Россия

Чего хотят москвичи Институт «Стрелка» собрал предложения горожан по изменению столицы

В начале июля институт «Стрелка» вместе с Московским урбанистическим форумом запустил проект «Чего хочет Москва». В рамках этого проекта горожане на специальном сайте делятся идеями по преобразованию столицы, с тем чтобы позднее профессиональные дизайнеры и архитекторы взяли эти предложения за основу и визуализировали их. Результаты проекта «Чего хочет Москва» будут представлены в декабре 2013 года на Московском урбанистическом форуме, и эксперты выберут те из них, у которых есть шансы на реализацию. «Лента.ру» отобрала самые удачные и необычные идеи москвичей, задумавшихся над тем, как сделать российскую столицу уютным и удобным городом.

На данный момент в банке идей на сайте moscowidea.ru накоплено более 1200 предложений. Чаще всего жители столицы предлагают создать новые парки и улучшить существующие, расставить по городу больше урн и ввести сортировку мусора, проложить велодорожки и наладить навигацию в столице.

Жители города хотят убрать «навязчивую» торговлю цветами на Киевском вокзале и старые рынки в московских районах, а вместо супермаркетов предлагают открывать небольшие продуктовые рынки около метро, чтобы можно было покупать «свежие, хорошие продукты и мелкие товары по ценам ниже, чем в магазинах, и рядом со своим домом». Кроме того, горожане изъявляют желание получить зоны доступной торговли, где могли бы торговать «бабушки с пионами, соленьями и укропом», ярмарки выходного дня и даже «фалафельные, магазины капкейков на вынос и лавки фермерской еды» в Текстильщиках.

Представление москвичей о комфортном городе явно включает в себя и его чистоту. По мнению жителей столицы, необходимо создать завод по разделению и переработке бытовых отходов, а мусоросжигательные заводы следует вынести за пределы города. Кроме того, вполне понятно их желание убрать из московских дворов брошенные машины, установить урны в метро, поставить контейнеры для раздельного сбора мусора, а также изредка устраивать субботники по очистке территории.

Жители столицы также предлагают свои варианты организации дворовых пространств, формулируя идеи идеального удобного и уютного двора. Все они объединены соображениями безопасности, комфорта и эстетичности (с перевесом в пользу безопасности): москвичи предлагают устраивать небольшие ярмарки по обмену ненужными вещами, заменить парковки детскими площадками с аллеями, скамейками и деревьями, закрыть въезды во дворы для автовладельцев, избегающих платной парковки, наладить ночное освещение и оснастить дворы датчиками движения. Властям города москвичи предлагают активнее пропагандировать и поощрять озеленение дворов.

Москвичи демонстрируют явное желание держать себя в форме и хотят, чтобы площадок с тренажерами в городе было побольше — и в столичных дворах, и в парках. А чтобы эти площадки реже стояли без дела, горожане предлагают властям чаще проводить уличные мероприятия, организовывая танцы и физкультурные зарядки, особенно по выходным. Наконец, песочницы на детских площадках, по мнению родителей, следует оборудовать крышками, которые закрывали бы песок от окурков, кусков стекол и экскрементов животных.

Напоминают о своем существовании и любители домашних животных. Они мечтают о специальных площадках для выгула собак, оснащенных мусорными контейнерами для собачьих отходов, автоматами с пакетиками для экскрементов животных, поилками и спецснарядами для дрессировки. Такие меры, считают собаководы, позволят им без проблем выгуливать лохматых любимцев, не раздражая при этом остальных жителей. Некоторые энтузиасты предлагают также установить питьевые фонтанчики для собак в столичных парках и скверах.

Много нареканий вызывает недостаточная развитость информационной среды в столице. Указатели в Московском метрополитене, по мнению его пассажиров, должны быть доработаны, чтобы было проще ориентироваться под землей, а в общественных местах следует установить стойки с информацией о городе на разных языках. На перекрестках горожане хотят видеть указатели с названиями улиц, как это сделано в Нью-Йорке, а на всех остановках – карты маршрутов общественного транспорта, освобожденные от рекламы. Есть и более нетривиальные идеи — к примеру, оборудовать остановки общественного транспорта проигрывателями, из которых звучала бы негромкая классическая музыка, а бегущая строка при этом давала бы информацию о композиторе и произведении. Это, говорят столичные жители, скрасит время ожидания и сделает город похожим на музыкальную шкатулку.

