Судебные органы Алма-Аты поддержали требование прокуратуры запретить одну из оппозиционных партий Казахстана (по обвинению в экстремизме) и закрыть ряд оппозиционных СМИ (по обвинению в разжигании социальной розни). На днях были вынесены судебные решения, в соответствии с которыми деятельность этой партии и нескольких средств массовой информации должна быть приостановлена.
В оппозиции расценили это как "фактическое объявление войны" между бессменным президентом Казахстана, Лидером нации ("Елбасы") Нурсултаном Назарбаевым и опальным бизнесменом Мухтаром Аблязовым, с которым ассоциируется часть казахстанской оппозиции и которого в окружении президента сравнивают с "профессором Мориарти".
С исками против оппозиции прокуратура выступила на прошлой неделе. Жалобы касались незарегистрированной партии "Алга!" ("Вперед!") и альянса "Халык майданы" ("Народный фронт"), в который наряду с партией "Алга!" входит также зарегистрированная Коммунистическая партия Казахстана (деятельность последней была приостановлена судом еще в 2011 году, позднее сообщалось, что срок запрета должен был истечь к концу октября 2012 года). Прокуратура требовала признать их экстремистскими и запретить.
Другие иски относились к оппозиционным СМИ. Речь идет о газете "Взгляд" и дублирующих ее интернет-ресурсах, газете "Республика" и ассоциирующихся с ней печатных и интернет-изданиях (таковых прокуратура насчитала более тридцати), а также телеканале "К+" и видеопортале Stan.tv. Прокуратура потребовала, чтобы их деятельность на территории Казахстана тоже была прекращена.
Объясняя предъявленные претензии, представитель прокуратуры сослался на расследование дела о прошлогодних событиях в Жанаозене - городе на западе Казахстана, где произошли массовые беспорядки, связанные с акциями протеста лишившихся работы нефтяников. Часть вины за эти события следствие возложило на представителей оппозиции, обвинив их в том, что они разжигали конфликт между нефтяниками и властью, а также подстрекали жителей Жанаозена к мятежу. По этим обвинениям недавно был осужден лидер партии "Алга!" Владимир Козлов, его приговорили к семи с половиной годам тюрьмы с конфискацией имущества. Еще двое оппозиционеров, проходивших по этому делу, получили условные сроки.
Как заявляет теперь прокуратура, приговор по делу Козлова зафиксировал, что деятельность упомянутых политических объединений и СМИ носит экстремистский характер. В частности, активистам оппозиции вменяется в вину распространение провокационных листовок среди нефтяников, а журналистам - публикация материалов, "возбуждавших социальную рознь".
Опальный банкир
Все, что теперь хочет запретить прокуратура, объединяется фигурой опального бизнесмена, бывшего главы БТА-банка Мухтара Аблязова. Аблязов финансировал партию "Алга!" (соответствующие материалы были представлены на суде по делу Козлова) и отзывался о "Народном фронте" как о близком ему проекте ("...поэтому мы, используя юрисдикцию Компартии, приглашаем всех здравомыслящих людей, которые болеют за свою страну, участвовать в движении... я буду помогать им всеми имеющимися у меня возможностями").
Что касается СМИ, то они - для власти по крайней мере - также ассоциируются с фигурой бизнесмена-оппозиционера. В постановлении о привлечении Козлова к суду, в частности, отмечалось, что Аблязов, "будучи автором идеологии смены власти [...], использовал подконтрольные и аффилированные с ним медиапроекты: ООО 'Телекомпания 'К+' и аффилированный с ним интернет-видеопортал 'www.stan.tv', версии печатных изданий с использованием логотипов 'Республика' и 'Взгляд', информационно-аналитический портал 'Республика'...".
Мухтар Аблязов в прошлом занимался бизнесом в Казахстане и России, успел поработать в правительстве (в должности министра энергетики), был обвинен в незаконном предпринимательстве и создании преступной группы, за что в 2003 году был приговорен к шести годам тюрьмы. Отсиживать срок ему не пришлось: бизнесмена, уже тогда находившегося в оппозиции, согласился помиловать президент (о чем впоследствии, кстати, сожалел).
В начале 2000-х годов Аблязов стал одним из создателей оппозиционной партии "Демократический выбор Казахстана". В 2004 году она, объединившись в альянс с коммунистами, участвовала в парламентских выборах, но не смогла преодолеть проходной барьер. После поражения партия объявила, что более не считает действующую власть легитимной, обозвала Назарбаева узурпатором и призвала граждан "к решительным действиям, в том числе к акциям гражданского неповиновения". Вскоре после этого прокуратура добилась судебного запрета на деятельность ДВК - за "политический экстремизм" и "разжигание социальной розни".
