Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Обласканные Дон Жуаном

Ла Скала открыл новый сезон Большого театра

Новый 237-й театральный сезон, который обещает быть чрезвычайно щедрым на новинки, Большой театр открыл гастролями Ла Скала. Миланский театр уже второй год подряд показывает свои спектакли на сцене ГАБТ - и если в предыдущем сезоне итальянский театр удивлял балетом, то сейчас в Москву привезли новую постановку оперы Моцарта "Дон Жуан", не по-итальянски сдержанную и очень театральную одновременно.

Помимо того, что приезд итальянцев сам по себе является знаменательным событием для отечественной театральной сцены (все гастроли легендарного театра в Москве можно пересчитать по пальцам - Ла Скала приезжала в 1964, 1974 и 1989 годах), в нынешнем случае важно и то, что миланский театр привез свежую постановку - именно этим "Дон Жуаном" канадского режиссера Роберта Карсена театр открывал прошлый сезон: за дирижерским пультом был Даниэль Баренбойм, только назначенный музыкальным руководителем Ла Скала, а в роли Донны Анны - российская сопрано Анна Нетребко.

История Ла Скала насчитывает более 20 постановок оперы "Дон Жуан" на либретто Лоренцо да Понте, премьера которой состоялась в Праге в 1787 году. Историю спектаклей, шедших на сцене миланского театра во второй половине XX века, решено было проиллюстрировать выставкой - в Москву приехала экспозиция из театрального музея Ла Скала с костюмами к "Дон Жуану", созданными в разные годы, от 1950-х до 1980-х, когда был поставлен знаменитый спектакль Джорджо Стрелера. Спектакль одного из величайших итальянских театральных режиссеров XX века был блестящим образцом высокого искусства, классической трактовкой моцартовского "Дон Жуана" и продержался на итальянской сцене около двадцати лет.

"Дон Жуан" Карсена, востребованного ныне режиссера, ставившего не только в Ла Скала, но и в Английской Национальной опере, парижской Гранд-опера и Мариинке (мюзикл "Моя прекрасная леди"), получился совершенно иным, а потому, хотя и был встречен на премьере бурными овациями зрителей, заслужил в прессе немало критических отзывов. У Карсена и в помине нет никакой "веселой драмы", есть некая вневременная история, рассказанная с симпатией к главному герою, пребывающему в спектакле и в роли актера, и в роли режиссера, а главное с любовью к самому театру - Ла Скала.

Карсен в "Дон Жуане" обращается к своему уже ставшему фирменным приему - к созданию "театра в театре", а потому интерьеры Ла Скала играют ключевую роль в сценографии. В этом, в частности, заключается главная трудность: постановка канадца изначально создавалась именно под сцену, зал и цвета Ла Скала, и казалось, что "Дон Жуан" не отправится на гастроли. Но, по словам Баренбойма, Большой театр - исключение, и действительно, по цветовому решению (золото с темно-красным цветом) он ближе всех к итальянскому коллеге. Один из главных атрибутов спектакля - это занавес Ла Скала, появляющийся на сцене в виде панелей разных размеров, между которыми передвигаются герои. Самым же эффектным моментом спектакля оказывается самое начало, когда Дон Жуан, забравшийся на сцену из зрительного зала, срывает занавес, обнажающий огромное дрожащее зеркало, в котором отражаются зрители Большого театра.

Сценография Майкла Ливайна, достаточно минималистская, строится на игре цветов - черного, красного, золотого и белого и скорее изобилует контрастами в костюмах (строгие костюмы прошлого столетия противопоставлены маскарадным бархатным платьям), нежели предметами на сценах. Переодевания Дон Жуана вплетаются в эротический контекст - действие оперы открывается сценой, изображающей Донну Анну на кровати в объятиях главного героя; соблазненная Дон Жуаном служанка Эльвиры и вовсе покидает сцену совершенно обнаженная. Эротизированность постановки, конечно, нашла своих недоброжелателей, однако на деле выяснилось, что спектакль даже при наличии голой девушки и курящего Дона Жуана провокационным считать нельзя - строгость Карсена нивелирует очевидные непристойности.

Карсеновский "Дон Жуан" примечателен тем, что максимально приближен к зрителю: артисты не раз поют из зрительного зала (таким образом вытягивая пространство сцены), а Командор (Александр Цымбалюк) - и вовсе из царской ложи. Интересно, что и сам Дон Жуан (Петер Маттеи) становится зрителем - во втором акте он сидит спиной к залу и наблюдает за происходящим на сцене, своей отстраненностью демонстрируя главенствующую роль. Потому и нетрадиционен финал - в преисподнюю проваливаются не обольститель, а прочие герои, Дон Жуан же все с той же сигаретой стоит на сцене, наблюдая за тем, как они исчезают.

Интересно, что спектакль Карсена и в своей симпатии к Дон Жуану, и в некоторой откровенности перекликается с постановкой режиссера Дмитрия Чернякова ("Воццек", "Руслан и Людмила"), впервые показанной на фестивале в Экс-ан-Провансе, а позднее - в октябре 2010 года - перенесенной на сцену Большого театра. Чернякова, кстати, которого за современное видение классических сюжетов уже принято ругать, Баренбойм, прилетевший в Москву, назвал великим режиссером. И очевидно, что между его спектаклем и миланским можно провести параллели (впрочем, "Дон Жуан" Чернякова вышел все же острее): Дон Жуан у него пьяница и негодяй, здесь же обольститель, скорее, напоминает роскошного кукловода. Правда, отечественный вариант все же уступает по качеству вокала.

Главным украшением приехавшего на гастроли "Дон Жуана" стал шведский баритон Петер Маттеи, наверное, лучший на сегодняшний день исполнитель роли распутника, невероятно обаятельный и фактурный. Звездный состав исполнителей пополнила шведка Мария Бенгтссон, сменившая Нетребко; особенно же зрителей заворожила Эльвира, партию которой, как и на премьере, исполняла артистичная Доротея Решманн. Оркестр под управлением Баренбойма играл под стать режиссуре размеренно и точно, и хотя от критиков не скрылось недопустимое в первом акте расхождение оркестра с певцами, зрители все равно встретили Ла Скала восторженно.

Своим "Дон Жуаном" миланский театр продолжил гастроли в ГАБТ, начавшиеся в прошлом сезоне. Подобное сотрудничество двух театров стало возможным, с одной стороны, благодаря генеральному директору ГАБТ Анатолию Иксанову, для которого активная гастрольная жизнь является одним из основных приоритетов - причем как самого ГАБТ, так и его гостей. С другой стороны, благодаря перекрестному году Италии и России, ударно закрывшемуся балетами Ла Скала "Эксельсиор" Луиджи Манцотти и "Сон в летнюю ночь" Баланчина. Теперь, когда в 2012-2013 годах Россия ведет культурный обмен с Германией, на очереди приезд Штутгартского балета, гастроли которого намечены на май.

Грядущий сезон, грандиозный под стать началу своими планами, будет очень насыщенным, особенно с оперной точки зрения. Самым первой премьерой на сцене ГАБТ, показанной в сентябре, станет опера "Франциск" о жизни святого Франциска Ассизского, написанная молодым композитором Сергеем Невским в рамках проекта "Лаборатория современной оперы", созданной по инициативе режиссера Василия Бархатова, - таким образом в театре решили заняться развитием современной российской оперы. В сентябре же начнутся репетиции "Князя Игоря" - и эта постановка Бородина точно обещает стать большим событием, поскольку трудится над ней бывший худрук Таганки Юрий Любимов, впервые сотрудничающий с Большим театром.

В новом сезоне Большой также планирует представить "Травиату" Верди в постановке Франчески Замбелло, восстановить "Царскую охоту" Римского-Корсакова и представить премьеру "Сомнамбулы" Беллини, которую очень редко ставят в России. В этом году специально для юных зрителей в репертуаре ГАБТ появится опера "Дитя и волшебство" Равеля, а также балет "Мойдодыр" в постановке Юрия Смекалова.

Балетная труппа, постигающая как классический репертуар, так и современный, вновь обратится к Баланчину. Вслед за "Драгоценностями", показанными весной 2012 года, ГАБТ поставит его балет "Аполлон Мусагет", в котором станцует первый премьер Большого из США Дэвид Холберг. Затем на исторический сцене возобновят "Ивана Грозного" Юрия Григоровича (1975), после чего швед Матс Эк перенесет на сцену московского театра балет "Квартира".

Балетные эксперименты Большого театра позволят продолжить фестиваль, посвященный столетию балета Игоря Стравинского "Весна священная", где будут показаны несколько версий этого произведения - от Вацлава Нижинского, Мориса Бежара, Пины Бауш и англичанина Уэйна Макгрегора. Последней новинкой балетной труппы станет "Онегин" английского неоклассика Джона Кранко.

Помимо всего прочего, в новом сезоне пройдут несколько юбилейных вечеров, а также второй фестиваль wwb@llet.ru, на который, собственно, и приедет Штутгартский балет. Задумка художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина с созданием всемирной хореографической паутины пришлась по душе и артистам, и зрителям, которые наверняка продолжат встречать эксперименты Большого театра столь же воодушевленно, как и постановки Ла Скала.

Культура00:5217 сентября

«Влияние Тарковского останется со мной до самой смерти»

Тайный гений черной документалистики, который стал звездой современного искусства