Поляна сузилась

Наступила ли для российских СМИ «эпоха застоя»?

Москва, 1982
Москва, 1982
Фото: Анатолия Морковкина / Фотохроника ТАСС

Последние полтора года российский медиарынок бесперебойно трясет — особенно часты новости про увольнения журналистов, нередко провоцирующие целые скандалы. Поначалу каждое новое увольнение рассматривали в политическом контексте — как очередное «звено гребаной цепи». Но затем удачно найденный термин стали использовать по делу и не по делу, и в итоге он потерял всякий смысл. Некоторые издания прекратили работать из-за коммерческой несостоятельности, из других журналисты уходили сами в поисках лучшей доли — в связи с чем многие начали говорить о наступлении «эпохи застоя» в российских СМИ. Чтобы понять, так ли это, «Лента.ру» узнала, чем сейчас занимаются журналисты, по тем или иным причинам покинувшие за последний год свою прежнюю работу, и побеседовала с некоторыми из них об их настоящем и будущем.

Максим Ковальский — бывший главный редактор «Коммерсантъ-Власть» и OpenSpace

Череда громких увольнений в СМИ началась в декабре 2011 года — со знаменитого «Яблочного пуя». Максим Ковальский, более десяти лет возглавлявший журнал «Коммерсантъ-Власть», был вынужден покинуть издательский дом после номера о выборах в Госдуму с фотографией, на которой фамилия Путина соседствовала с нецензурным выражением. Формально Ковальский ушел по соглашению сторон, фактически — уволен по решению владельца холдинга Алишера Усманова. За Ковальским ушла и часть команды «Власти», а спустя полгода он позвал бывших коллег в новый OpenSpace. Его самого, в свою очередь, пригласил в медиапроект инвестор OS Вадим Беляев, разочаровавшийся в оригинальной культурной версии портала под руководством Марии Степановой. Однако толком освоиться в непривычном для него онлайн-формате Ковальскому так и не удалось: запустившись в июле 2012-го, общественно-политический OpenSpace в итоге просуществовал всего полгода. В феврале 2013-го он был закрыт без объяснений со стороны Беляева — то ли по политическим, то ли по экономическим причинам.

Максим Ковальский в комментарии «Ленте.ру» заявил, что готов продолжить работу с уже собранной командой, но не знает, где найти финансирование: «Я не мастер поиска денег. А они что-то перестали за мной бегать». Ковальский добавил, что большая часть команды OS уже нашла работу, а сам он пока ведет переговоры с различными людьми. «Поляна настолько сузилась, что есть всего несколько мест, где можно что-то найти или для кого-то быть полезным», — пояснил журналист.

Демьян Кудрявцев — бывший генеральный директор ИД «Коммерсантъ» и «Коммерсантъ-Холдинга»

Первым шагом на пути к уходу Демьяна Кудрявцева из «Коммерсанта» стал именно скандал во «Власти». Тогда Кудрявцев сам подал заявление об отставке, и совет директоров его принял, правда, весьма своеобразно — перевел Кудрявцева с должности гендиректора издательского дома на должность главы всего холдинга. Кудрявцев возглавил холдинг в мае 2012 года, а менее чем через месяц был уволен. Формальное объяснение свелось к тому, что руководство не согласилось с предложенной Кудрявцевым концепцией развития компании.

В комментарии «Ленте.ру» Демьян Кудрявцев рассказал, что за последний год получил несколько предложений о работе, однако в основном это были «неквалифицированные предложения от неквалифицированных инвесторов». Сейчас Кудрявцев консультирует несколько медиапроектов — пару российских холдингов, не конкурирующих с «Коммерсантом», и пару иностранных; консультации эти, по его словам, постоянны, но редки. Названия компаний Демьян Кудрявцев раскрывать не стал, объяснив только, что его советы связаны «с инновационными вещами, смешением жанров и переходом из оффлайна в онлайн». При этом Кудрявцев отметил, что готов сосредоточиться на каком-то одном интересном проекте, если ему «предложат заняться им последовательно, от начала до конца, взяв [на себя] полноту свобод и тяжесть ответственности». «Я не хлопаю дверью медиаиндустрии, хотя мне многое в ней не нравится сегодня», — сказал «Ленте.ру» бывший гендиректор «Коммерсанта», добавив, что интереснее всего ему было бы заниматься «созданием новых территорий для старых, но важных брендов».