Нынешняя партия "Алга!", которую теперь хотят закрыть по аналогичным обвинениям, была создана в 2005 году и стала преемницей "Демократического выбора". Возглавил ее бывший активист ДВК Владимир Козлов.
Позднее Аблязов, занимавший пост главы совета директоров БТА-банка, стал фигурантом еще одного уголовного дела. В 2009 году банк оказался в состоянии дефолта, долги оценивались в миллиарды долларов. Аблязов был отстранен от должности и покинул Казахстан. В рамках уголовного дела, возбужденного на родине, его обвинили в выводе активов и доведении банка до банкротства. Дело на банкира было заведено и в России (в связи с хищениями средств, выделенных БТА-банком компании "Евразия Логистик" в качестве кредитов). Сам он выступил с обвинениями в адрес казахстанских властей, заявив, что они пытаются отобрать у него бизнес.
Находясь за рубежом, бизнесмен продолжал время от времени выступать с громкими обвинениями. В 2010 году, в частности, наделало много шума его заявление, касающееся одного из зятьев Назарбаева - мужа средней дочери президента Тимура Кулибаева, занимавшего на тот момент пост заместителя главы фонда "Самрук-Казына" по управлению государственными активами. Кулибаева, которого некоторые прочат в преемники Назарбаева, опальный банкир обвинил в получении многомиллионной взятки от китайской компании. Взятка, как утверждал бизнесмен, досталась "среднему зятю" за то, что он якобы организовал продажу китайцам государственной собственности - принадлежавшего Казахстану пакета акций компании "СНПС-Актобемунайгаз" - по заниженной цене.
Жанаозен
Самого Назарбаева бизнесмен-эмигрант требовал отстранить от власти - его призывы публиковались в близких ему оппозиционных СМИ. В сентябре 2011 года, комментируя обращение группы граждан в защиту казахского языка, он выступил с обращением под лозунгом "Встань с колен, казах, сбрось с шеи тирана и вора!" и утверждал, что в "бедственном положении" национального языка виноват лично Назарбаев. Позднее, комментируя теракт в Таразе (где террорист, позднее прозванный в прессе "терминатором", убил семь человек и покончил с собой), Аблязов заявил, что "лопнул миф о благополучии с Назарбаевым" и что "в Казахстане наступает хаос".
"Нужно добиваться ухода Назарбаева в обмен на предоставление ему и его семье личных гарантий безопасности", - утверждал Аблязов в одном из своих воззваний. Обращаясь к президенту, он советовал ему передать власть "временному правительству" и пугал судьбой Муаммара Каддафи.
Противостояние обострилось в конце 2011 года, когда произошли волнения в Жанаозене. 16 декабря там вспыхнули беспорядки, в которых приняли участие оставшиеся без работы нефтяники. При подавлении беспорядков погибли, по официальным данным, 16 человек. В городе пришлось вводить режим ЧП, который действовал до начала 2012 года.
События в Жанаозене стали шоком для Казахстана, который до этого считался достаточно "стабильным" государством (по сравнению, к примеру, с соседней Киргизией, где за последние 10 лет произошли два переворота). Некоторые усмотрели в этом часть сценария, организованного внутренними или внешними противниками действующей власти и направленного на то, чтобы "раскачать" ситуацию в стране и направить ее по пути "арабской весны".
Аблязов после декабрьских беспорядков объявил правление Назарбаева "оккупационным режимом". "Я призываю всех казахстанцев - никакой поддержки Назарбаеву и его оккупационному режиму. Не становитесь соучастниками преступлений Назарбаева - он поднял руку на наших граждан. Освободим Казахстан от Назарбаева!" - взывал он из-за рубежа. Бизнесмен обратился в Европарламент, требуя запретить семье президента въезд в ЕС и заморозить принадлежащие ей банковские счета. С аналогичным обращением представители оппозиции обратились в ООН, потребовав "срочно созвать Совбез ООН" для рассмотрения ситуации в Казахстане и ввести санкции в отношении "должностных лиц Республики Казахстан, могущих быть признанными виновными в убийствах, незаконных задержаниях и пытках - в том числе [в отношении] Нурсултана Назарбаева".
Власти, со своей стороны, сначала воздерживались от того, чтобы прямо обвинять оппозицию в причастности к беспорядкам, хотя и отмечали при этом, что беспорядки в Жанаозене были кем-то организованы, и допускали, что организаторы этих событий могут находиться за рубежом. Однако в начале 2012 года прокуратура объявила, что ответственность за произошедшее несут в том числе и оппозиционеры. Вскоре после этого лидер партии "Алга!" был арестован по обвинению в "разжигании социальной розни". Следует, однако отметить, что в целом, расследуя декабрьские события, власти попытались занять сбалансированную позицию: к ответственности были привлечены и местные чиновники, уличенные в коррупции, и полицейские, превысившие полномочия при разгоне беспорядков.
