Торгуй, убивай

Худой мир и добрая война в Civilization V: Brave New World

Скриншот игры Civilization V: Brave New World
Скриншот игры Civilization V: Brave New World

Вышедшая два с половиной года назад Civilization V поначалу казалась совершенно выдающейся игрой. Разработчики полностью перелопатили игровую механику, и многолетним поклонникам легендарной серии осваивать новую часть было лишь немногим проще, чем новичкам. Но даже самые консервативные адепты «Цивилизации» приняли нововведения благосклонно: во-первых, потому что многие изменения объективно назревали в течение 20 лет; во-вторых — за красоту. Если вы начинали играть в «Цивилизацию» в 1990-е, то пятая часть серии серьезно поражала воображение.

Вопросы и претензии появились чуть позже. К примеру, по сравнению с предыдущей частью Civilization V оказалась существенно урезанной: в игре не нашлось места ни религиям, ни корпорациям, ни сколько-нибудь серьезной дипломатии, ни шпионажу; торговля свелась к точечному обмену ресурсами с избранными соперниками; и даже возможности по созданию массовых армий в условиях новой механики (не больше одного юнита на клетку + количественное ограничение стратегических ресурсов) очень ощутимо сузились. Кроме того, некоторое недоумение вызывал искусственный интеллект и связанное с ним поведение цивилизаций соперников.

Но главные претензии касались заключительной части игры. Во-первых, для того чтобы до нее добраться даже с самыми щадящими настройками сложности и размера карты, нужно было просидеть перед компьютером не меньше четырех часов, а возможность начать игру в более позднюю историческую эпоху предусмотрена не была. Во-вторых, добравшись до современности, игрок обнаруживал, что эта самая современность представляет собой многочасовое и подчас лишенное большого смысла кликанье в ожидании наступления одного из условий победы. Все связанные с этими условиями стратегические решения принимались в начале, и никаких сюрпризов финальная часть преподнести не могла (если только сам игрок не планировал развязать ядерную войну, а чего не сделаешь от скуки?). Наконец, по мере увеличения числа юнитов на карте игра начинала безбожно тормозить, что только усложняло задачу по доведению и без того просаженного финала до победного конца.

Исправить все эти недочеты в Firaxis Games надеялись с помощью дополнений. В соответствии со сценарием, обкатанным еще на Civilization IV, дополнений предполагалось два: Gods & Kings (февраль 2012 года) обогатило период от позднего Средневековья до Нового времени, а разнообразить жизнь в индустриальную и постиндустриальную эпохи было призвано Brave New World. Как ни странно, несмотря на то что перед последним DLC задача стояла значительно более трудная, Brave New World ее выполняет и даже перевыполняет.

В Gods & Kings изменения были почти исключительно косметическими: девять новых цивилизаций, пяток юнитов плюс появление в зачаточном состоянии религий и шпионажа. В Brave New World стандартным нововведениям тоже нашлось место (еще девять новых цивилизаций, в числе которых по-настоящему любопытные: например, Венеция, которой не позволено строить и захватывать новые города; Ассирия с весьма впечатляющей, пусть лишь с виду, осадной башней; Польша с крылатыми гусарами и бесплатными общественными институтами на каждую смену исторических эпох). Но есть изменения и концептуальные, которые если не радикально, то уж во всяком случае очень значительно меняют игровой процесс.

Торговля

Первым из таких изменений, с которым сталкивается игрок, становится полноценная торговля. В пятую «Цивилизацию» триумфально возвращаются караваны, строить которые можно практически с самого начала игры. Караваны отвечают за сухопутные торговые пути, соединяющие ваши города с городами соперников и нейтральными городами-государствами. В начале игры именно торговля будет основным источником дохода: оба участника торгового пути получают ощутимое количество золота и очков науки. Кроме того, торговля позволяет наращивать культурное и религиозное влияние на соседей. Торговые юниты двигаются автоматически и создают иллюзию жизни даже во время «пустого» хода.

Кроме того, караваны могут связывать города внутри государства — в этом случае основным товаром становятся очки продовольствия и продуктивности. Число доступных торговых путей ограничено, но использовать один из них, чтобы ускорить развитие только что основанного отдаленного города, часто оказывается оправданным. После открытия мореплавания прокладывать торговые пути можно и по воде — чем протяженнее путь, тем больше экономическая прибыль, но тем выше риск потерять юнит. Следовательно — тем больше сил придется потратить на охрану торгового пути от варваров и агрессивно настроенных соперников.

Вообще, на первых порах торговля работает как эффективный ограничитель немотивированной агрессии: при нападении на соседа вы теряете золото от торговых путей, и в начале игры мало кто из соперников решается подвергать свою экономику такому риску. Однако впоследствии торговые пути противника становятся идеальной мишенью для нападения.

