Ассирийцы, армяне, азербайджанцы и другие жители столицы Краткая история московских диаспор

По данным последней переписи населения, около 15 процентов населения Москвы принадлежат к национальным меньшинствам — это примерно как в Париже, меньше, чем в Берлине и Лондоне, и больше, чем в Риме. История Москвы как многонационального города насчитывает не одно столетие.

Топонимические древности

В московской топонимике сохранилось много следов ее космополитического прошлого. Например, в Замоскворечье есть Татарские улицы и переулки — тут в Средние века была слобода, где селились выходцы из Орды и поволжских ханств. Здесь же — Московская историческая мечеть 1823 года постройки. По соседству — Казачьи переулки на месте Казачьей слободы, а также Толмачевские переулки на месте слободы толмачей — переводчиков, обслуживавших преимущественно татар. И, конечно, Большая и Малая Ордынки, названные то ли по тем же поселениям выходцев из Орды, то ли по дороге, ведущей в Орду.

Между Пресней и Тверской с XVII века существовала слобода грузин и армян, а в 1729 году эти земли были пожалованы Вахтангу VI, грузинскому царю, свергнутому с престола турками и бежавшему в Россию. Теперь тут улицы Большая и Малая Грузинские, Грузинский переулок и Грузинский вал — часть Камер-Коллежского вала (границы Москвы XVIII-XIX веков). В тех же краях — Армянское кладбище и церковь Сурб Арутюн (Святого Воскресения) Армянской апостольской церкви.

Улица Маросейка, идущая от Китай-города к Покровке, названа по Малороссийскому подворью и украинскому кабаку при нем, популярному у москвичей в XVII веке (аналогично, Шведский тупик близ Тверского бульвара — по Шведскому подворью). В примыкающем к Маросейке Армянском переулке издавна жили армяне. Самым заметным семейством были Лазаревы-Егиазаряны — именно они в середине XVIII века начали активно застраивать переулок, а в 1815 году открыли тут училище, эволюционировавшее ныне в Лазаревский институт восточных языков. А в доме Лазаревых в Армянском переулке ныне размещается армянское посольство.

Фрагмент гравюры Адриана Шхонебека «Усадьба Ф.А. Головина в Немецкой слободе» (1705)

Фрагмент гравюры Адриана Шхонебека «Усадьба Ф.А. Головина в Немецкой слободе» (1705)

Деление Москвы на слободы утратило значение после налоговой реформы Петра I, и привычка национальных диаспор жить кучно пропала: в Москве с тех пор не было этнических кварталов. Остались только эти названия.

Профессиональная специфика

В ХХ веке, в связи Первой мировой войной, революцией, Гражданской войной и коллективизацией, в Москву хлынуло множество народу, в том числе и представителей национальных меньшинств. Именно тогда сформировались многие московские национально-профессиональные стереотипы, сохранявшие актуальность до самых недавних пор.

Например, огромное количество дворников в Москве на протяжении всего ХХ века были татарами. Они бежали из родного Поволжья от голода — и, будучи в основном необразованными и плохо говоря по-русски, устраивались на самую низкоквалифицированную работу, дающую не только прописку, но и жилплощадь в обслуживаемом дворе. Старые москвичи до сих пор помнят дворников — Ринатов и Бакиров с забавным акцентом. Причем это были не гастарбайтеры — существовали целые татарские дворницкие династии, из поколения в поколение работавшие в одном дворе. Уже в новейшие времена новая система ЖКХ и наплыв гастарбайтеров из Средней Азии уничтожили этот феномен. Кроме того, в советские времена татарами были чуть ли не все поголовно носильщики на московских вокзалах.

Дворник на Варварке, 1990 год

Дворник на Варварке, 1990 год

Места сбора

В отсутствие этнических кварталов у московских диаспор возникли альтернативные места концентрации. Во-первых, есть храмы: мечети на Большой Татарской и в Выползовом переулке (сто лет назад их прихожанами были преимущественно татары, ныне — в большей степени выходцы с Кавказа и из Средней Азии), армянская церковь Сурб Арутюн (на улице Трифоновской уже много лет строят новый армянский храмовый комплекс с собором Сурб-Хач, то есть Святого Креста), ассирийская Мат-Марьям (Девы Марии) на Дубровке и так далее.

Прихожане около мечети в Москве, 1969 год

Прихожане около мечети в Москве, 1969 год

Примерно в то же время и по тому же принципу в Москве стали возникать национальные рестораны: «Узбекистан» на Неглинной, по соседству — популярный у богемы (потому что круглосуточный) армянский «Арарат». Ныне главный армянский ресторан Москвы — «Старый фаэтон» на Большой Никитской, совершенно не заслуживающий дурной славы, которая пришла к нему после того, как тут застрелили криминального авторитета Деда Хасана. Этот прискорбный случай свидетельствует лишь о том, что Дед Хасан (выходец из Тбилиси и курд-езид по происхождению) знал толк в простой и вкусной кавказской еде.