Филипп Дзядко — бывший главный редактор «Большого города»

Словосочетание «звенья гребаной цепи» появилось именно с легкой руки Филиппа Дзядко: так он охарактеризовал увольнение Кудрявцева из «Коммерсанта», совпавшее по времени с его собственным уходом с должности главного редактора газеты «Большой город». Увольнение Дзядко многие связали с активной политической позицией «БГ», однако формально оно объяснялось расхождениями во взглядах на развитие издания с инвесторами. Осенью Филипп Дзядко стал членом Координационного совета оппозиции — и был назначен директором по спецпроектам журнала The New Times. Вместе с бывшим арт-директором «Большого города» Юрием Остроменцким они придумали новый макет издания. Сейчас Филипп Дзядко работает в The New Times на полставки, а также продолжает вести вместе с братьями Тихоном и Тимофеем программу «Дзядко 3» на «Дожде». В начале мая стало известно, что журналист примет участие в работе над концепцией обновленного музея Булгакова, директором которого был недавно назначен бывший главный редактор журнала «Афиша-Мир» Петр Мансилья-Круз.

OpenSpace Марии Степановой

Когда летом 2012 года бизнесмен Вадим Беляев решил изменить концепцию портала OpenSpace и сделать его площадкой для нового проекта Максима Ковальского, либеральная общественность заговорила о скором исчезновении интеллектуально-культурных СМИ (за пару недель до OpenSpace был также закрыт журнал Citizen K Елены Нусиновой). Однако Беляев расстался с редакцией под руководством Марии Степановой относительно мирно — журналисты получили в свое распоряжение архив сайта и приличные компенсации, которые позволили им менее чем через месяц запустить новый проект под названием Colta. Colta задала новый тренд в российской журналистике — первыми инвесторами ее стали сами журналисты и наиболее верные читатели. Правда, на то, чтобы обеспечивать постоянную работу сайта, поддержки читателей все же не хватило — в ноябре 2012 года, после четырех месяцев достаточно яркого существования, Colta, не найдя постоянных инвесторов, все же закрылась.

Впрочем, в небытии сайт пребывал всего пару месяцев. К началу нового года вместо одного инвестора она обрела целый попечительский совет — в него вошли медиаменеджеры Демьян Кудрявцев и Леонид Бершидский, продюсер Александр Роднянский, издатель Ирина Прохорова и ресторатор Дмитрий Борисов. С помощью совета сайт обеспечил себе около 75 процентов годового бюджета. Сейчас Colta процветает — и называет себя «фактически единственным общественным СМИ в России». Из рекламы на сайте — только баннеры «Мемориала» и Slon.ru (медиапартнеров «Кольты»).

Вера Кричевская — бывший креативный продюсер «24 Док»

В конце января 2013 года компания «Ростелеком» решила не продлевать контракт с Верой Кричевской, креативным продюсером документального канала «24 Док». Кричевская работала над перезапуском канала в 2011 году и разрабатывала его программную сетку. Несмотря на то, что «24 Док» в основном показывает документальное кино, руководство «Ростелекома» в разговоре с Кричевской намекнуло на «идеологические претензии» к каналу. Весной 2012 года Кричевская также работала над созданием ежедневного трехчасового прайм-тайм слота на телеканале «Коммерсантъ ТВ», однако незадолго до запуска проекта новое руководство «Ъ» закрыло телеканал, который был детищем Демьяна Кудрявцева. Осенью 2012 года Кричевская вместе с бывшим креативным директором «Коммерсанта» Ольгой Ципенюк запустили для издания The New Times рекламную кампанию «Свобода слова. Дорого».

