По итогам торговой сессии 11 сентября индекс Dow Jones оказался на отметке 13323 пунктов - это лучший показатель с конца 2007 года. Американские трейдеры будто бы забыли, что Европа находится на грани двойной рецессии, базовые ставки в крупнейших экономиках мира близки к нулю, а рынки не могут прожить без вливаний дешевых денег со стороны центробанков.
2007 год имеет шансы войти в историю статистики не благодаря тому, что пять лет назад были достигнуты какие-то невероятные показатели, а из-за того, что это удобная точка отчета. Если статистические работы о первой половине XX века обычно используют в качестве такой точки 1913 год (последний мирный год перед началом Первой мировой войны), то в XXI веке "нулевым километром" будет именно 2007-й - последний год до финансового-экономического кризиса, разразившегося осенью 2008-го.
В октябре 2007 года индекс Dow Jones, один из базовых показателей фондового рынка США (а значит, и всего мирового рынка), впервые в своей истории преодолел отметку в 14000 пунктов. После этого трейдеры, предчувствуя осложнения в экономике страны, начали постепенно распродавать акции, а в 2009 году Dow Jones "весил" уже менее 6700 пунктов - за неполные полтора года падение составило более 50 процентов.
С того же 2009 года эксперты спорят о том, когда наступит вторая волна мирового кризиса и наступит ли она вообще. Эти споры добавляют нервозности на биржевых площадках (резкие месячные и квартальные колебания даже самых устойчивых индексов в последние годы не сравнить с "тихими" всплесками середины 2000-х), но не могут поколебать общий вектор - инвесторы, по всей видимости, всерьез нацелились на рекорд 2007 года по индексу Dow Jones, до которого осталось всего около пяти процентов. К состоянию в реальной экономике это имеет лишь косвенное отношение - фондовый рынок растет, рассчитывая на будущее восстановление.
Смотря что сравнивать
Глядя на индекс Dow Jones за пять лет, соблазнительно сделать вывод, что инвесторы "вернулись" в 2007 год, однако это будет не совсем корректно. Прежде всего, необходимо помнить, что сам индекс, который составляется из расчета цен на акций 30 ведущих компаний США, претерпел существенные изменения - в 2007 году в него входили фактически национализированный во время кризиса страховщик AIG и спасенные от неминуемого банкротства автомобильный гигант General Motors и банк Citigroup. Акции всех этих трех компаний за пять лет обесценились, а компании GM, например, пришлось и вовсе сначала провести делистинг, а в 2010-м году снова выйти на биржу.
Из всех входящих в Dow Jones акций наибольший рост за пять лет показала сеть McDonald's - ее акции подорожали на 85 процентов. Акции другого проверенного временем игрока рынка - Coca-Cola - поднялись на 38 процентов, а сети магазинов Wal-Mart - на 74 процента. Еще у одного ритейлера - The Home Depot - ценные бумаги подорожали на 65 процентов. Эти цифры наглядно показывают, что даже во время кризиса акции больших магазинов и корпораций, производящих еду, пользуются значительным спросом.
В то же время сменщики гигантов экономики США, переживших кризис лишь с помощью государства, не только не допустили резкого обвала Dow Jones, но и помогли ему восстановиться. Так, производитель продуктов питания Kraft Foods, сменивший в индексе AIG, подорожал за пять лет на 20 процентов. У страховщика Travellers, пришедшего на место GM, рост оказался еще более впечатляющим - плюс 40 процентов. Исключением выглядит лишь разработчик сетевого оборудования Cisco - он подешевел за пять лет на те же 40 процентов, а со времени вхождения в индекс Dow Jones - на 28 процентов.
Если посмотреть на другие американские индексы, например, на более широкий S&P 500 или высокотехнологичный Nasdaq (оба индекса находятся вблизи многолетних максимумов), то там количество изменений будет еще больше. За последние пять лет на рынок вышли десятки если не сотни компаний, часть из них не только вошла в базы расчета индексов, но и стала лидером рынка. Так, Facebook в 2012 году провел одно из крупнейших IPO в истории США, а его акции тут же стали входить в индекс Nasdaq.
Во-вторых, необходимо помнить, что цены 2007 года и цены 2012-го - это все-таки не одно и то же. Инфляция в экономике США была отрицательной только по итогам 2009 года, а в остальное время доллар становился дешевле - на него можно было купить меньше товаров, чем раньше. Таким образом, даже повышение акций на несколько процентов за пять лет не дает автоматического "возврата" к докризисным временам.
Почему именно сейчас?
Тем не менее, даже помня о корректировках индексов и об инфляции в экономике США, сложно не заметить, что в 2012 году биржевые показатели в стране пережили бурный рост, как будто бы не замечая всех панических отчетов о том, что кризис 2008 года может повториться. Такой рост поддерживается далеко не всеми развитыми странами - если Dow Jones с начала года вырос на 9 процентов, то в в Японии базовый индекс Nikkei поднялся менее чем на шесть процентов, британский FTSE 100 - менее чем на 4 процента.
Различия между ростом индексов в разных странах могут объясняться тем, что долговой кризис, который может привести к распаду еврозоны, произошел все-таки в ЕС, а не в США - экономические показатели Соединенных Штатов в последнее время застыли, не давая повода к резким скачкам на рынке. При этом положительные новости для трейдеров могут в ближайшее время прийти именно из США: местная Федеральная резервная система может решится на третий раунд количественного смягчения, то есть очередной массовый вброс на рынок десятков и сотен миллиардов долларов в обмен на облигации, в первую очередь государственные.
Пока точно непонятно, наступит ли этот третий раунд количественного смягчения - изначально предполагалось, что ФРС объявит о нем еще в августе. В конце лета этого не произошло, и две трети американских экономистов ожидают, что это случится в середине сентября. Если их прогноз оправдается, у инвесторов появятся деньги на то, чтобы вкладывать их в более рискованные активы, нежели облигации - например, те же акции американских компаний.
Другой прогноз аналитиков уже сбылся: в последние дни они предполагали, что Конституционный суд Германии отклонит иски от граждан страны, в которых те требовали запретить создание Европейского стабилизационного механизма (ESM). 12 сентября суд действительно встал на сторону правительства, так что теперь разговоры о крахе еврозоны (до очередного обострения в какой-нибудь стране) будут носить скорее теоретический характер.
Наконец, в другом регионе мира - в Китае - премьер-министр страны Вэнь Цзябао пообещал бизнесменам выполнить плановый показатель по росту ВВП в 7,5 процента за год. Это прибавило оптимизма инвесторам во всем мире, так как ранее многие экономические индикаторы свидетельствовали о том, что рост экономики Китая, главного двигателя глобального ВВП в последние годы, может сильно замедлиться.
Все описанные причины роста фондовых индексов имеют существенный минус - они говорят о сегодняшнем дне, забывая о циклических спадах и взлетах на рынке. Издание Business Standard в середине сентября решило восполнить этот недостаток и обратилось к научным работам, которые рассказывают о связи поведения трейдеров с политическими циклами в США. Так, оказалось, что обычно в США в первый год после выборов нового президента биржевые показатели падают, а следующие три года президентского цикла растут. При этом для трейдеров неважно, кого американцы выбрали - демократа или республиканца. Из 16 локальных минимумов индекса Dow Jones за 1942-2006 годы 15 пришлись на первый и второй годы президентского цикла и ни одного - на последний.
Правда, в 2008 году все эти расчеты были смазаны мировым кризисом - он не стал ждать удобного времени президентского цикла, а ударил в сентябре 2008 года, за полтора месяца до выборов. А вот в 2012 году базовый сценарий для фондового рынка США вполне может повториться. В таком случае нового обвала стоит ожидать после 6 ноября, когда у США либо останется старый президент, либо появится новый.