Культура и туризм

Еще одна совершенно новая концепция — туризм. Он является отражением культурного влияния цивилизации на соперников — и напрямую не зависит от очков культуры. Культура, как и раньше, производится городами и позволяет принимать новые общественные институты, но их число отныне не является условием культурной победы. Вместо этого игрокам предлагается строить здания и чудеса света, в которых могут храниться великие произведения искусства. Эти произведения создают «великие люди»: музыканты, художники и писатели. К каждому привязано великое произведение, созданное им в действительности. То есть Чарльз Диккенс вполне может родиться в государстве шошонов, но все равно напишет «Рождественскую песнь в прозе».

Накопленные шедевры генерируют очки туризма, но для культурной победы этого недостаточно. Игра стимулирует культурные связи, давая бонусы за обмен произведениями искусства с другими государствами. Культурная победа достается игроку, установившему влияние на все представленные на карте цивилизации.

Что касается общественных институтов, то и здесь произошли заметные изменения. Главным из них стало появление идеологий: на позднем этапе развития игроки могут выбирать между «Автократией», «Свободой» и «Порядком». В прошлых версиях Civ V существовали общественные институты с такими названиями, однако идеологии по принципу работы более близки к религиям из Gods & Kings: для каждой можно выбрать те или иные бонусы, наиболее подходящие для приближения условий задуманной вами победы.

Религия и дипломатия

Формально религия работает так же, как в предыдущем дополнении: по достижении определенного количества очков веры игрок сперва может выбрать языческий пантеон, а затем основать религию из списка (в который, кстати, добавилось православие). Однако роль в игре религия играет несоизмеримо большую. Фактически на ранних этапах игры религия является основным фактором, определяющим развитие международных отношений: какие-то цивилизации будут рады принять вашу религию, для других активная деятельность ваших миссионеров вполне может послужить поводом объявить вам войну.

Вскоре религия уступает место дипломатии, но и тогда продолжает играть заметную роль. После открытия одним из игроков всех цивилизаций созывается Всемирный конгресс. На первых порах доступные игрокам резолюции сильно ограничены: установить мировую религию или запретить цитрусовые. Однако постепенно на повестку дня можно ставить более серьезные международные вопросы. При наличии должной поддержки со стороны других игроков и союзных городов-государств можно, к примеру, предотвратить большую войну или, напротив, санкционировать коллективное нападение на изолированную цивилизацию.

Еще один момент: шпионов, появившихся еще в Gods & Kings, теперь можно отправлять в города соперников в статусе дипломатов. В этом случае они не смогут саботировать производство и научный прогресс соперника, но смогут повлиять на его поведение во Всемирном конгрессе.

Бить или не бить?

На первый взгляд, нововведения в Civilization V: Brave New World подталкивают игроков к более миролюбивому существованию. Даже самые воинственные цивилизации — монголы, ацтеки, немцы, оказавшись на одном континенте в новых условиях, оказываются способны довольно долго развиваться, не донимая вас бесконечными сообщениями об объявлении войны и подписании мира. Однако в действительности война как продолжение политики никуда не девается — просто реальная выгода от торговли и дипломатии позволяет избежать бесцельных войн, в которые цивилизации под контролем искусственного интеллекта ввязывались по случайному принципу.

Ситуаций, когда худой мир хуже доброй войны, в обновленной пятой «Цивилизации» не так много, но их появление в гораздо большей степени оправдано логикой игрового (и, если хотите, исторического) процесса. Что особенно приятно, по мере приближения к развязке такие моменты возникают все чаще: к примеру, в Brave New World вполне возможен сценарий, когда игроку, нацелившемуся на достижение культурной победы, ничего не остается, кроме как сравнять с землей десяток городов соперника (тут очень кстати придутся гигантские человекоподобные роботы). В результате играть в новую Civ V становится гораздо увлекательнее на всем протяжении партии.

Вот только проблему нагрузки на систему создателям DLC решить не удалось. Даже наоборот: из-за появления торговых юнитов число операций, которые компьютеру необходимо просчитать за ход, значительно возросло. В итоге на средних и крупных картах развитие игры может существенно затормозиться уже в эпоху Возрождения.

подписатьсяОбсудить
00:06 14 августа 2016

Нечто

Что скрывается на секретной подледной базе США
Скованные беспроводной цепью
Рассказы домашних арестантов о жизни с электронным браслетом
На грани нервного взрыва
Зачем предприниматель Петросян захватил офис банка в центре Москвы
Все очень плохо
Почему новая холодная война опаснее старой
A Turkish army tank and an armored vehicle are stationed near the border with Syria, in Karkamis, Turkey, Tuesday, Aug. 23, 2016. Turkish media reports say Turkish artillery on Tuesday launched new strikes at Islamic State targets across the border in Syria, after two mortar rounds, believed to have been fired by the militants, hit the town of Karkamis, in Turkey's Gaziantep province. Hurriyet newspaper and other reports said the mortar rounds were fired from IS-held Jarablus, Syria.(IHA via AP)Новый поворот старой войны
Зачем Турция вошла на территорию Сирии
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон