Не скорая реакция СМИ заинтересовались октябрьской поездкой кортежа Нарышкина

6 июня СМИ неожиданно обратили внимание на видеоролик о событиях более чем полугодовой давности, выложенный в интернет в апреле. На записи видно, как машине "Скорой помощи" пришлось замешкаться из-за проезда чиновничьего кортежа. Журналисты выяснили, что кортеж принадлежал Сергею Нарышкину, который в ту пору являлся главой администрации президента, а ныне занимает пост спикера Госдумы.

Видеоролик под названием "Проезд кортежа важнее человеческой жизни" был опубликован на сайте YouTube 8 апреля 2012 года. Видео выложил пользователь Евгений Манько, который зарегистрировался на сайте в тот же день и с тех пор не проявлял особой активности. Манько ведет микроблог, в нем он впоследствии пояснил, что видео снято его другом. Сам он его только разместил на YouTube и прорекламировал в том же микроблоге.

Итак, просматриваем ролик. Сначала мы видим стандартную запись видеорегистратора - машина едет, играет музыка. Впереди некоторое время движется автомобиль с номером о006оа47. По странному совпадению, в прошлом фотографии этой машины уже трижды попадали на сайт "Мигалки.нет". На перекрестке автомобиль о006оа47 сворачивает влево и исчезает, а впереди появляются сотрудники ГИБДД. Это - 35-я секунда видео. Гаишники перекрывают дорогу, машина с регистратором останавливается.

На отметке 1:58 слева слышится звук сирены. На 2:21 сирена смолкает, зато слева раздается звук мотора. По всей видимости, это означает, что "скорая помощь" подъехала и остановилась. На 2:38 минуте слева слышится крик: "У нас больной, давай (неразборчиво), б**!". Отчетливо видно, что ближайший сотрудник ГИБДД сразу же реагирует на крик - он оборачивается и виновато разводит руками (точнее, одной рукой - вторая держит жезл). Ровно в тот же миг на противоположной стороне перекрестка появляется автомобиль ГИБДД. Затем одновременно (это 2:49) за машиной ГИБДД появляется черный автомобиль с мигалкой, а камера регистратора начинает поворачиваться влево. Становится видна скорая помощь, из бокового окна которой высовывается человек в синей форме. Тем временем на заднем плане видно, как кортеж проезжает налево. В 2:54 сотрудник ГИБДД делает "скорой помощи" знаки - можно ехать. Завывая сиреной, она устремляется вперед - на отметке 2:59 она оказывается точно на том месте, откуда выехал кортеж.

В 3:17 машина с регистратором съезжает в тупик. Водитель выходит и направляется к двум сотрудникам ГИБДД, по дороге бормоча: "Ну, сейчас мы им устроим!" Подойдя к гаишникам, он требует у них удостоверения. Один из гаишников называет свое имя и должность, но ни одного удостоверения водителю не показывают. Он сам вслух зачитывает номера на значках гаишников. Затем водитель задает вопрос насчет "скорой помощи". Сотрудник ГИБДД отвечает: "Они возвращаются на базу". Водитель возражает - он слышал, как врач кричал о больном. Гаишник отвечает: "Мне этого никто не говорил". "Ну хорошо, я завтра в прокуратуру поеду", - констатирует водитель. Напоследок он ругает полицейских за то, что они припарковали машину на пешеходном переходе. Запись заканчивается.

В информации о видео было указано только, что оно снято во Всеволожске Ленинградской области. Ни дата съемки, ни личность чиновника, ради которого перекрывали дорогу, не были названы. Видимо, поэтому особого ажиотажа запись не вызвала. Лишь 5 июня ролик почему-то заинтересовал журналистов. Как утверждают в агентстве "Росбалт", первым запись у себя выложило именно оно.

Однако по-настоящему разгромный материал был опубликован на следующий день изданием Life News. Издание обратилось к начальнику УГИБДД Всеволожского района Ленобласти Игорю Галкину и неожиданно получило четкий ответ: кортеж принадлежал Сергею Нарышкину. Охотно побеседовала с журналистами и заведующая подстанции "Скорой помощи" Всеволожска Людмила Турлюн. Она заявила, что "скорая" перевозила мужчину, который делал ремонт и упал с четвертого этажа. Спасти пациента в итоге не удалось - он умер на пороге больницы (впрочем, позднее, уже в разговоре с другими журналистами, Турлюн подчеркнула: "Он умер от своих причин. Это не имеет отношения к кортежу"). Life News удалось выяснить даже имя автора видеозаписи - это некий Никита Наумов. Стала известна и дата съемки - 25 октября 2011 года.

"Кортеж нынешнего спикера Госдумы, который в ту пору занимал пост главы администрации Дмитрия Медведева, задержал "скорую помощь" с пациентом, позднее скончавшимся", - это уже не невнятное "проезд кортежа важнее человеческой жизни". СМИ начали наперегонки перепечатывать материал, ситуацию стали активно обсуждать в блогах (многие участники обсуждений предварительно даже не потрудились посмотреть видео, в связи с чем в их воображении предстали совсем уж апокалиптические картины: как будто злобные гаишники в течение получаса не дают скорой проехать, врач стоит на коленях и рвет на груди униформу, из машины доносятся душераздирающие крики больного, а Нарышкин медленно едет по устланной розами дороге и дьявольски хохочет).

На общественный резонанс было вынуждено отреагировать ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: ведомство начало внутреннюю проверку. Вскоре было объявлено, что полицейский, пропускавший кортеж, в декабре уволился, но по иным причинам. Отреагировал на публикации СМИ и замруководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов. Он заявил: "Ситуация похожа на вброс недостоверных сведений в расчете на неразборчивую желтую прессу". В свою очередь, глава Всеволожского района Татьяна Зебода сказала журналистам: "Мне кажется, что такого вообще быть не могло - да, Сергей Нарышкин периодически бывает во Всеволожске, здесь у него живет тетушка. Но он обычно ездит один, без сопровождения".

Любопытно, что активист движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов в беседе с журналистами 6 июня как-то не особенно резко высказывался о Нарышкине. Из слов Шкуматова следует, что о существовании видео он узнал задолго до публикации на "Росбалте", однако первостепенного значения ему не придал.

Впрочем, тема "скорой помощи против кортежей" далеко не нова, и этот скандал - не первый в своем роде. Весной 2011 года Федерация автовладельцев России публиковала подробный разбор ситуации (и "Синие ведерки" его перепечатывали). В частности, в тексте говорилось: "Из положения п. 10 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ 'О государственной охране', следует, что решение вопроса о пропуске скорой помощи во время перекрытия спецтрасс находится в компетенции ФСО. И ДПС лишь исполняют устные указания сотрудников ФСО". Кажется, именно из этих слов впоследствии посредством "испорченного телефона" зародилось поверье - якобы инструкции ФСО предписывают при встрече скорой помощи и кортежа отдавать приоритет кортежу. Тогда как на самом деле упомянутый 10-й пункт гласит всего-навсего, что сотрудники ФСО имеют право "принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств".

То есть эксперты ФАР имели в виду, что перекрытие дорог при проезде кортежа - дело ФСО, а ДПС ругать нечего. Это вовсе не означает, что ФСО обязательно должно не пропускать "скорую помощь". Кому и что ФСО должно - наполовину засекречено, наполовину просто непонятно. А уж Нарышкин и любой другой чиновник тут вообще отодвигаются на второй план.

Ну и напоследок - когда эта статья была почти дописана, начальник Центра по связям с прессой и общественностью ФСО Александр Рясков заявил агентству "Интерфакс": "Автоколонна, запечатленная на видеоролике, размещенном в сети интернет, для пропуска которой останавливалось движение, не являлась кортежем Нарышкина и не сопровождалась сотрудниками ФСО России".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше