Печерский районный суд Киева 29 января вынес приговор по одному из самых громких дел в истории независимой Украины. Бывший начальник департамента внешнего наблюдения МВД Алексей Пукач получил пожизненный срок за убийство основателя интернет-издания «Украинская правда» Георгия Гонгадзе. В 2008 году были осуждены трое бывших подчиненных генерала, также фигурировавших в деле. Установленный следствием заказчик убийства — бывший глава МВД Юрий Кравченко — погиб. Таков итог длившегося более десяти лет расследования, в котором успели «засветиться» высшие лица государства, в том числе бывший президент Леонид Кучма.
Оглашение приговора Алексею Пукачу длилось около четырех часов. Согласно вердикту, генерал МВД лишился своего звания, а его имущество подлежит конфискации. Кроме того, суд постановил выплатить 61,5 тысячи долларов компенсации жене убитого Мирославе и еще 12 тысяч — журналисту Алексею Подольскому, проходившему в деле в качестве потерпевшего.
Заседание было открыто для прессы, правда, поместиться в зале смогли не все желающие. Пукач молча наблюдал за происходящим из железной клетки под охраной «Беркута», он был гладко выбрит, а в руках держал Библию. Несколько судей зачитывали приговор бывшему генералу по очереди. Они, в частности, огласили показания Пукача, которые тот дал во время судебного следствия. Тогда обвиняемый признал себя виновным в убийстве Гонгадзе, пояснив, что совершил его непреднамеренно.
Пукач утверждал, что журналист являлся иностранным шпионом и что он (Пукач) располагал достоверной информацией, подтверждающей это. Со слов генерала, он вместе с тремя подчиненными вывез Гонгадзе в лес — чтобы запугать. С этой же целью он накинул на шею журналиста ремень, но случайно «переломил хрящ» и убил его. Из показания Пукача следовало, что перед смертью Гонгадзе признался ему в сборе информации для иностранных посольств, в частности, для посольства США, от которого он должен был получить 400 тысяч долларов. Якобы таким образом журналист хотел добиться смены власти на Украине.
О том, что Пукач заподозрил Гонгадзе в государственной измене, пять лет назад говорили другие фигуранты дела — бывшие полковники Николай Протасов и Валерий Костенко, а также бывший майор Александр Попович. Они также участвовали в похищении и убийстве Гонгадзе, и в 2008 году первые двое были приговорены к 12-ти, а Попович — к 13 годам лишения свободы. Бывшие подчиненные Пукача утверждали, что в день похищения он обратился к журналисту со словами: «Будешь знать, как по американским посольствам шляться, шпион».
Обстоятельства убийства Гонгадзе были установлены еще во время суда над Протасовым, Костенко и Поповичем, и в приговоре Пукачу они пересказаны без изменений. Похищение планировали совершить 15 сентября 2000 года. Согласно разработанному ими плану, Попович, являвшийся личным водителем Пукача, должен был забрать журналиста под видом таксиста, однако в назначенный день Гонгадзе сел в другой автомобиль. 16 сентября участникам операции все-таки удалось заманить жертву в Hyundai Sonata — персональную машину генерала. Находившийся за рулем Попович сказал, что переднее сиденье сломано, и журналист сел сзади, после чего его с двух сторон блокировали Протасов и Костенко, а Пукач занял место рядом с водителем.
Милиционеры вывезли похищенного за город, заехали в село под Белой Церковью к родным Пукача, взяли там лопату и веревку и уехали в лес. Там Попович по команде генерала выкопал яму, журналиста связали, выволокли из машины, и Пукач начал душить его, сделав петлю из его же ремня. Протасов в это время держал Гонгадзе за плечи, а Костенко за ноги. Убедившись, что журналист мертв, они сбросили его тело в яму, облили бензином и подожгли, после чего засыпали яму землей и уехали.
Спустя месяц после убийства Пукач выкопал останки Гонгадзе и отвез их в лесничество Таращанского района Киевской области (находится примерно в ста километрах от Киева). Обезглавив труп, он закопал тело и голову в разных местах. Останки журналиста были найдены 2 ноября 2000 года, а фрагменты черепа лишь спустя девять лет, когда Пукач указал следователям место, где их нужно искать.
Выйти на след убийц помогли сотрудники главного управления криминального поиска МВД, которые участвовали в слежке за Гонгадзе в день его похищения. О том, что за журналистом следят, сам он заявлял незадолго до своего исчезновения. Гонгадзе даже обращался к тогдашнему генпрокурору Михаилу Потебенько с письмом, выражая протест «против наглого поведения правоохранительных структур, которые начали кампанию травли его и его коллег по работе» («Украинская правда» тогда как раз опубликовала результаты журналистских расследований фактов коррупции в высших эшелонах власти). Следователи выяснили, что слежку за журналистом вело подразделение Пукача, а служебные документы, в которых фиксировались соответствующие задания, генерал приказал уничтожить.
