Чарли Шин в новом фильме Романа Копполы «Умопомрачительные фантазии Чарльза Свона-третьего» (оригинальное название — «A Glimpse Inside the Mind of Charles Swan III») сыграл самого себя. То есть, разумеется, не совсем себя — но «почти», как известно, не считается. Чарльз Свон — успешный дизайнер среднего возраста, обладатель дурного характера, бабник, выпивоха и транжира. Правда, в отличие от бывшей звезды сериала «Два с половиной человека», Свон — житель Лос-Анджелеса условных 1970-х, а не 2000-х.
Фильм начинается с того, что Чарльза бросает девушка по имени Ивана (Кэтрин Уинник). Формально причиной разрыва стали фотографии предыдущих любовниц, которые Свон из ностальгических соображений хранит в комоде. После этого жизнь Чарльза катится под откос, в том числе и в буквальном смысле. Он собирает туфли Иваны в мешок и едет к обрыву, с которого намеревается сбросить обувь. Однако по стечению обстоятельств с горы катится сам Чарли — вместе с автомобилем, на дверцах которого нарисована яичница-глазунья. Далее следуют больница, встречи с коллегами и родственниками, попытки помириться с Иваной, загул, пропущенные дедлайны и покупка икры белуги при помощи русского таксиста.
Фильмы Романа Копполы удобно сравнивать с чужими: что называется, фамилия обязывает. Работы Копполы-младшего проигрывают большинству лент отца (с этим, кажется, никто не спорит). С картинами младшей сестры, Софии Копполы, все не так однозначно. Например, ее последняя режиссерская работа «Где-то» — примерно о том же, о чем и «Чарльз Свон», только менее изобретательная и совсем не смешная. (Это, впрочем, частное мнение: на Венецианском фестивале, например, «Где-то» встретили с распростертыми объятиями и наградили «Золотым львом».)
Трудно также избежать сравнений с Уэсом Андерсоном. Коппола-младший и Андерсон вместе работали над сценариями фильмов «Поезд на Дарджилинг» и «Королевство полной луны». В «Чарли Своне» даже заняты некоторые из любимых актеров Андерсона — например, Билл Мюррей и Джейсон Шварцман. Однако приходится признать, что Копполе не хватает сдержанности и чувства меры Андерсона. В «Королевстве полной луны» есть фарсовый эпизод, в котором в главного героя практически без каких-либо вредных последствий ударяет молния — «Чарльз Свон» на 90 с лишним процентов состоит из таких сцен.
Некоторые западные критики идут еще дальше и сравнивают «Чарли Свона» с «Восемь с половиной» — ну да, отчего бы не вспомнить Феллини? Сходства между фильмами, скажем так, немного, но оно все же есть: оба фильма уделяют пристальное внимание содержимому голов главных героев, их воспоминаниям и фантазиям. Критики вообще склонны относиться к фильму Романа Копполы очень серьезно — и именно поэтому лента собрала преимущественно разгромные рецензии. Дескать, «Чарли Свон» — пустой и несерьезный фильм ни о чем, капустник, создатель которого уделял больше внимания картинке и лишним деталям, а не сюжету.
Между тем «Чарли Свон» с первой же минуты (выполненной в стиле мультипликационных скетчей Монти Пайтон) до последней сцены на пляже (в которой актеры обращаются напрямую к зрителям) будто бы говорит: я — несерьезное кино, воспринимайте меня с юмором! Да, это действительно капустник, но между музыкальными номерами и нелепыми сценами с амазонками на лошадях спрятаны невероятно трогательные, забавные и какие-то очень человечные эпизоды. Например, похороны зубной щетки. Или сцена ссоры в автомойке. Или все немногочисленные случаи появления на экране Мюррея.
Наверно, фильм о Чарли Шине Своне не соберет призов и не войдет в золотой фонд мирового кинематографа. Зато Коппола сумел снять увлекательное и довольно забавное кино о пустяках — а это не каждому удается.