В интервью «Ленте.ру» после увольнения с «24 Док» Кричевская заявила, что ей бы хотелось заняться развитием нового формата информационного канала, однако таких возможностей в России она для себя в ближайшее время не видит. «Наверное, у меня самая неудачная профессия для этого времени, и думаю, что я буду переживать очень тяжелые времена, работы никакой не будет», — заявила в начале февраля Кричевская. Два месяца спустя журналист сказала «Ленте.ру», что новых медиапроектов у нее пока нет, однако она на несколько месяцев едет в США на стажировку от World Press Institute.

«Русская жизнь»

В октябре 2012 года публицист Дмитрий Ольшанский заново запустил журнал «Русская жизнь». Закрытое в разгар кризиса 2009 года издание возродилось в интернет-формате — и с большой частью прежней команды. Новую «Русскую жизнь» шеф-редактор издания Александр Тимофеевский охарактеризовал так: «Разные мнения, никакой партийности, искусство для искусства, чистая словесность». Помимо длинных текстов, на сайте публиковались авторские «новости» (ежедневно один из журналистов вел в «Русской жизни» своего рода дежурство) и, что выглядело несколько неожиданно, городские объявления. Просуществовав чуть более четырех месяцев, в начале марта «Русская жизнь» закрылась — инвесторы из медиагруппы «Событие» заявили, что проект развивался с «существенным отклонением от плановых экономических показателей». Создатель «Русской жизни» Дмитрий Ольшанский в ответ заявил, что, на его взгляд, делать вывод о финансовых показателях журнала было рано, но истинных причин закрытия он не знает. Все права на издание и бренд были переданы журналистам, и в комментарии «Ленте.ру» Ольшанский рассказал, что редакция «Русской жизни» ищет сейчас новых инвесторов в надежде перезапустить проект. «Два раза мы его делали, два раза он закрывался, Бог троицу любит», — заявил Ольшанский. При этом в альтернативные модели финансирования СМИ — такие, как краудфандинг — Ольшанский не верит.

Михаил Котов — бывший главный редактор «Газеты.ру»

В начале марта из «Газеты.ру» неожиданно для всех уволился главный редактор Михаил Котов, руководивший интернет-изданием с 2010 года. Некоторое время спустя Котов объяснил, что ушел из-за несогласия с планами владельцев, компании SUP Media, по оптимизации работы «Газеты.ру». «Это конфликт двух принципиально разных подходов к производству СМИ: делать дорогой качественный продукт для думающей аудитории и зарабатывать на представлении их высокой платежеспособности рекламодателю, или делать продукт подешевле и попроще, рассчитывая на рост разнородных читателей, и брать количеством», — объяснил Котов, добавив, что ему ближе первый вариант. После ухода Котова большая часть коллектива покинула «Газету.ру» и разбрелась по другим СМИ.

Сам Котов менее чем через месяц был назначен главой продюсерского центра РИА Новости. По словам журналиста, для него это назначение стало возможностью «применить знания и опыт, а с другой стороны — научиться чему-то новому, открыть неизведанное». Продюсерский центр, который займется координацией русскоязычных и иноязычных проектов РИА и станет «эксклюзивным работающим механизмом интеграции и доставки контента», Котов будет создавать практически с нуля. В задачи бывшего главного редактора также входит курирование спецпроектов, посвященных Олимпиаде-2014 в Сочи.

Журналисты ИД «Коммерсантъ»

Последние месяцы ознаменовались массовым исходом из издательского дома «Коммерсантъ». Осенью главный редактор газеты «Ъ» Михаил Михайлин уволил специального корреспондента Олега Кашина — с формулировкой «работать надо было». Многие усмотрели в этом и политическую подоплеку, поскольку к тому моменту журналист стал членом Координационного совета оппозиции, что руководство «Ъ», по слухам, сочло конфликтом интересов. Кашин, постоянно писавший и пишущий для многих изданий, перешел к Ковальскому в OpenSpace — однако тот через три месяца закрылся. Сейчас журналист продолжает сотрудничать с несколькими изданиями, в том числе со «Свободной прессой» Сергея Шаргунова, а также с сайтами Slon и Colta. Свое нынешнее положение он описал так: «Предложений нет, и взяться им, насколько понимаю, неоткуда, и пока живу с мыслью, что надо что-то глобально менять, но как именно, пока не придумал. Спешить, однако, некуда, так что по этому поводу не переживаю и обязательно что-нибудь придумаю».