В 2003 году Генпрокуратура добилась ареста Пукача в связи с превышением полномочий, но вскоре тот был освобожден. В дело вмешался занимавший тогда пост президента Леонид Кучма. Он уволил генерального прокурора Святослава Пискуна и его заместителя Шокина, который курировал «Дело Гонгадзе». Следственную группу переформировали, а Пукача выпустили на свободу, сняв с него все обвинения. Сразу после освобождения генерал исчез.
Его удалось задержать лишь в 2009 году (к этому времени расследование дела Гонгадзе было завершено, три его фигуранта осуждены, а самому Пукачу предъявлены заочные обвинения в убийстве). Как выяснилось, обвиняемый долгое время скрывался в селе Молочки Житомирской области, где представлялся капитаном дальнего плавания Петром Загорулько.
Заказчиком убийства Георгия Гонгадзе следствие сочло бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Кравченко, которого даже не успели допросить. 4 марта 2005 года, в день, когда экс-министр должен был явиться в Генпрокуратуру, его тело было обнаружено в загородном доме в Конча-Заспе (Киевская область). По официальной версии, Кравченко покончил жизнь самоубийством, два раза выстрелив себе в голову. Рядом с ним была найдена предсмертная записка, в которой он утверждал, что ни в чем не виноват и стал жертвой политических интриг президента Кучмы и его окружения.
Пукач начал активно сотрудничать со следствием, заявил, что действовал не по собственной инициативе, и указал на заказчиков убийства. Среди них генерал назвал бывшего президента Кучму, бывшего председателя парламента Владимира Литвина и бывшего главу МВД Юрия Кравченко. Следствие, как сообщалось ранее, установило лишь одного заказчика убийства — Кравченко, погибшего в 2005 году (подробнее см. врез). В зачитанном 29 января 2013 года приговоре Пукачу судьи также проигнорировали его показания о Литвине и Кучме, ни разу не упомянув эти фамилии.
Между тем о возможной причастности бывших президента и спикера парламента к данному делу свидетельствуют записи разговоров Кучмы, которые были обнародованы практически сразу после убийства Гонгадзе. Речь идет о так называемых «пленках Мельниченко» (бывшего начальника президентской охраны Николая Мельниченко, установившего «прослушку» в кабинете своего шефа). В 2000 году эти пленки спровоцировали на Украине политический кризис, вошедший в историю как «кассетный скандал».
На записях один из собеседников, голос которого напоминает голос Кучмы, обсуждает предположительно с Юрием Кравченко и Владимиром Литвиным вопрос о том, что делать с Гонгадзе. Президент при этом требует «разобраться с журналистом». На основании этих пленок в отношении Кучмы в 2011 году было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии закрыли. Суд постановил, что записи разговоров не могут быть использованы в качестве доказательства вины бывшего главы государства. Во время процесса против Пукача эти пленки также отказались приобщить к делу.
Сам Пукач, выступая 29 января в суде, еще раз заявил, что о мотивах убийства Гонгадзе стоит спросить Кучму и Литвина. Бывший генерал подчеркнул также, что «поймет» приговор, только когда бывшие президент и спикер окажутся рядом с ним на скамье подсудимых. Но в ближайшее время это вряд ли возможно — как показали последние годы, на Украине для начала расследования против деятелей такого уровня нужна политическая воля, а ее нынешнее руководство страны в отношении Литвина и Кучмы не проявляет. Первый осенью прошлого года был избран депутатом Верховной Рады седьмого созыва, а второй с головой ушел в благотворительность.
Пока же можно констатировать, что в «деле Гонгадзе» формально поставлена точка — все его фигуранты либо осуждены, либо мертвы, однако вопросов к следователям, которые его вели, меньше не стало. У потерпевшей стороны есть вполне обоснованные сомнения в том, что заказчик убийства установлен верно. Кроме того, остался открытым вопрос, почему высшие государственные лица Украины были заинтересованы в устранении журналиста. Надежду на то, что ответ на него когда-нибудь найдется, до сих пор лелеет первый зампрокурора Украины Ренат Кузьмин. В декабре прошлого года он заявил, что расследование дела не прекращено — в соответствии с новым УПК, по нему проводится проверка. Впрочем, она может длиться еще десятки лет, пока же Кузьмин занят другими делами, способными значительно осложнить жизнь бывшему премьеру Юлии Тимошенко.