Во Франции прошел второй тур выборов в нижнюю палату парламента - Национальную ассамблею. Победу на них, как и ожидалось, одержала Социалистическая партия нового президента Франсуа Олланда, причем ей досталось больше половины всех мест в парламенте. Между тем, по мнению экспертов, излишняя самостоятельность социалистов может иметь не самые лучшие последствия для Франции.
Ситуацию, при которой социалисты получили подавляющее большинство в парламенте, многие обозреватели уже поспешили назвать беспрецедентной. Вообще при описании нынешней кампании слова рекордный и исторический прозвучали не раз. Рекордно низкой оказалась явка во втором туре - 44 процента. Рекордно много в парламент попало женщин: согласно последним официальным данным - 108. Впервые с 1986 года в Национальную ассамблею прошли представители крайне правой партии "Национальный фронт": одним из двух ее депутатов оказалась племянница нынешнего лидера партии Марин Ле Пен и внучка бывшего руководителя Жан-Мари Ле Пена - 22-летняя Марион-Марешаль Ле Пен (Marion Marechal-Le Pen). Она же, кстати, стала самым молодым законодателем за всю историю Франции. Впервые парламентскую группу удалось сформировать Партии зеленых, от которой в Национальное собрание прошли 19 человек.
Согласно последним данным, социалисты сумели получить 314 мест в 577-местной Национальной ассамблее, их прямые конкуренты из "Союза за народное движение" (UMP) Николя Саркози - 212 кресел. В принципе, в победе левых мало кто сомневался: после недавнего избрания президентом Франсуа Олланда предпочтения избирателей вряд ли кардинально изменились. И все же небольшая если не интрига, то хотя бы неясность по поводу итогов голосования оставалась. Причиной этому стала довольно запутанная система парламентских выборов во Франции, включающих в себя два этапа.
Выборы в парламент проходят по мажоритарной системе абсолютного большинства. В соответствии с ней для того, чтобы одержать победу уже в первом туре, кандидат должен набрать более 50 процентов голосов всех пришедших на выборы избирателей. При этом, что не менее важно, за него должны проголосовать как минимум 25 процентов всех избирателей, зарегистрированных в закрепленном за кандидатом участке. Однако такое на выборах случается не очень часто: в этом году в первом туре победили всего 36 человек (в 2007 году их было 110). Гораздо более обычной является ситуация, когда во второй тур попадают два, реже три, а иногда даже и четыре кандидата. В результате исход выборов решается именно во втором туре, причем традиционно снижающаяся к этому этапу явка делает прогнозирование крайне сложным и очень приблизительным.
По итогам первого тура голосования социалисты оказались на первом месте, набрав 29,35 процента. За "Союз за народное движение" (UMP) проголосовали чуть меньше - 27,12 процента. Уже тогда эксперты прогнозировали, что партия Олланда скорее всего одержит победу, однако почти не вызывало сомнений и то, что в одиночку социалисты большинство получить не смогут. В результате им предсказывали необходимость заключения коалиции, по меньшей мере с Партией зеленых. Тем не менее, второй тур показал, что социалисты легко преодолели барьер в 289 мест, что автоматически делает их независимой силой в парламенте.
С учетом уже набранных очков влияние социалистов действительно выросло до беспрецедентных высот: помимо нижней палаты парламента они контролируют и верхнюю - Сенат, а также составляют большинство в правительстве. В результате при проведении своей политики Олланду не будет нужды оглядываться на оппонентов и прибегать к лавированию и компромиссам. Между тем именно такая ситуация дает повод как экспертами, так и представителям других стран ЕС говорить о скором возникновении у Франции серьезных проблем.
Источником этих проблем являются планы Олланда по выводу страны из экономического кризиса, которые разительно отличаются от программ его европейских коллег. В то время как остальная Европа основным инструментом преодоления кризисных явлений называет ограничение государственных расходов, французские социалисты смотрят в сторону стимуляции экономического роста. Более того, строя собственную предвыборную программу на критике своего предшественника, Олланд попытался максимально дистанцироваться от провозглашенной Саркози политики сдерживания расходов. Именно этот подход новый президент называет первопричиной экономических сложностей, с которыми столкнулась Франция.
В результате в основу предвыборной программы социалистов лег целый ряд обещаний, который, с одной стороны, обеспечил им активную поддержку избирателей, а с другой - вызвал шквал критики со стороны как оппонентов, так и независимых экспертов. Среди подобных обещаний оказались обязательства повысить минимальный уровень заработной платы и увеличить госрасходы на образование и социальную сферу, частичный отказ от пенсионной реформы, предусматривавшей повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Попутно социалисты пообещали существенно повысить налоги с крупных корпораций, а также состоятельных граждан.
В целом Олланд обязался перекроить бюджет таким образом, чтобы уже к 2013 году его дефицит опустился до уровня в три процента от ВВП - именно эта планка является условно максимальной для экономик ЕС. Одновременно, как ожидают соратники Олланда, рост экономики повысится с нынешней нулевой отметки до 1,7 процента. При этом социалисты заверяют, что достичь поставленных целей удастся благодаря... сокращению госраходов и повышению налогов. Если с повышением налогов есть хоть какая-то ясность, то снижение бюджетных трат вызывает серьезные вопросы - особенно в контексте объявленного курса на усиление социального обеспечения. Правда, можно вспомнить, что одним из первых распоряжений нового президента стало сокращение как собственной зарплаты, так и зарплаты своих подчиненных; кроме того, позже он ограничил и размер выплат руководителям госкомпаний. Тем не менее, масштаб подобных сокращений меркнет по сравнению с будущими расходами.
Противоречия в планах Олланда дают основания наблюдателям предположить, что очень скоро после победы на парламентских выборах ему придется пойти на попятную и отказаться от большей части своих предвыборных обещаний, что очевидно приведет к возмущению в стране. Более худший сценарий эксперты видят в попытке социалистов исполнить взятые на себя обязательства, что может привести к еще большему ослаблению экономики. В любом случае, если Олланду не удастся найти срединный путь, который удовлетворит население страны, опасающееся снижения благосостояния, и позволит Франции преодолеть кризис - триумф социалистов грозит превратится в фарс.