Помимо Кашина из «Ъ» ушла — правда, по собственному желанию — и специальный корреспондент Арина Бородина. Свои телерейтинги и телеобзоры она теперь публикует в Forbes, а официально работает обозревателем в РИА Новости. Кроме того, Бородина продолжает работать внештатным корреспондентом на «Эхе Москвы», где уже четыре года ведет еженедельную рубрику. Еще несколько журналистов «Ъ» перешли на работу в другое государственное информагентство — ИТАР-ТАСС. В середине февраля «Коммерсантъ» покинула Елизавета Голикова, возглавлявшая сайт «Ъ-online». В ТАСС Голикову позвали опять руководить сайтом — о конкретных задачах, стоящих перед ней, редактор говорить пока не хочет, отмечая, что первые крупные результаты ее работы будут представлены только через полгода. Михаил Лукин, занимавший в «Коммерсанте» должность директора информационного центра и ушедший из ИД в начале марта, был приглашен в ТАСС создать Службу мониторинга и перезапустить справочную службу. Перешли в ТАСС и коммерсантовские фоторедакторы — фотослужбу информационного агентства возглавили Эдди Опп и его заместитель Юрий Дьяконов.

Большая часть журналистов, покинувших издательский дом, не распространялась о причинах своего ухода из «Ъ», однако все настаивали на том, что финансовый аспект при выборе новой работы, вопреки мнению руководства «Ъ», не был основополагающим. Чуть ли не единственным журналистом, который громко и публично рассказал о причинах своего ухода из «Коммерсанта», стал Илья Булавинов, проработавший в издательском доме 20 лет и возглавивший «Ъ-online» после Голиковой. Перед уходом Булавинов заявил: «Происходящие в последнее время в Ъ события убедили меня в том, что прорываться стало некуда. А держаться — не за что». Руководство «Ъ» в лице Дмитрия Сергеева на публичный выпад Булавинова отреагировало болезненно, и, кроме прочего, попрекнуло журналиста тем, что он уходит в РИА Новости: «Если человек уходит из „Коммерсанта“, декларируя, публично или не публично, что уходит по каким-то редакционным соображениям, связанным, условно, с лояльностью „Коммерсанта“ власти, то уходить при этом в государственную структуру — это странно». 15 апреля было объявлено, что Илья Булавинов возглавил сайт информационного агентства. Задача перед ним сформулирована пока достаточно абстрактно — «вывести флагманский сайт РИА Новости на новый уровень».

Дмитрий Солопов и Алексей Воробьев — бывшие главные редакторы «Коммерсантъ FM»

Многочисленные перестановки в «Коммерсанте» затронули и радиостанцию «Ъ FM», которая за прошедший год сменила несколько главных редакторов. Вскоре после ухода из компании Демьяна Кудрявцева уволился Дмитрий Солопов, возглавлявший радиостанцию с момента ее основания и оставивший ее, по собственному признанию, из-за усиливающегося давления на СМИ. «Входить в компромисс со своей профессией я не хочу, потому что, в отличие от некоторых моих коллег, мне очень сильно повезло по жизни: у меня есть собственный бизнес», — заявил тогда Солопов. После ухода с «Ъ-FM» он сосредоточился на своей рекламной компании Hidalgo, которая, кстати, сотрудничает с холдингом «Коммерсантъ». В интервью «Ленте.ру» Солопов рассказал, что вернется в медиа в ближайшее время — и скоро начнет работать на новой информационной радиостанции. Подробности проекта бывший главный редактор раскроет в ближайшие недели. В целом же обстановку в российских СМИ Дмитрий Солопов охарактеризовал так: «Было время расцвета в медиаотрасли, сейчас время осени или зимы. В связи с разными причинами, и далеко не все они связаны с политикой».