Особая история — легендарный грузинский ресторан «Арагви», открывшийся еще в 1938 году — наверное, не надо объяснять, почему грузины получили свое «гастрономическое посольство» в Москве раньше других. Ныне ресторан под таким названием работает на улице Улофа Пальме на западе города, а в историческом здании на Тверской идет реконструкция — обещают открыть уже в декабре 2013 года во всем былом великолепии. Ресторанов «Баку» в современной Москве несколько, из них правильный (тот, который предпочитают сами азербайджанцы) — в здании одноименного кинотеатра на «Соколе».

Кроме всего этого, с 1960 года очагом мультикультурализма (в том числе гастрономического) в Москве является Университет дружбы народов. Его создавали, чтобы учить элиты стран третьего мира и, возвращая их на родину, обращать их страны в «народные демократии», то есть присоединять к соцлагерю. Этот мегапроект развивался с переменным успехом: несколько поколений элит воспитать все-таки удалось, но немалая доля выпускников ни на какую родину не вернулась — они женились на русских девушках и остались в Москве. Ныне грандиозный кампус РУДН на улице Миклухо-Маклая на юго-западе города славен преимущественно экзотическими ресторанами: ливанским «Бейрутом», эфиопским «Авеню», индийским «Деви».

Студенты инженерного факультета Университета дружбы народов имени Патриса Лумубы, 1978 год

Студенты инженерного факультета Университета дружбы народов имени Патриса Лумубы, 1978 год

Пожалуй, самой узнаваемой чертой этих рынков и главным ориентиром, по которому их находили, был запах. Вонь многих тысяч немытых тел, жареной селедки, какой-то гари и прочей гадости заглушала даже московский смог.

Подобные рынки, будучи основным каналом поставки дешевой одежды из стран третьего мира, за двадцать лет немало способствовали деградации отечественной легкой промышленности. Лишь в конце 2000-х московские власти (не без тумаков от властей федеральных) взялись с ними систематически бороться. Теперь их стало гораздо меньше, хотя ценители по-прежнему могут их отыскать.

Политика против этнологии

Помимо торговцев, национальную ситуацию в новейшей истории Москвы стали определять еще две огромные категории мигрантов: беженцы и гастарбайтеры. Первые спасались от войн и погромов, которыми сопровождался распад СССР. Сколько из 200 тысяч человек, бежавших от гражданской войны в Таджикистане, оказались в Москве, никому так толком и не удалось подсчитать. Нет точных данных и о том, сколько армян и азербайджанцев спаслись здесь от призыва в армию во время Карабахской войны. Из Абхазии во время войны с Грузией бежали больше 250 тысяч человек — и, опять же, нет достоверных сведений, сколько из них отправились в Москву. Но это всё тысячи и тысячи человек.

Когда конфликты поутихли, поток мигрантов не иссяк: Москва осталась фактической столицей бывшего Союза и самым богатым городом, куда стремились за лучшей долей люди и с Кавказа, и из Средней Азии, и из нищей Молдавии, и из относительно благополучных Украины и Белоруссии. Эксперты до хрипоты спорят, сколько нынче в Москве гастарбайтеров. Обычно фигурируют оценки в миллионах человек — то ли один, то ли два, то ли пять (большинство, понятное дело, официально не зарегистрированы).

Гастарбайтеры заменили современной Москве и татар — дворников и носильщиков, и лимитчиков — строителей и грузчиков. Еще лет десять назад за прилавками в «Макдоналдсах» стояли, как в Европе и Америке, студенты — теперь и там сплошные гастарбайтеры. Когда москвичу надо, скажем, построить дачу, он едет на рынок «Каширский двор» или на пересечение МКАД и Ярославского шоссе — там дешевые и безотказные работяги, плохо говорящие по-русски, стоят вдоль дорог целыми бригадами.

По оценке Института этнологии и антропологии РАН, к началу 2000-х годов в Москве оформились даже прообразы этнических кварталов. Так, в Дорогомилове (там — знаменитый продуктовый рынок, цветочный рынок с азербайджанскими розами и Киевский вокзал) и в Измайлове (легендарный китайско-вьетнамский вещевой рынок) больше чем по 35 процентов населения составляли приезжие.

Гастарбайтеры, миграция и ксенофобия стали серьезными политическими проблемами и почвой для нескольких политических карьер уже в 2000-е годы. Ксенофобских приемчиков перестала гнушаться даже верховная власть: стоило президенту России Владимиру Путину поссориться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, как в Москве развернулась форменная антигрузинская истерия с запретами вина и боржоми, закрытиями ресторанов и казино (тогда еще легальных) и массовыми депортациями. «Замирение» Северного Кавказа после двух чеченских войн привело, среди прочего, к тому, что соответствующие диаспоры в Москве стали то ли гораздо более многочисленными, то ли просто более уверенными в себе и потому более заметными: лезгинка на Манежной, «стреляющие свадьбы» — явления, может, и не новые, но лишь недавно ставшие настоящей головной болью и для власти, и для общества.

В связи с этой политизацией у власти возникла идиосинкразия на исследования жизни мигрантов, поэтому ныне короткий ответ на вопрос, какова ситуация с национальными диаспорами в Москве, звучит так: а черт его знает.

Временный лагерь для мигрантов в Гольяново, 2013 год

Временный лагерь для мигрантов в Гольяново, 2013 год

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше