Хаяо Миядзаки — признанный классик анимационного кино. Мультфильмы его студии Ghibli стали источником вдохновения для многих аниматоров и не только. Хорошо известно, что, например, Хиронобу Сакагучи придумал некоторые элементы игровой серии Final Fantasy, насмотревшись работ Ghibli. При этом сам Миядзаки — не большой поклонник технического прогресса и настороженно относится к интернету. Видеоигры у него, по некоторым данным, и вовсе вызывают раздражение. Поэтому когда в прессе в 2008 году появились анонсы RPG под названием Ni no Kuni, некоторые глазам поверить не могли — студия Ghibli все-таки сдалась и согласилась принять участие в разработке игры.
Ni no Kuni (в переводе с японского — что-то вроде «Другой страны» или «Альтернативного мира») вышла в Японии еще в 2011 году. На локализацию игры ушло больше года, но жаловаться глупо: весь внутриигровой текст переведен качественно, к озвученным репликам не подкопаешься. Кроме того, компания Namco Bandai подготовила еще и специальное издание, в котором к диску прилагаются любопытные сувениры. Самый важный из них — почти настоящая Магическая энциклопедия, великолепно отпечатанная и содержащая массу полезной информации.
Эта информация иногда оказывается очень кстати, поскольку мир Ni no Kuni буквально напичкан секретами и странностями. Кстати, главный герой игры — мальчик Оливер — попадает в сказочную страну после смерти матери. Слезы ребенка оживляют игрушку по имени Дриппи (в игре это существо называется «fairy», что можно перевести как «фея», но на Динь-Динь и подобных ей худосочных девушек с крыльями Дриппи совершенно не похож).
Дриппи, в свою очередь, объясняет Оливеру, что у каждого человека есть «духовный близнец» в параллельном фэнтезийном мире. Близнец мамы Оливера — это Алисия, женщина мудрая, но все же оказавшаяся в, скажем так, непростой ситуации. По мнению Дриппи, если спасти Алисию, мама Оливера тоже может вернуться. В конечном итоге мальчику приходится скакать между мирами, помогая жителям и фэнтезийной, и реальной страны. Впрочем, в сказочном мире Оливер проводит заметно больше времени.
В принципе, такой могла бы быть завязка какой-нибудь полнометражки Ghibli. Сказочный мир Ni no Kuni — крайне симпатичный, но при этом довольно странный — тоже вполне мог бы появиться в мультфильме Миядзаки или его последователей. В игре, например, появляются гигантская женщина-корова, обожающая сыр, король-кот и мама волшебных существ, внешне напоминающая гигантский пломбир. В осеннем лесу героям приходится выращивать с помощью магии поганки, в одном из подземелий Оливер превращается в лягушку. С фантазией у сценаристов игры все в порядке, кроме того, благодаря участию в проекте Ghibli у них появилась возможность добавить в Ni no Kuni шутки, отсылающие к «Тоторо» и «Порко Россо». А сама студия еще и нарисовала для игры мультвставки — они, конечно, не дотягивают до классических работ Ghibli, но все равно выглядят неплохо.
А вот за игровой процесс в Ni no Kuni отвечала не Ghibli, а другая уважаемая японская студия — Level 5. Она получила известность благодаря серии игр-головомок о профессоре Лэйтоне, а также нескольким RPG — Dark Cloud (и сиквел Dark Chronicle), Dragon Quest VIII и IX, Rogue Galaxy. К качеству перечисленных игр придираться глупо, но все же можно сказать, что ничего нового в жанр RPG студия не добавила. Сотрудники Level 5, по большому счету, всегда опирались на знакомые идеи, и Ni no Kuni — не исключение.
Главные герои новой игры (к Оливеру присоединяются два попутчика) могут вступать в схватки с монстрами сами, но в большинстве случаев используют «фамилиаров» — существ, перешедших на сторону добра во время предыдущих битв. Этих созданий можно подкармливать и экипировать различными предметами. Кроме того, фамилиары накапливают опыт, получают уровни и осваивают новые приемы (в Ni no Kuni они называются «tricks» — в буквальном смысле трюки). Все это, разумеется, напоминает знаменитую серию Pokemon.
Многие ветераны консольных RPG наверняка догадываются, что со временем Оливер обзаведется собственным кораблем, позволяющим исследовать моря, а позже — еще и летающим транспортным средством. Кроме того, в Ni no Kuni встроена «алхимия» — система создания новых предметов, присутствующая, кажется, абсолютно в каждой японской ролевой игре.
Что касается битв, то в них Level 5 попытались соединить сразу две системы, хорошо знакомые игрокам. Поединки протекают более-менее в реальном времени (как, например, в сериях Star Ocean или Tales of...), персонажей можно свободно перемещать по игровому полю, стараясь при этом избежать атак противников. Однако команды выбираются из меню (как в Final Fantasy и сотнях других RPG) чуть ли не в походовом режиме. Другими словами, на их выполнение уходит некоторое время, то есть долбить по кнопке X, пытаясь как можно быстрее заколоть противника, довольно бессмысленно.
Побочные задания, которых в Ni no Kuni десятки, и вовсе заставляют вспомнить работу самой студии Level 5 — Dragon Quest IX. Иногда даже возникает ощущение, что разработчики вставили в новую игру в том числе и те же самые квесты. Впрочем, все это не означает, что Ni no Kuni не удалась с точки зрения игрового процесса. Проходить новую игру Level 5 интересно, на то, чтобы добраться до финала, уйдет не один десяток часов (многие адепты консольных RPG считают, что на игры продолжительностью менее 50 часов и внимания-то обращать не стоит). Кроме того, уже после титров открывается доступ к дополнительным квестам и боссам. Специалисты из Level 5 не изобретают ничего нового, но со знакомыми элементами работают весьма умело.
Просто геймплей — пускай и довольно качественный — немного блекнет на фоне нарисованного студией Ghibli мира.