Серия Dead Space началась с достойного клаустрофобного хоррора, который вполне отвечал законам жанра. Там были и внезапные враги, и некоторая ограниченность в ресурсах, и молчаливый главный герой (с проблемами с психикой), и замкнутые пространства, и неповоротливая камера. Все это способствовало созданию тех самых неприятных ощущений (что вот-вот нас кто-нибудь незаметно расчленит), за которые мы и любим хоррор. Во второй части и с пространствами, и с камерой, и с ресурсами, и с главным героем (и особенно с его молчаливостью) стало попроще — идя в ногу со временем, Visceral разработала скорее мрачноватый экшн, чем хоррор. Это, несомненно, привлекло к серии новых игроков, однако многим фанатам первой части нововведения показались не слишком уместными. Поэтому планы разработчиков и издателей сделать третью Dead Space еще более общедоступной — читай, избавиться от всего того, что, собственно, составляло прелесть первой части — звучали чем дальше, тем тревожней.
Первым поводом для недоумения стал кооперативный режим, который анонсировали одновременно с игрой. Как объясняли маркетологи EA, первые две части многим геймерам вроде как понравились, но показались страшноватыми, поэтому специально для них в игру нужно добавить друга и товарища. Не меньше недоумения вызвала и более поздняя новость, что в игре — тоже специально для тех, кто любит попроще — можно будет за реальные деньги купить ресурсы и сделать себе мощное оружие, чтобы уж точно справиться с некроморфами. Старых фанатов, конечно, утешали, что все приблуды отключаются, а второй герой бегать все время с Айзеком Кларком — главным героем — не будет. Но все равно было ясно, что Dead Space 3 станет компромиссной игрой, которая, с одной стороны, должна будет как-то удержать старую аудиторию, а с другой стороны — привлечь новую, предпочитающую больше стрелять и меньше бояться.
Инженер Айзек Кларк, победитель некроморфов и уничтожитель Маркеров, к началу третьей части представляет собой человека, полностью погрузившегося в бездны отчаянной жалости к себе. Он живет в небольшой (и неоплаченной) квартире где-то на Луне и печалится о завершившемся романе с Элли Лэнгфорд. Причиной тому стали непримиримые, как говорится, противоречия: она хотела спасать мир дальше, а он — забиться в угол и как можно реже оттуда вылезать. Печалится он, впрочем, недолго: в один прекрасный день Кларка находят двое военных из земного правительства, которые рассказывают, что Элли отправилась к планете Тау Волантис и там, судя по всему, у нее неприятности. А Айзек — человек, которого она попросила найти прямо перед тем, как прервалась связь. После этого у Кларка (за которым, кстати, параллельно с этим охотится радикальное крыло юнитологов, желающих уничтожить еретика на месте) выбора остается немного, и он вместе с военными отправляется туда, откуда в последний раз приходили вести от Элли. То есть сначала на орбиту Тау Волантис, к кладбищу погибших кораблей, а потом на саму поверхность планеты, которая, кажется, и есть родина Маркеров (а значит, и некроморфов).
Dead Space 3 оставляет после себя странное ощущение истории, которая не складывается в единое целое. Игра довольно четко делится на три части, каждая из которых предназначена для разных людей. Кажется, что первоначально Visceral делала три разных игры, а потом решила, что три Dead Space одновременно это слишком круто, поэтому уже существующие куски трех историй нужно слепить между собой в единое целое.
Первая часть Dead Space 3 (она заканчивается высадкой на Тау Волантис) кажется предназначенной для тех, кто с серией уже хорошо знаком. Именно они будут чувствовать себя как дома в узких коридорах погибших кораблей, окружающих планету. В этих главах Visceral убедительно воссоздает атмосферу первой части серии, где на каждом шагу из вентиляции лезли некроморфы, вокруг было мрачно, пусто и тихо, а компанию главному герою составляли разве что трупы и галлюцинации. Начало игры приятно разнообразят космические миссии, которые тоже проходят по знакомому сценарию: пойди на дальний край кладбища кораблей, найди там что-то, устрани препятствия по дороге, убей некроморфов, иди дальше. Приятным отличием является разве что появление в игре некоторого намека на нелинейность: помимо обязательных миссий тут есть побочные, во время которых можно (и нужно) собирать дополнительные ресурсы и узнавать новые подробности о судьбе людей, за несколько сот лет до наших героев уже пытавшихся разобраться с Тау Волантис и Маркерами.
