Первое, что чувствуешь, попав в город Даунволл, главное место действия Dishonored - ощущение дежавю. Это и неудивительно - над визуальной частью игры работал небезызвестный Виктор Антонов, который отвечал за нее и в шутере Valve Half-Life 2. У всех его творений своеобразный, но совершенно узнаваемый стиль. И благодаря ему город Даунволл выглядит так, как выглядел бы Лондон, захвати его Альянс в девятнадцатом веке. Но это сходство не делает игру хуже, оно только усиливает мрачную атмосферу, которая и является главным достоинством Dishonored.
На фоне мрачного города, который стоит на грани гибели, разворачивается история о смерти и о мести. О том, как в сердце распадающейся империи, в городе, где не осталось практически ничего, кроме крыс и чумы, бывший лорд-протектор погибшей императрицы, а нынче убийца на службе тайной организации Корво Аттано пытается отплатить узурпаторам трона. Тем, кто убил его повелительницу, а потом подставил его самого.
Называть Dishonored стимпанком не совсем верно - главная движущая сила Даунволла не пар, а китовый жир. Благодаря ему город освещается фонарями (там, где они еще есть), на нем же работает местный транспорт. И благодаря ему "работают" основные препятствия, которые встречаются на пути Корво Аттано - стены света и колонны, которые испепеляют любого злоумышленника.
А их тут достаточно. Из-за чумы, которую принесли в город крысы, едва ли не половина его населения погибла или превратилась в стонущих безумцев, которые полностью потеряли всякое подобие человеческого облика. Убийство императрицы лишь усилило этот хаос, поэтому, несмотря на все старания местной стражи, на улицах полно бандитов, жертв болезни и паразитов. Даунволл и его обитатели нарисованы в своеобразном гротескном стиле. И этот город кажется еще более мрачным, чем унылый диккенсовский Лондон, от которого он, несомненно, берет свое начало.
Даунволл - это город ужасных тайн, безумцев, живых мертвецов, крыс, убийц и заговорщиков, и это становится понятно на первом же полноценном задании. А еще это город бесконечных крыш, обрушившихся балконов, узких нор и альтернативных путей, по которым стоит идти любому, кто не хочет попадаться на глаза местным гвардейцам или наблюдателям (религиозному культу, искореняющему магию). И поэтому Даунволл идеально подходит Корво - асассину и магу; человеку, которому нужно любой ценой устранить первых лиц государства.
В игре всего девять миссий, и все локации, которые там есть, сравнительно невелики. Но они действительно позволяют передвигаться очень разными способами, в зависимости от того, как именно игрок предпочитает проходить Dishonored. По большому счету, стилей прохождения тут два. Более или менее мирный, когда Корво за время своего крестового похода против зла и коррупции никого или практически никого не убивает; и брутальный, когда Dishonored превращается в чистый экшн.
Каждый подход имеет свои плюсы и минусы. Мирное прохождение является более вдумчивым и неспешным: там в основном нужно наблюдать и просчитывать маршруты противников. Зато убийство всех и каждого в некотором роде дает больше свободы для творчества.
У Корво есть инструменты и умения, которые позволяют ему легко адаптироваться к любому выбору игрока. Для тех, кто предпочитает решать конфликты бескровно, здесь есть замедление времени, дротики с сонным снадобьем и умение, позволяющее вселяться в животных, а после улучшения - в людей. Этот комплект, вкупе с базовым навыком, позволяющим телепортироваться на короткие расстояния, позволяет пройти всю игру, не убив никого или почти никого. Крыса может легко проскочить мимо толлбоя - самого серьезного игрового противника, которого можно только убить. Вселившись в хищную рыбу, можно благополучно проплыть мимо патрулей в подвал, благо весь город пронизывает огромное количество каналов. А с помощью телепорта можно не только забраться на крышу здания, фонарь или балкон, но еще и переместиться за спину стражника и тихо его придушить. Это, кстати, основное, что придется делать при бескровном прохождении - в Dishonored удушение является лучшим снотворным. К тому же его можно применять бесконечно, а вот усыпляющих дротиков всего десять.
При том, что стражей и наблюдателей в игре встречается много, особым умом или внимательностью они не блещут. И если не попадать им непосредственно под нос, то справиться с ними будет не так сложно. Нужно учитывать лишь то, что каждого мирно спящего гвардейца нужно как следует прятать. И не только потому, что их могут найти, но и потому, что ими не прочь закусить местные человекоядные крысы. А каждая смерть, которая произошла даже по косвенной вине игрока (как в случае с теми же крысами или с тем, что усыпленный враг упал с высоты и разбился), ложится на его совесть и статистику.
Если выбирать более кровавый стиль, то темп игры ускоряется, а она сама становится проще. Да, Корво - не супермен, который выдерживает прямое попадание пули. Но убивать стражей все равно проще, чем от них прятаться. Даже с толлбоями, бронированными военными на ходулях, можно разобраться с помощью гранат и стрельбы по баллонам, которые питают их снаряжение. В целом такой стиль игры предоставляет больше возможностей, чем бескровный: если там основным оружием Корво выступает арбалет с сонными дротиками, то тут выбор намного шире. Кроме собственно оружия (меча, арбалета, пистолета, гранат и ловушек) и магии (чего стоит один призыв крыс, сжирающих врага на месте) у героя есть и другие способы творчески уничтожить противника. Например, в одной из миссий он может в буквальном смысле слова насмерть запарить свою цель.
Впрочем, комбинаций меча и магии тут тоже довольно много. Заметно, что разработчики старались дать игроку полную свободу творчества в том, как он разбирается со своими жертвами. Тут можно вселяться в стражей и заставлять их покончить с собой; подставлять противников под пули их же товарищей (или даже убить их той же пулей, которой они стреляли в нарушителя порядка). Делать из крыс бомбы замедленного действия. Или просто перенастраивать местные средства безопасности так, чтобы они испепеляли самих гвардейцев вместо Корво.
Но эта творческая свобода в итоге является скорее минусом, чем плюсом игры. Она мало привязана к сюжету, и все эти фокусы не являются необходимой частью геймплея - они нужны скорее для чистого развлечения. В принципе, то же самое можно сказать почти обо всех способностях Корво, кроме самых основных: при всем разнообразии путей перемещения и способов убийства сама игра никак не располагает к тому, чтобы применять весь доступный арсенал. А местные противники не требуют лихорадочно придумывать новые сочетания потому, что старые не работают и нужно постоянно изобретать что-то новенькое.
Наблюдай и души или беги и убивай - к этому, по большому счету, сводится вся игра. Все миссии довольно однообразны: Корво нужно добраться до некого высокопоставленного лица, попутно выполнив одно-два побочных задания. На всю игру приходится ровно один эпизод (к тому же очень короткий), в котором у героя есть возможность достичь цели, побеседовав с окружающими, а не вырезав всех подряд.
Но при всех своих минусах Dishonored - однозначно хорошая игра. Студии Arkane удалось создать мир со своей неповторимой атмосферой. И мрачный город Даунволл несомненно является местом, куда хочется попасть еще раз. Просто для того, чтобы увидеть, какие еще тайны и загадки могут скрывать его узкие грязные улицы.