Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Интернет с приправой

"Яндекс" и Mail.ru выпустили по браузеру

Интернет-компании Mail.ru и "Яндекс" с интервалом в четыре дня представили собственные браузеры. Веб-обозреватель "Амиго" предназначен для пользователей социальных сетей, которые составляют львиную долю аудитории Сети, в то время как "Яндекс.Браузер" не отождествляет себя с той или иной категорией интернетчиков, делая вместо этого акцент на простоту и удобство использования.

И "Яндекс.Браузер", и "Амиго" основаны на Chromium - браузере с открытым исходным кодом, который появился одновременно с Google Chrome. Собственно, продукты "Яндекса" и Mail.ru стали второй волной экспериментов российских интернет-компаний с Chromium. К первой волне можно отнести брендированные сборки Chromium, которые представили буквально все кому не лень - от мессенджера QIP до соцсети "Одноклассники".

Сборки, как правило, отличались друг от друга и от "чистого" Chromium только логотипами, домашней страницей и набором закладок - каждая компания добавляла туда свои сервисы, смекнув, что браузер - это удобный и относительно малозатратный способ продвигать свои поиск, пробки, соцсети и прочие асечки.

Чтобы привлечь неискушенных пользователей, "Яндекс" и Mail.ru добавили в название браузеров отсылку к продукту Google - их обозреватели на основе Chromium носили имена "Яндекс.Хром" и "Хром@Mail.ru". В ситуацию, однако, вмешалась корпорация Google, указав, что права на слова Chrome, вообще-то, принадлежат ей. Обозреватели пришлось переименовать, причем выбор обеих компаний снова совпал - они назвали свои браузеры непритязательным словом "Интернет". Хитрее всех поступил "Рамблер", обозвавший свой продукт на базе Chromium "Нихромом" - и популярное буквосочетание в названии сохранилось, и не придерешься.

27 сентября Mail.ru анонсировала новую разработку на основе Chromium - "социальный" браузер "Амиго". Старый "Интернет" при этом продолжит существование, потому что "Амиго" пока готов не до конца - то, что получилось, Mail.ru называет "альфа-версией" и распространяет исключительно по приглашениям (и только для Windows). Скорее всего, компания поторопилась и представила незаконченный продукт, потому что ей на пятки наступал "Яндекс": слухи о том, что российский лидер поиска занялся браузеростроением, ходили уже давно.

"Амиго" примечателен тем, что стал одной из первых российских попыток переосмыслить Chromium. Главной особенностью браузера является расположенная в правой части экрана панель для работы с социальными сетями. На ней помещаются вкладки "ВКонтакте", "Одноклассников", "Моего мира" и Facebook. На панели отображается список друзей с пометками "онлайн" и "офлайн" (с пользователями можно обмениваться сообщениями) и лента обновлений. Кроме того, панель умеет превращаться в плеер для прослушивания музыки из российских соцсетей.

Браузер "Амиго"

Никаких дизайнерских изысков "Амиго" (по крайней мере, его альфа-версия) не предлагает: он имеет стандартно-хромообразную внешность. Единственное, за что цепляется взгляд - это логотип в виде зеленой буквы "А", который почему-то сложно проассоциировать с браузером. На ум скорее приходит детская программа для изучения алфавита.

Окно установщика "Амиго"

1 октября на технологической конференции YaC был представлен браузер "Яндекса" - или "Яндекс.Браузер". Компания обошлась без альфа- и бета-сборок: обозреватель сразу вышел с номером версии 1.0. В отличие от "Амиго", который позиционируется как продукт для суперактивных пользователей соцсетей, "Яндекс.Браузер" - по крайней мере, с первого взгляда, - не выглядит привязанным к нуждам какой-либо конкретной группы интернетчиков.

"Яндекс.Браузер" использует движок WebKit и "оболочку" (так выразились на YaC сотрудники компании) Chromium. Над обликом поработали всерьез: обозреватель легко отличить от других продуктов на этой платформе. Во-первых, у него подчеркнуто лаконичный интерфейс: адресная строка, совмещенная со строкой поиска, кнопки "Яндекс" и "Назад" ("Вперед" появляется только тогда, когда она нужна), панель закладок и кнопка "Шестеренка" - она вызывает меню настроек. Когда пользователь начинает вводить в адресной строке символы, она из серой становится желтой.

Во-вторых, вместо "страницы быстрого доступа" с эскизами часто посещаемых веб-страниц, как в Chrome, "Яндекс" внедрил меню "Табло" - оно появляется при "клике" на адресную строку. "Табло" тоже служит для быстрого доступа к нужным сайтам, но в нем отображаются не скриншоты страниц, а разноцветные плашки-заголовки в количестве восьми штук. Для некоторых сайтов есть готовые плашки, одновременно играющие роль виджетов: с их помощью можно узнать, например, о новых письмах в "Яндекс.Почте" или Gmail или о новых сообщениях из "ВКонтакте". Для остальных ресурсов плашка генерируется автоматически: браузер смотрит на то, какой цвет преобладает в иконке сайта, и окрашивает в него элемент.

"Табло" в "Яндекс.Браузере"

Браузер, само собой, связан с сервисами "Яндекса", но на более тонком уровне, чем прямолинейный набор закладок или набивший оскомину "Яндекс.Бар". Страницу на иностранном языке обозреватель предлагает перевести "Переводчиком" "Яндекса", а при вводе в поисковую строку слов "погода" или "пробки" выводятся данные из соответствующих служб компании. Поиск по умолчанию - тоже яндексовский, но в настройках можно выбрать другой сервис. Сам браузер предлагает Mail.ru, Google и "Википедию".

Ответы на вопрос, заданный в поисковой строке

В обозреватель встроены просмотрщик файлов PDF и флэш-плеер. За безопасность отвечают технология Safe Browsing (она смотрит, не находится ли в "черном списке" URL сайта) и система "Лаборатории Касперского" (выявляет вирусы среди загружаемых пользователем файлов). Расширения для браузера можно брать из магазина Chrome Web Store.

Ответ на вопрос "Зачем Mail.ru / "Яндексу" собственный браузер?" достаточно очевиден. Как и в случае с первыми сборками Chromium, новые браузеры - это способ привязать к себе пользователя и укрепить позиции на рынке поиска (в браузерах Firefox и Chrome в роли поисковика по умолчанию используется Google). Радует, что компании в этот раз попытались добиться своего более изящными средствами, чем тулбары и готовые наборы закладок.

Показательно, что в один день с браузером "Яндекс" показал и Yandex.Store - магазин приложений для операционной системы Android, который обещает стать альтернативой Google Play. Одними из первых устройств, на которые будет предустановлен Store, станут смартфоны "МегаФона".

Mail.ru пока не разглашает планы развития "Амиго". Браузер "Яндекса" раскритиковали за отсутствие средств синхронизации, но есть все шансы, что ситуация исправится - компания пообещала обновлять обозреватель "каждые несколько недель". В следующей версии, в частности, появится функция "сжатия" трафика, восхваляемая пользователями Opera Mini.