Больше года прошло с тех пор, как заключенный Алексей Шестаков сбежал из колонии в Вологодской области на вертолете. Шестаков давно пойман, его срок увеличен до 25 лет, его сообщники также отправились за решетку. Но печальная участь знаменитого беглеца не стала уроком для других заключенных, да и сотрудники ФСИН, кажется, не начали внимательнее относиться к своей работе. Побеги из российских колоний и изоляторов осуществляются один за другим. Иногда заключенные проявляют недюжинную изобретательность, а иногда сотрудники ФСИН демонстрируют недюжинную халатность.
Он улетел
Побег Алексея Шестакова, осужденного за тройное убийство с целью ограбления, безусловно, стал самым громким за последние годы. Получив через телефон доступ к интернету, Шестаков уговорил своих знакомых Татьяну Важалину и Александра Русакова помочь ему в осуществлении голливудского плана.
В марте 2012 года Важалина и Русаков якобы для прогулки наняли в частной фирме вертолет. В полете они пригрозили пилоту и заставили его зависнуть над территорией колонии в городе Шексна. Шестаков поднялся на борт по веревочной лестнице. На вертолете сообщники добрались до трассы, а затем поймали машины и разъехались в разные стороны.
Уже через несколько часов и Шестаков, и его сообщники были задержаны. Вскоре срок Шестакова был увеличен судом сначала до 24, а потом до 25 лет (максимально возможный срок, за исключением пожизненного). Русаков и Важалина теперь тоже узнают, что такое жизнь за решеткой: они получили соответственно 12 и 11 лет лишения свободы.
Наглость — второе счастье
Конечно же, из колонии-поселения (она, по сути, представляет собой деревню, из которой человек не имеет права уехать) сбежать гораздо проще, чем из других мест лишения свободы. Этим и воспользовались Денис Азыркин и Алексей Алиев, отбывавшие сроки за кражу и грабеж на поселении в поселке Шерегеш Кемеровской области.
В мае 2012 года они находились в помещении для длительных свиданий с родными. В какой-то момент заключенные решили «продолжить банкет» на свободе: они вызвали по телефону такси, дождались машины, беспрепятственно вышли за территорию и уехали в Новокузнецк.
Вскоре беглецы были задержаны. Свою вину они не признали. По словам заключенных, они просто отлучились, чтобы помирить Азыркина с женой. Потом они якобы хотели вернуться обратно, однако у них не осталось денег.
За эту «прогулку» Азыркину прибавили два года, а Алиеву — два года восемь месяцев лишения свободы. Кроме того, их перевели из поселения в колонию строгого режима.
На свободу автостопом
Четверо заключенных колонии-поселения номер пять Канавинского района Нижнего Новгорода во время побега в июле 2012 года также воспользовались машиной. Однако у них все получилось не так цивилизованно, как у кузбассовцев.
Заключенные взломали замки штрафного изолятора, выбрались за территорию и поймали попутную машину. Первый водитель согласился подвезти беглецов добровольно (правда, в машину сели только трое заключенных: четвертый засомневался в правильности их действий). Ночью пассажиры по каким-то причинам расстались с водителем, а другие участники дорожного движения на голосующих зеков не реагировали. Наконец беглецы просто-напросто перегородили дорогу и вынудили очередную машину остановиться. Не скрывая, что сбежали из колонии, опасные «автостопщики» потребовали, чтобы водитель подвез их в Арзамас. Мужчина выполнил просьбу, а сразу после расставания обратился в полицию.
Уже на следующий день тот заключенный, который не поехал в Арзамас, добровольно сдался сотрудникам ФСИН. Еще через день двое беглецов были задержаны в Арзамасе, а четвертый — в Нижнем Новгороде. В январе 2013 года дело о побеге было направлено в суд, об итогах рассмотрения пока не сообщалось.
Кстати, по информации СМИ, в сентябре 2011 года из той же Канавинской колонии сбежал другой заключенный, Сергей Крюков. Он воспользовался весьма слабым уровнем контроля: как стало известно журналистам, в этом учреждении заключенных спокойно выпускают за территорию купить сигареты. Задержать беглеца удалось в январе 2012 года. В целом этот побег ФСИН особенно не афишировала.
Навострил лыжи
Конструкция изолятора ОМВД Лениногорского района Татарстана оказалась не прочнее, чем конструкция штрафного изолятора в канавинской колонии. В октябре 2012 года 34-летний обвиняемый в убийстве Рустем Фархутдинов, имеющий разряд по лыжному спорту, допрыгнул до решетчатого потолка прогулочного дворика и выбил его ногами. Затем он выпрыгнул наружу и скрылся.
Как и вышеперечисленным «коллегам», погулять на воле Фархутдинову довелось недолго. Уже через два дня он был задержан в Набережных Челнах. О его дальнейшей судьбе не сообщалось, сколько лет он получил за убийство и побег, остается неизвестным.
Под землей
Кто-то покидает места лишения свободы по воздуху, кто-то по земле, кто-то по потолку, а кто-то и «классическим» способом — путем подкопа. Именно такой вариант в октябре 2012 года избрали осужденные за убийства Самир Назаров и Алексей Малыхин, находившиеся в штрафном изоляторе одной из колоний Волгограда.
Они переоделись в гражданскую одежду, которую где-то раздобыли, и через заранее подготовленный подкоп проникли в канализацию. Пройдя 15 метров по шахте, беглецы выбрались наружу. Правда, люк выходил на территорию, огороженную забором. Но через него Назаров и Малыхин перелезли, воспользовавшись растущим рядом деревом. Предполагается, что за забором беглецов ждал сообщник на машине.