Транспортная ситуация в городе традиционно волнует горожан: москвичи предлагают свои способы решения таких проблем, как повсеместные бутылочные горлышки, неудобные или просто отсутствующие развязки, соседство с проектируемыми магистралями, отсутствие выделенных полос для движения общественного транспорта и безразмерные пробки. Горожане предлагают ликвидировать светофоры в ненужных местах, построить пешеходные переходы, остановить вырубку деревьев и проект реконструкции Ленинского проспекта и позаботиться о добротной шумоизоляции для тех, кто живет вблизи московских магистралей.

Что касается самого общественного транспорта, то пассажирам «наземки» не хватает разработанного специально под нее сервиса по типу «Яндекс.Пробки». GPS-датчики на муниципальном транспорте позволили бы горожанам наблюдать за его передвижением и корректировать собственный маршрут. Кроме того, жители столицы призывают местные власти добавить в городе светофоров, которые управлялись бы вручную, а также почаще общаться с гражданами через плакаты — скажем, объяснять, почему в данном конкретном месте именно сейчас нужно было перекопать дорогу.

Неравнодушные к судоходству москвичи предлагают оптимизировать работу городского транспорта еще и за счет водного и использовать Москву-реку не только для увеселительных прогулок. По их мнению, стоит запустить рейсовые пассажирские суда с интервалом 10-15 минут, привести в порядок набережные, а в отдельных районах наладить паромные переправы. Все это, считают они, позволит горожанам быстрее перемещаться по городу, получить альтернативный способ добираться на работу и домой, ну и, конечно, иначе взглянуть на Москву.

Множество предложений по изменению городской среды поступает от велосипедистов. В частности, они хотят, чтобы был снят запрет на провоз велосипедов в метро в часы, когда трафик в подземке не слишком сильный, а также предлагают делать велопарковки в предварительно отремонтированных для этого подвальных помещениях и даже приспосабливать для хранения велосипедов крыши жилых домов. Ну и конечно же, одно из их главных желание – создание в городе (особенно в спальных его районах, а также вдоль железных дорог) десятков километров новых велодорожек, которые зимой можно было бы использовать как лыжню.

Жителям столицы не хватает бесплатных общественных туалетов. Горожане хотят видеть туалетные кабины у каждого выхода из метро и во всех московских парках — вместо того чтобы всякий раз искать ближайший «Макдональдс» или терпеть до дома. Не говоря уже о том, что и сам город станет от этого чище и цивилизованнее.

Парковые зоны, ставшие одной из визитных карточек Москвы, также можно улучшить, организовав их по образу и подобию Парка Горького. Стоит, по мнению жителей города, и увеличивать число уже существующих, разбивая новые парки на месте бывших производств, на привокзальных площадях и вокруг метро, и в особенности, в спальных районах города, часто безликих и блеклых. Да и в целом высаживать побольше деревьев, говорят горожане, было бы неплохо. Столичные водоемы пора оснастить комфортными зонами отдыха, общественными туалетами и прокатом лодок и катамаранов. А в дополнение к ним не помешали бы несколько бассейнов, и желательно без всяких справок, которые обычно требуют для их посещения.

Надо отметить, что москвичи предлагают множество далеко не тривиальных идей. Некоторые энтузиасты считают, что уличные рекламные экраны стоит подключить к игровым приставкам, а рядом с ними установить диваны, чтобы прохожие могли поиграть за умеренную плату в различные компьютерные игры, такие как Тетрис и Pacman. Другие предлагают проложить подземную велодорожку под всем Бульварным кольцом, чтобы люди могли в свое удовольствие кататься на велосипедах и никому при этом не мешать, а третьи предлагают расставить на Новом Арбате пальмы в кадках, а рядом установить шезлонги, чтобы горожане смогли расслабиться и ощутить себя на отдыхе в теплых краях.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.