Как отмечалось на суде по делу Козлова, в 2010 году Мухтар Аблязов в ходе скайп-конференции со своими соратниками в Казахстане заявил, что "не позже чем до конца следующего года власть должна упасть". Когда летом 2011 года в Жанаозене начались выступления нефтяников, активисты оппозиции и оппозиционные СМИ, согласно официальной версии, подогревали протестные настроения и политизировали их. Нефтяникам раздавались листовки, в которых, по оценке прокуратуры, содержались "призывы к насильственному захвату власти и признаки возбуждения социальной вражды". "Соседи-киргизы показали пример победы над преступным антинародным режимом, - говорилось в одной из листовок. - С чего началось их восстание, закончившееся победой народа? С борьбы против антинародного режима и противостояния произволу диктатуры".
Сам Козлов на суде отвергал обвинения в провоцировании беспорядков. "Революции происходят там, где власть долгое время не обращает внимание на нужды людей..." - заявлял он. Вынесенный ему приговор лидер партии назвал "преступлением", пообещав, что "настоящий суд еще будет". Его соратники, присутствовавшие в зале, встретили приговор криками "Позор!"
Зачистка
"Фактически объявлена война между Мухтаром Аблязовым и Нурсултаном Назарбаевым, - заявил один из лидеров партии "Алга!" Михаил Сизов, комментируя намерение властей ее запретить. - Это только начало более глобальной кампании по зачистке оппозиционного поля". В окружении Назарбаева жесткого противостояния с оппозицией не отрицают. "Главная задача аблязовского медиахолдинга - свержение существующего государственно-политического устройства в Казахстане через цветную революцию, массовые беспорядки, хаос и насилие, - заявляет советник президента Ермухамет Ертысбаев. - Надо называть вещи своими именами!".
"Он мне чем-то напоминает профессора Мориарти из Конан-Дойля, - продолжает Ертысбаев. - И пока Аблязов на свободе, то, вне всякого сомнения, он способен на самые радикальные действия... Он считает, что наша страна оккупирована. А с оккупантами во все времена воевали. Так что нашим правоохранительным органам надо быть бдительными" (незадолго до того, как президентский советник выступил с такими заявлениями, стало известно, что личного охранника Аблязова подозревают в подготовке терактов в Алма-Ате: для этого он, как утверждалось, якобы успел нанять исполнителей, однако те впоследствии передумали и предпочли сдаться властям).
Дела самого Аблязова за рубежом тем временем складываются не лучшим образом. В 2011 году он получил в Великобритании политическое убежище. Однако в начале 2012 года лондонский суд, где рассматривается дело о выводе активов из БТА-банка, заочно приговорил его к 22 месяцам тюрьмы (приговор до сих пор не был приведен в исполнение, сообщалось, что фигурант дела покинул Великобританию). А недавно суд удовлетворил иски БТА-банка против Аблязова, обязав его выплатить два миллиарда долларов.
Неясным остается вопрос о том, чего же все-таки рассчитывает добиться прокуратура, инициируя запрет на деятельность близкой к Аблязову партии и оппозиционных СМИ. Однажды власти уже ликвидировали партию, созданную бизнесменом, и вскоре на ее месте возникла новая. В оппозиции считают, что, если партия "Алга!" будет запрещена, ее активисты продолжат свою деятельность как минимум в гражданском секторе. "У нее очень много НПО зарегистрировано, - отмечает оппозиционный политик Толеген Жукеев. - Ее самые активные и убежденные сторонники работают в гражданском обществе. Они останутся... Ряд ее принципиальнейших сторонников, видимо, свою борьбу с режимом будут продолжать - в других политических партиях, НПО, движениях или в частном порядке, просто как носители антирежимных идейных позиций".
То же самое относится и к СМИ. Даже если прокуратура и добьется запрета конкретных изданий, это не помешает оппозиционно настроенным журналистам заниматься тем же, чем они занимались ранее (например, создавать новые издания взамен запрещенных). "Юридически они могут запретить, но де-факто при наличии интернета это не совсем реально, - констатирует заместитель главного редактора газеты "Взгляд" Оксана Макушина. - Мы будем дальше бороться". Помешать работе ее и ее коллег, по словам журналистки, власти могут только в том случае, если "посадят рядом с Козловым в соседнюю камеру".