Группировка Гончарова, по информации From-UA, действовала с 1996 по 2002 год (по другим данным, она была создана еще в начале 1990-х годов) на территории Киева и Киевской области. Главарь - подполковник милиции Игорь Гончаров - занимал должность заместителя начальника отдела УБОП Киевской области. Всего в банду, по сведениям "Зеркала недели", входили трое офицеров в звании подполковников. В милиции они при этом имели неплохую репутацию. Один из "оборотней" - приговоренный ныне к пожизненному заключению Василий Гайдай - считался чуть ли не лучшим следователем Киева, имел медаль "За безупречную службу" и 17 поощрений в трудовой книжке.
Официально на счету банды одиннадцать убийств (при этом трупы двоих жертв, спрятанные в свое время бандитами, до сих пор не найдены), похищения, вымогательство и другие преступления. Группировка (если не рассматривать неофициальную версию об "эскадроне смерти") специализировалась на вымогательствах. "Оборотни" похищали людей (иногда, используя свой статус, они имитировали задержание, демонстрировали жертве удостоверения, делали вид, что составляют "протоколы" - в итоге добиваясь того, чтобы жертва согласилась поехать с ними добровольно). Затем похищенного вывозили в уединенное место (одним из таких мест был дом в Броварах), родственникам посылали требование о выкупе. Некоторые из похищенных были убиты (в тех случаях, когда похитители узнавали, что родственники обратились в милицию). Тела своих жертв бандиты закапывали на территории Броварского района.
Бандиты соблюдали конспирацию. В частности, по данным прокуратуры, "использовали кодовые слова и числа для обозначения места встречи". Главарю банды, как рассказывал впоследствии следователь Генпрокуратуры Олег Гарник, нравилось изображать из себя "разведчика-профессионала". "Он подчеркнуто ходил в дешевой одежде, - отмечает следователь, - пользовался пейджером (скрывая от коллег дорогой по тем временам мобильный). Не тратился на застолья".
Жертвами банды стали, в частности, супруги-бизнесмены из села Счастливое, которые не рассчитались с банком по кредиту. Когда банк не получил свои деньги, он обратился в правоохранительные органы. Гончаров с сообщниками приехали в дом предпринимателей и в итоге убили обоих. Дело по этому убийству позднее было выделено в отдельное производство (вместе с некоторыми другими эпизодами). По данному делу (так называемому "малому" делу "оборотней") приговор был вынесен в 2010 году, фигуранты были приговорены к лишению свободы на сроки до десяти лет (при этом их продолжили судить по основному делу).
В списке жертв оказался и целитель, торговавший "чудодейственным настоем от рака". Бандиты "задержали" его возле дома, отвезли в свой особняк под Киевом, там избили и заставили позвонить матери, сообщив требования о выкупе (50 тысяч долларов плюс имевшиеся у целителя драгоценности). Однако узнав, что милиция организовала засаду, преступники не пришли за выкупом. От жертвы они предпочли избавиться: задушили целителя и закопали труп в лесу.
На след банды, как рассказал позднее подполковник милиции в отставке Виктор Герасимов, правоохранительные органы вышли при расследовании очередного похищения (похищения учредителя турфирмы "Домино" Михаила Гельфанда, которого "оборотни", запросив выкуп и назначив место передачи денег, убили, узнав о готовящейся засаде).
Милиция установила личность одного из подозреваемых - Олега Свердлова (который в органах внутренних дел не работал). Он успел сбежать в Россию, однако был депортирован оттуда за отсутствие регистрации. Вслед за ним были задержаны и другие члены банды. Один из них - бывший внештатный сотрудник МВД Юрий Нестеров - некоторое время скрывался в Германии, однако затем вернулся на Украину и сдался властям, согласившись дать показания против сообщников. Ему была обеспечена защита как ценному свидетелю (в частности, он назвал места, где были закопаны трупы убитых), обещано снисхождение. Однако в 2009 году Нестеров был арестован, позднее по "малому" делу "оборотней" его приговорили к десяти годам тюрьмы. По основному делу ему назначено наказание в виде десяти с половиной лет лишения свободы. Сам Нестеров после ареста заявлял, что с ним хотят расправиться, развалив таким образом все дело.
Главарь банды ко времени ее разоблачения уже находился на пенсии. После ареста Гончаров заявлял, что у него есть высокопоставленные покровители, и грозил оперативникам неприятностями. Когда же понял, что его не выпустят, стал утверждать, что слишком много знает (в том числе и об убийстве Гонгадзе) и до суда, скорее всего, не доживет.
Гончаров был убит в СИЗО спустя год после ареста. По официальной версии, он скончался после того, как был жестоко избит сотрудниками изолятора (они якобы решили наказать его за какое-то нарушение). По другой версии, он получил смертельную инъекцию некоего препарата. Как утверждала газета "Сегодня", покровители Гончарова даже рассматривали вариант с его силовым освобождением из СИЗО. "Якобы такой план был готов, но потом от него отказались, решив, что прольется слишком много крови и последующую реакцию властей сложно предугадать, - пишет издание. - И тогда, дескать, решили, что Гончаров должен навсегда замолчать".
На суде большинство фигурантов дела свою вину отрицали. Они утверждали, что из них "выбивали" признательные показания, и настаивали на том, что к похищениям и убийствам отношения не имеют. Украинская пресса, комментировавшая процесс, отмечала, что "оборотни" (очевидно, рассчитывая на своих покровителей) всерьез надеялись на то, что суд закончится их освобождением.
Приговор участникам банды вступит в силу после того, как будут рассмотрены апелляции. Сколько фигурантов будут обжаловать решение суда, пока неизвестно.