В общем потоке

Путин отобрал мигалки у половины чиновников

Президент России Владимир Путин, вступивший в должность 7 мая 2012 года, не стал затягивать с выполнением предвыборных заявлений. 19 мая глава государства подписал указ, согласно которому количество автомобилей со светозвуковыми сигналами для российских чиновников с 1 июля сократится почти вдвое - с 1040 до 569 единиц. Впрочем, с учетом февральских обещаний Путина урезать число чиновничьих мигалок "до нескольких десятков", радикальным президентское решение назвать сложно.

Согласно указу, опубликованному на сайте Кремля, впредь, помимо экстренных служб и силовых структур, спецсигналы будут положены только автомобилям без "специальных цветографических схем", обслуживающим лиц, "которым предоставляется государственная охрана", или лиц, "в отношении которых приняты меры государственной защиты". С полным перечнем государственных органов, которым полагаются автомобили с мигалками, можно ознакомиться по ссылке (документ в формате .pdf).

Если сравнить новый перечень со старым, получается, что в президентской администрации, к примеру, количество автомобилей с мигалками с июля сократится с 50 до 20 единиц. Правительство "пострадало" не так сильно: вместо 40 служебных машин со спецсигналами министрам оставили 28. Совет Федерации лишился трех автомобилей с мигалками, а Госдума - четырех.

Из силовых структур больше всех не повезло Следственному комитету: вместо 30 автомобилей с мигалками ведомству оставили 12. Руководство МВД ограничили 100 служебными автомобилями вместо 140, а начальников ФСБ - 197 машинами вместо 230. Согласно новому указу Владимира Путина, с июля полностью лишатся мигалок служебные автомобили МИДа, МЧС, ФМС, ЦИКа, ФСО, Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, Счетной палаты и ряда других ведомств.

Одним из наиболее важных нововведений президентского указа, пожалуй, стал запрет на использование мигалок руководителями субъектов Российской Федерации за пределами возглавляемых ими регионов. Таким образом, к примеру, не ясно, как быть новоиспеченному подмосковному губернатору Сергею Шойгу, работать которому приходится и в Москве.

Ограничения на использование мигалок, впрочем, коснутся только губернаторов. Автомобили без "специальных цветографических схем", находящиеся в распоряжении Генпрокуратуры, СК РФ, МВД, ФСБ, Минобороны и Фельдъегерской службы, по-прежнему смогут свободно использовать спецсигналы по всей территории России.

Отдельным пунктом в президентском указе прописан запрет на использование автомобилей со "специальными цветографическими схемами" и мигалками должностными лицами, обязанности которых "не предполагают осуществление неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан". Кроме того, Путин запретил "нецелевое использование" спецтранспорта.

Как говорится на сайте Кремля, новый указ президент принял "в целях повышения безопасности дорожного движения", а также пресечения неправомерного использования спецсигналов. Действительно, машины с "привилегированными" номерами и мигалками нередко становятся участниками различных ДТП, в том числе в результате выезда таких автомобилей на полосу встречного движения.

Подобные инциденты иногда приводят к летальным исходам и, соответственно, подлежат расследованию уполномоченными ведомствами. Те же, по неписанной традиции, дела с участием чиновников и иных высокопоставленных владельцев машин со спецсигналами ведут неохотно и зачастую с заранее известным исходом.

Однако для большинства граждан машины с мигалками ассоциируются не столько с ДТП, сколько с бесконечными пробками, которые приводят к транспортному параличу крупнейших городов России (и, в первую очередь, Москвы). С 2010 года на волне народного недовольства в России на регулярной основе стали проводиться акции по борьбе с чиновничьими мигалками, организованными "Обществом синих ведерок", члены которого уверены, что дорогу следует уступать только спецтранспорту МЧС, МВД и "Скорой помощи".

Как ни странно, несмотря на жесткую реакцию со стороны правоохранительных органов, акции "Синих ведерок" все же возымели определенный эффект: некоторые чиновники сами стали заявлять о готовности отказаться от мигалок. Так, в августе 2011 года исполнявший обязанности губернатора Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что не намерен использовать спецсигналы "без особой необходимости". Свердловский губернатор Александр Мишарин, в свою очередь, решил отказаться от мигалки и кортежа вскоре после ДТП, произошедшего с участием его служебного автомобиля в декабре 2011 года.

Мэр Москвы Сергей Собянин пока отказываться от мигалки не спешит. В то же время чиновник не раз заявлял о намерении бороться с "привилегированными" нарушителями ПДД на столичных дорогах. В ноябре 2011 года Собянин утверждал, что в отношении служебных автомобилей с мигалками в Москве было выписано около 250 штрафов только за выезд на выделенные полосы общественного транспорта. Мэр подчеркнул, что автомобили со спецсигналами могут нарушать правила дорожного движения исключительно по "служебной необходимости".

Однако что именно входит в понятие "служебной необходимости", до конца не понятно. Путь из дома на работу - служебная необходимость, поездки по городу по рабочим вопросам - вроде бы тоже. Относят ли чиновники к "служебной необходимости" дорогу домой с места работы - вопрос открытый.

Так, кинорежиссер Никита Михалков, получивший с легкой руки автолюбителей прозвище "Мигалков", заявлял, что без спецсигнала (полагавшегося ему как главе Общественного совета при Минобороны) он бы просто не успевал по своим делам. В мае 2011 года, впрочем, Михалков от должности при ведомстве, как и от мигалки, отказался.

Ограничить использование спецсигналов "служебной необходимостью" предлагалось и ранее. Однако в апреле 2011 года депутаты Государственной Думы большинством голосов подобную инициативу отвергли. Таким образом, указ избранного на третий срок Путина о сокращении количества мигалок и регламентировании их использования стал по сути первым шагом государства навстречу уставшим от чиновничьих кортежей гражданам.

Следить за соблюдением президентского указа поручили МВД. Как передает "Интерфакс", в ближайшие месяц-два в Москве пройдет операция по выявлению автомобилей, незаконно оснащенных мигалками. "Подобные операции были проведены в прошедшем году и доказали свою эффективность: выявлено более сотни нарушений в этой области, изъяты сотни поддельных документов, якобы дающих определенные привилегии их владельцам", - рассказали агентству в Главном управлении собственной безопасности МВД.

Сегодня неправомерное использование спецсигнала карается административным штрафом в размере 20 тысяч рублей. Депутаты Госдумы от ЛДПР выступали за введение за подобные нарушения уголовной ответственности в виде штрафа до 200 тысяч рублей или ареста на срок до шести месяцев с лишением водительских прав на срок до трех лет. Однако, как передает РИА Новости, профильный комитет нижней палаты российского парламента в понедельник, 21 мая, инициативу либерал-демократов предложил отклонить.