В феврале 2013 года глава Чечни Рамзан Кадыров стал активным пользователем фотосервиса Instagram. Instagram, стоит отметить, задумывался как социальная сеть для любителей красивой (или псевдокрасивой) фотографии и получил популярность благодаря хипстерам. Рамзана Ахматовича, понятно, едва ли можно отнести к первым (по крайней мере, сам он для обвинений в эстетстве поводов не давал), а со вторыми его связывает только одно: любовь к «лукам», то есть к выкладыванию фотографий самого себя. Несмотря на это, чеченский глава чувствует себя в Instagram очень даже комфортно.
В январе и начале февраля в Сети стремительно набирал популярность Instagram-аккаунт @alihan777, где появлялись довольно личные фотографии Рамзана Кадырова. Сначала было непонятно, какое отношение этот аккаунт имеет к главе Чечни — снимки были сделаны явно не им и явно не на телефон. Но при этом на многих фотографиях Кадыров показан отдыхающим, в компании своей семьи, друзей, политического истеблишмента — Владислава Суркова, Владимира Путина, Дмитрия Медведева, а также тигров, лошадей и рыб (подборку лучших кадров тогда сделал The Twi Journal).
Разобраться с путаницей помог сам Кадыров. 22 февраля он выложил коллаж из скриншотов чужих аккаунтов, в подписи к которому объяснил: @alihan777 — это его помощник Алихан. Он завел аккаунт по просьбе начальника и выложил туда часть фотографий из его личного архива. Затем Кадыров встретился с журналисткой Тиной Канделаки (по совместительству акционером центра стратегических коммуникаций «Апостол»), которая рассказала ему о великой силе соцсетей и порекомендовала самому зарегистрироваться в популярном фотосервисе. Так появился @kadyrov_95, а @alihan777 за ненадобностью был удален.
На самом деле фотографии в аккаунте Кадырова стали появляться еще в ноябре 2012 года. В основном это были протокольные снимки с официальных встреч (на первой фотографии, конечно, Кадыров с Путиным), хотя попадались и очень личные. Но только в феврале 2013-го глава Чечни начал свои снимки подписывать. Зачастую подписи получаются настолько объемными и содержательными, что оказываются интереснее самой фотографии. А иногда и вовсе тянут на отдельные новости, как было в случае с награждением женщины, убившей четырех ваххабитов, или получением дочерью Кадырова статуса хафиза — человека, знающего Коран наизусть.
Надо сказать, ведется аккаунт президента республики профессионально. 4 марта Кадыров выложил у себя фотоответ Тине Канделаки, которая регулярно фотографируется в зеркале лифта (называя это замечательное мероприятие словом #лифтолук). Глава Чечни в ответ сфотографировался в лифте дома в комплексе «Грозный-Сити» и пригласил журналистку купить в этом доме квартиру. Канделаки приехала, позволив ему порекламировать и грозненское жилье, и одежду супруги — модельера Медни Кадыровой. Заодно заразила Рамзана Ахматовича привычкой лепить хэштеги по делу и без (#чечня#грозный#тренажерный #зал). Профессиональный подход дал хороший результат: на момент написания заметки на Instagram Кадырова подписалось 55 тысяч пользователей, вдвое больше, чем на его твиттер.
Очень понравился Instagram Кадырова и его землякам. Чеченцы (и в меньшей степени выходцы из других регионов) оставляют по несколько сотен комментариев под каждой из фотографий. Естественно, к бурной дискуссии привела серия снимков с французско-российским актером Жераром Депардье. Больше всего подписчиков Кадырова возмутила новость о том, что Депардье стал почетным гражданином Чечни и получил пятикомнатную квартиру в Грозном. Недовольные настолько надоели «шефу» (как некоторые называют Кадырова в комментариях), что тот выложил фотообращение: «Уважаемые нохчи что с Вами?Не заблуждайтесь Депардье всемирно признанная личность я сам убедился в этом общаясь с ним видел какое удовлетворение получили наши актеры на сегодняшней встрече» (здесь и далее орфография и отсутствие пунктуации авторские — прим. «Ленты.ру»). Кадыров подчеркнул, что за последние три дня вручил жителям республики 18 квартир, и добавил зачем-то: «Нам надо идти вперед вместе со всеми народами прогрессировать а не топтаться на месте !!!»
Впрочем, реагирует Кадыров на комментарии нечасто. Из-за большого наплыва жалоб и просьб он опубликовал в подписи к одной из фотографий номер телефона своего помощника, на который можно писать СМС-обращения. Спустя несколько дней появился отчет: рассмотрено 956 сообщений, трудоустроено 97 человек. Несмотря на это, многие чеченцы продолжают писать о своих проблемах прямо в комментарии. Кто-то просит найти ему работу (обычно в МВД), кто-то — подарить жилье. Бывают и более экзотические просьбы: от прокладки асфальта на какой-нибудь улице и выделения «Газели» для жителей села до «поднимите зарплату секретарям судебного участка» и «разреши тонировку, хотя бы на задние стекла». Глава Чечни выкладывает фото вечерней прогулки с мэром Грозного Исламом Кадыровым, и его тут же просят о такой же прогулке или совместном снимке. «Шеф» фотографируется с рэпером Тимати, и поклонницы просят заставить того стереть татуировки.
Просьбы — не единственный (хоть и активно используемый) жанр в комментариях у Кадырова. Многие оставляют номер своего телефона и просят позвонить — мол, «дело есть». Другие ругают «жалобщиков» и «просильщиков», указывая, что решать свои проблемы нужно самостоятельно. Третьи (их, пожалуй, больше всего) соревнуются в умении выразить глубочайшую любовь и уважение к своему лидеру («Какой Путин, какой Медведев?! Если есть такой Кадыров!!!»). Некоторые даже пишут скверные стихи, посвящая их дочери и отцу Рамзана Кадырова. Критики подают голос очень редко и обычно получают в ответ что-нибудь такое: «Тот, кто пишет про Рамзана плохое, он просто не человек, не мусульманин, и вообще, тупой». И совсем тонет во всем этом хоре помощник Кадырова, призывающий не писать личные просьбы в комментарии, потому что их — в отличие от СМС-обращений — точно проигнорируют.
Поскольку так уж вышло, что сами «жалобщики» помощника Кадырова игнорируют, главе Чечни пришлось пригрозить особо назойливым подписчикам кнопкой Block. Таким образом, меньше чем за месяц он прошел путь от «народного» руководителя («уау, вот это открытость и честноть! в первый раз вижу такого политического лидера!» — писали ему в феврале) до человека, прибегающего к жестким мерам по отношению к своим последователям. Все как в жизни.