Задержали заключенных через два дня в поселке Коростино Волгоградской области. Вскоре суд увеличил их и без того немалые сроки. Был увеличен также срок заключенного Михаила Маркелова, который участвовал в рытье подкопа, но сбежать вместе с сообщниками не сумел. Его признали виновным в пособничестве в побеге.
Встань и иди
В январе 2013 года мировой суд Невского района Петербурга признал приезжего из Ульяновской области Марата Нурдинова виновным в краже. Мужчина был приговорен к двум годам и восьми месяцам лишения свободы.
Нурдинову выдали на руки копии приговора, после чего попросили подождать конвоя в коридоре. Осужденный некоторое время послушно ожидал. Однако затем не выдержал искушения, встал и беспрепятственно покинул здание через запасной выход.
В пресс-службе ФСИН в случившемся обвинили судью: он не подал заявку на обеспечение безопасности судебного заседания.
О задержании Нурдинова СМИ не сообщали. То ли эта новость показалась журналистам слишком незначительной, то ли беглец до сих пор разгуливает на свободе.
Все на одно лицо
В апреле 2013 года нечто похожее, однако в гораздо большем масштабе, произошло в Москве. В данном случае побег из зала суда оказался не спонтанным, а заранее спланированным.
В СИЗО номер три в одной камере содержалось большое количество граждан Узбекистана, в том числе Бунед Тожибаев и Фаррух Тошматов. Тожибаева должны были вот-вот выпустить на свободу: он совершил мелкую кражу и ожидал решения суда. Было очевидно, что его наказание не будет связано с лишением свободы. Тошматову же грозил достаточно серьезный срок за наркоторговлю.
Как стало известно журналистам, Тошматов в камере отметил свое 27-летие и угостил земляков вкусной едой с воли. Сокамерники так расчувствовались, что решили сделать имениннику царский подарок. Они предложили ему выдать себя за Тожибаева, когда того повезут в суд.
План сработал: ни конвоиры, ни судья, ни прокурор, ни кто-либо еще не заметил подмены. Лже-Тожибаева приговорили к наказанию, не связанному с лишением свободы, и отпустили. Подмена вскрылась лишь во время вечерней проверки в СИЗО.
Самое интересное, что доказать причастность Тожибаева к организации побега правоохранительным органам не удалось. Узбек заявил, что просто спал и не знал о планах земляка. В результате его пришлось освободить по тому же решению суда, по которому был освобожден Тошматов. Которого, кстати, до сих пор не поймали.
Золотой ключик
Заключенные изолятора временного содержания города Урень Нижегородской области в мае 2013 года никуда бежать не планировали. Но сотрудник изолятора, можно сказать, не оставил им выбора.
Все началось с того, что заключенные попросили открыть в камере форточку. Дежурный в одиночку вошел в камеру, вопреки всем возможным инструкциям оставил ключи в двери, повернулся к заключенным спиной и начал возиться с окном. Рецидивисты Александр Смирнов и Евгений Голубев моментально отреагировали на сложившуюся ситуацию, оглушив его ударом по голове. Затем они забрали связку ключей от всех дверей изолятора и отправились на волю. Третий сокамерник искушение преодолел и бежать отказался.
Задержали Смирнова и Голубева через 20 часов неподалеку от станции Шалега. Они куда-то шли по железнодорожным путям.
Киллер с ложкой
В мае на свободу потянуло и киллера Олега Топалова, работавшего на покойного криминального авторитета Аслана Усояна (Деда Хасана). Подсудимый расковырял стену СИЗО «Матросская тишина» с помощью ложки, пробрался в вентиляцию, вылез на крышу, по простыням спустился вниз и скрылся.
Знающие люди отмечают, что ни Топалова, ни его ложку не стоит заносить в книгу рекордов. Просто этот корпус СИЗО является настолько ветхим, что подобные побеги для него не редкость.
Через сутки после побега Топалов был задержан в одном из московских парков. Выяснилось, что при прыжке с крыши он повредил ногу и теперь сильно хромает.
Кругом тайга и бурые медведи...
Наконец, последний на данный момент нашумевший побег был осуществлен в колонии поселка Марково Иркутской области. Отбывающие срок за убийства Владимир Авдеев, Юрий Прохоров, Александр Рыбаков и осужденный за разбой и грабеж Константин Павловец прорыли 20-метровый подкоп в промзоне. Ночью они выбрались за территорию и бежали. Лидером группы считают Авдеева, который в 2005 году уже прятался в тайге в течение трех месяцев. Поэтому предполагается, что сейчас беглецы скрываются таким же способом.
Интересно, что за Авдеева, Прохорова и Рыбакова активно «болеют» их земляки и приверженцы националистических взглядов по всей стране. Мужчины были осуждены за то, что в 2005 году напали на барак строителей-узбеков. Двое мигрантов были убиты, двое получили телесные повреждения. Нападавшие объяснили, что хотели отомстить за смерть двух местных подростков, предположительно убитых гастарбайтерами. «Народные мстители» получили от 16 до 25 лет колонии. Очевидно, что если сроки будут увеличены с учетом побега, то мужчины имеют шанс выйти на свободу лишь в преклонном возрасте. Поэтому их сторонники выражают надежду на то, что их все-таки не найдут.
Впрочем, с учетом всех вышеописанных случаев можно сказать, что эта надежда вряд ли оправдается. Похоже, в России легко убежать из мест лишения свободы, но очень трудно не оказаться там вновь.