Окологоголя

Кирилл Серебренников возглавил театр

Московский департамент культуры, взявшийся с приходом Сергея Капкова наводить порядок в культурной жизни столицы, активно занялся преображением театральной сферы, а точнее репертуарного театра, который в нынешней своей форме, кажется, существовать уже больше не может. Вслед за назначением Олега Меньшикова худруком театра Ермоловой Капков нанес более мощный удар по затхлости - Кирилл Серебренников стал новым художественным руководителем Московского драматического театра Гоголя.

Новость о приходе Серебренникова, одного из немногих режиссеров, действительно формирующих лицо российской современной театральной сцены, поклонника экспериментального театра и смешения жанров, оказалась полной неожиданностью, причем не только для СМИ, критиков или зрителей. О назначении Серебренникова постфактум узнали и в самом театре и, надо сказать, восприняли новость неоднозначно.

В истории классического репертуарного театра Гоголя, существующего с 1925 года, бывали разные периоды, и расцветы и явные спады, но, к сожалению, в последние годы он находился именно в упадке, в некоем заскорузлом состоянии, совершенно убивающем к нему интерес. Закономерным итогом этого, по данным московского комитета культуры, стала низкая посещаемость: за последний год в театр пришли около 80 тысяч человек, что примерно в два раза меньше, чем у театров с таким же зрительским залом, насчитывающим около 700 мест.

Театр Гоголя уже несколько лет назад производил впечатление провинциального и несчастного - отчасти, может быть, в этом была вина того же комитета по культуре. Даже кресла, на которых невозможно было сидеть, явно не могли способствовать увеличению зрительского потока. В то же время все это не отменяло и до сих пор не отменяет наличия талантливых артистов в труппе, которой последние 25 лет руководил режиссер Сергей Яшин. Бессрочный контракт с бывшим руководителем был расторгнут 6 августа, а с новым заключен на три года. Кроме Серебренникова в театр трудоустроился и новый директор: Алексей Малобродский, работавший последний год с режиссером на "Платформе", сменил Анатолия Штаустаса.

Кирилл Серебренников, талантливый и, что также важно для Капкова и столичной общественности, энергичный, появился в театральном мире Москвы и Петербурга в самом начале 2000-х годов. До этого режиссер, окончивший физический факультет Ростовского государственного университета, десять лет ставил на ростовской театральной сцене. Сейчас Серебренников - именитый режиссер первого ряда, лауреат "Золотой маски", постановщик оперных спектаклей на сцене Большого театра и Мариинки, успешный кинорежиссер, известный фильмами "Изображая жертву" и "Юрьев день", автор десятка спектаклей в МХТ имени Чехова - от "Человека-подушки" по пьесе Макдонаха до "Околоноля" (авторство романа приписывается Суркову), один из инициаторов создания мультижанрового проекта "Платформа" на "Винзаводе", где он курирует театральное направление.

До этого августа Кирилл Серебренников никогда не ходил в худруках - последним его проектом стала "Седьмая студия", созданная на основе курса Школы-студии МХТ. Именно с ней Серебренников поставил "Отморозков" по Прилепину, которые принесли ему в этом году "Золотую маску".
Понятно, что Серебренников, режиссер новой драмы и сторонник экспериментального театра, принадлежит к числу тех художников, которые постоянно выходят за рамки, причем не только классические. Многие его работы насыщены аллюзиями на нынешнюю действительность, политическое сегодня, он ищет в материале актуальное звучание, иногда переносит действие в наше время, иногда лишает спектакль любой временной привязки, демонстрируя вневременность истории.

Интерес Серебренникова не исчерпывается собственно режиссурой, он принимает активное участие в судьбе московского театра как такового, что стало еще заметнее, когда заработала "Платформа", отчасти и созданная как площадка для дискуссий о будущем культурных институций. В этих дискуссиях участвуют как представители власти, так и сами художники - Серебренников в принципе выступает за диалог с властными структурами (та же "Платформа", например, частично финансируется Минкультом), за то, чтобы государство "поддерживало исследовательскую функцию театра, поиск языка сценического, право на ошибку".

Так вот, одна из таких дискуссий, посвященная развитию столичных театров, прошла на "Платформе" в декабре прошлого года, причем в ней участвовали и Серебренников, и Капков, и Яшин. Теперь после произошедших событий она воспринимается несколько иначе. Уже тогда можно было понять, что Театр Гоголя, как и Театр Ермоловой, ожидают перемены, а Серебренникова - руководство. Наверняка Капков не лукавил, говоря, что ему потребовалось немало сил уговорить молодого режиссера - в конце концов ему предлагали не модный и прибыльный, но малопосещаемый и трудный театр.

Из него Кирилл Серебренников планирует делать новое "место силы" - режиссера подстегивает то, что рядом находятся такие центры современного искусства, как "Винзавод" и Artplay. Пока неясно, какие именно перемены обрушатся на театр, однако наверняка они будут радикальными. В разговоре с театральным критиком "Коммерсанта" Романом Должанским Серебренников подтвердил, что собирается провести кардинальные реформы: театр станет открытой площадкой, на которой будут работать несколько резидентов, например, "Седьмая студия", компания режиссера Владимира Панкова "Саундрама" и компания современного танца "Диалог-данс" из Косторомы. Точнее об этом Серебренников пообещал рассказать в октябре, после возвращения из рабочей поездки в Германию. Тогда же им и директором будет предложена новая концепция развития Театра Гоголя.

Причина, по которой в театре новоявленного худрука не спешат встречать с радостью, в общем, очевидна. Артисты обеспокоены своей судьбой, а именно тем, найдется ли им место в театре после серебренниковских реформ. Пока что Капков выразил мнение, что большая часть артистов останется в театре, а Яшину найдут место в где-то еще, однако труппу такие слова не успокоили. "Ленте.ру" в Театре Гоголя прокомментировать новые назначения не смогли, объяснив это тем, что ничего непонятно и неизвестно; Кирилла Серебренникова еще никто не видел. В театре, который фактически на несколько месяцев остался без старых и новых руководителей, говорят, что пытаются жить в новых условиях, но пока что в старом ритме.

Театр Гоголя в своем прежнем виде просуществует еще несколько месяцев - в августе и сентябре будут сыграны запланированные спектакли, поскольку на них уже проданы билеты; этот театр один из тех, что открывают сезон рано. В нынешнем году сбор труппы гоголевских артистов пришелся на 6 августа - именно в этот день Яшин делился планами относительно новых премьер.

Перестановки в Театре Гоголя, безусловно, обнадеживают, в конце концов в успехе талантливого режиссера и не менее талантливого менеджера сомневаться не приходится - культурное волнение и движение этому месту вслед за соседями обеспечено. Однако вопросов все же еще больше: что будет с артистами; как будет функционировать новая площадка; придет ли на нее новое поколение зрителей; окажется ли новая модель эффективнее и прибыльнее (понятно, что финансовая сторона вопроса комитет культуры все же волнует)?

С Театром Гоголя, в отличие от Театра Ермоловой, наверное, все же стоит попрощаться - Серебренников точно будет создавать что-то принципиально новое, и это совсем не плохо. В данной ситуации печалить может только столичный департамент культуры, который, хоть и решился на шаг смелый и правильный, сделал его слишком резко и, возможно, для кого-то больно. Правда, по-другому расставаться получается очень редко, обновлять же целые институции и вовсе невозможно.

Культура00:01Сегодня

Отказались возбуждать

Год назад актрисы объявили войну голливудским насильникам. Хуже стало всем