Часть, начинающаяся после высадки на поверхность планеты, представляет собой уже практически чистый экшн. Да, тут тоже есть узкие коридоры, по которым кроме Айзека Кларка шляются только некроморфы. Но значительная часть действия происходит на поверхности. И хотя разработчики заверяли, что, мол, от метели и внезапно выкапывающихся из-под снега некроморфов будет только жутче, никакой жути тут и в помине нет. Зато простора для экшна более чем достаточно. Кстати, кроме некроморфов Айзеку Кларку тут регулярно приходится встречать и вполне живых врагов-юнитологов, и в эти моменты Dead Space 3 становится практически чистым шутером с укрытиями (благо что героя наделили умением перекатываться и прятаться). И к заключительной трети Dead Space 3 становится эпическим экшном планетарного масштаба. Но при всей серьезности истории все происходящее кажется абсурдным и нереальным, словно Айзек Кларк в какой-то момент сильно ударился головой и теперь видит сон в стиле Doom, где ему в роли героического космодесантника приходится спасать планету от чертей и ада. Этому впечатлению способствует и дизайн уровней, где происходят финальные главы игры, и то, как там проходят бои.
Система крафта оружия, которую добавили в Dead Space 3, парадоксальным образом тоже стала поводом упростить игру. Большое количество очень разного оружия (от классических вариантов, которые все так же можно собирать по схемам, до экзотических, благо скрестить тут можно почти все что угодно) требует унифицированных патронов. Они должны подходить и для огнемета, и для лазерного резака, и для дробовика, снабженного надстройкой, плюющейся электрическими боло.
Самое спорное нововведение игры — кооперативный режим — у Visceral как раз получилось на славу. Всю игру вполне можно пройти в одиночку и не ощутить, что в ней чего-то не хватает. Герой просто не сможет попасть в некоторые дополнительные миссии (тут есть несколько специфических заданий, рассчитанных лишь на двоих игроков), но он от этого не пострадает. С другой стороны, в кооперативном режиме игра не становится сильно проще, чем в обычном — некроморфов и юнитологов тут хватает на всех. При этом в версию для двоих не просто добавили несколько диалогов, кат-сцен и специфических заданий: основную кампанию тоже обогатили рядом моментов, которых в одиночке просто нет. Например, довольно драматичный бой, который Кларку и Карверу приходится выдержать в первой части игры, в одиночной кампании просто отсутствует. Там, где одному из героев приходится лихорадочно отбиваться от волн некроморфов, а второму решать паззлы, Айзек Кларк тихо и спокойно разбирается с задачкой и уходит по своим делам. Любопытно и то, что у каждого героя в Dead Space 3 свой набор галлюцинаций, который виден лишь ему (правда, иногда у самой игры случаются глюки, из-за них второй игрок может заметить чужое видение).
Но именно кооперативный режим лучше всего показывает, какая судьба ждет Dead Space. Он окончательно лишает третью игру родства с первой и второй. Он привносит в нее недопустимое для хоррора (или даже экшн-хоррора) ощущение, что герой не один, что при всех эффектах неожиданности и монстрах, желающих сожрать весь мир целиком и Айзека Кларка в придачу, рядом есть кто-то, кто не позволит некроморфам, юнитологам и кому угодно еще подкрасться незамеченным и всадить ему в спину археологический топорик. Из-за этого местные ожившие покойники, даже очень шустрые, свирепые и многочисленные, вызывают у игрока не больше ужаса, чем живые мертвецы в Left 4 Dead.
Финал игры вполне прямо указывает, что Dead Space 3 — не последняя часть серии. К тому же у EA нет привычки отказываться от хорошо продающихся франшиз. А значит, нас ждут новые приключения злополучного инженера, и в каждом из них будет все меньше от того молчаливого героя, каким он был в первой части, и все больше — от Айзека Кларка навсегда.