После Солопова «Коммерсантъ FM» возглавил его заместитель Алексей Воробьев. Однако уже через полгода, в марте 2013-го, Воробьев покинул радиостанцию — по слухам, из-за вмешательства Алишера Усманова в редакционную политику. Президент «Ъ» Дмитрий Сергеев, однако, заявил, что Воробьев ушел из-за личного конфликта внутри компании — на личные мотивы сослался и сам Воробьев. При этом, по словам главного редактора газеты «Коммерсантъ» Михаила Михайлина, решение об уходе главного редактора «Коммерсантъ FM» принималось «коллегиально менеджерами издательского дома». В комментарии «Ленте.ру» Алексей Воробьев заявил, что сейчас он рассматривает несколько предложений о работе, некоторые из которых, по его словам, «достаточно интересны с точки зрения финансового благополучия и личностного развития». Однако говорить более подробно об этих предложениях журналист не стал.

Маша Гессен и Русская служба «Радио Свобода»

Гессен, руководившая издательским домом «Вокруг света» с начала 2012 года, была отстранена от своей должности в сентябре — после того как отказалась отправить журналистов освещать полет Владимира Путина со стерхами. Вскоре после этого Гессен рассказала, что президент лично предложил ей вернуться в «Вокруг света», однако получил отказ. Маша объяснила это тем, что не может «работать в журнале, где главного редактора назначает Путин». На следующий день, впрочем, стало известно, что Гессен уже согласилась возглавить Русскую службу «Радио Свобода». До этого журналист консультировала руководство радиостанции, предлагая возможные варианты ее реформирования, а также подыскивала ей нового главу.

Вскоре после назначения Гессен выяснилось, что из Русской службы «РС» уволят практически весь прежний состав, а сама радиостанция прекратит вещание на средних волнах — приоритетным направлением для нее станет интернет. Прежние сотрудники обвинили в кадровых перестановках саму Гессен, которая привела на радиостанцию большую часть прежней команды из «Вокруг света». Однако Гессен свое участие в увольнениях опровергла, заявив, что это решение было принято до ее назначения — хотя и с учетом ее рекомендаций.

Зимой американский Совет управляющих по вопросам вещания (BBG), контролирующий «Радио Свобода», начал на радиостанции инспекцию, посвященную начатым реформам и увольнениям прежних сотрудников. Вскоре после ее начала у радиостанции сменился президент — Стивен Корн подал в отставку «исключительно по личным причинам», а его место занял Кевин Клоуз, ранее уже руководивший «РС». 30 апреля Маша Гессен также объявила, что уходит с радиостанции — писать книгу, которая, по ее словам, не терпит отлагательств. Книга, как сообщила газета «Совершенно секретно», посвящена панк-группе Pussy Riot.

В разговоре с «Лентой.ру» Гессен отказалась связывать свой уход с проводившейся на радиостанции проверкой, заявив, что увольнение было ее личным решением. Между тем, бывший главный редактор сайта «Радио Свобода» Людмила Телень в комментарии «Ленте.ру» заметила, что, на ее взгляд, уход Гессен напрямую связан со сложившейся на радиостанции ситуацией — с падением посещаемости сайта и цитируемости «Радио Свобода». Источники Colta.ru и «Известий» на радиостанции сообщили, что руководство «РС» уволило Машу Гессен.

Радиостанцию возглавят сотрудники Пражской службы «РС» Руслан Гелисханов и Ирина Лагунина. Что станет с командой, приведенной Гессен из «Вокруг света» и вернут ли на работу бывших сотрудников московской редакции, пока неизвестно. Уволенные журналисты Русской службы еще зимой 2012 года обратились к Кевину Клоузу с просьбой вернуть их на работу, однако пока так и не получили официального ответа. Пока часть из них продолжает прежнюю деятельность на новом сайте «Радио Свобода в изгнании», а часть ушла в другие СМИ. Людмила Телень, к примеру, с ноября 2012 года возглавляет газету «Совершенно секретно», а с недавнего времени ведет программу «Кто есть что» на интерактивном портале Online TV.

подписатьсяОбсудить
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая
Гран-при Бельгии
Онлайн-трансляция самой непредсказуемой гонки Формулы-1
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон