Зеленый коридор

Сотрудники ФСБ захватили судно Greenpeace

«Арктик Санрайз»
«Арктик Санрайз»
Фото: Денис Синяков / Greenpeace

В исключительной экономической зоне, за пределами территориальных вод РФ, российские пограничники захватили судно «Арктик Санрайз» с активистами Greenpeace на борту. Сотрудники ФСБ спустились на борт с вертолета после того, как активисты попытались захватить нефтяную платформу «Приразломная» в Печорском море. В ФСБ заявили, что акцию Greenpeace расценили как попытку террористического акта. Активисты протестовали против добычи нефти, поскольку это может нанести вред окружающей среде.

Судно «Арктик Санрайз» построено в 1975 году и раньше использовалось для забоя тюленей, однако в 1996 году его приобрел Greenpeace. На нем активисты охотились на китобоев. Однажды «Арктик Санрайз» даже столкнулся с японским судном.

14 сентября 2013 года «Арктик Санрайз» под флагом Нидерландов вышел из порта Киркенес в Норвегии и взял курс на северное побережье России, заявили в Федеральной службе безопасности. Как уверяют в российской пограничной службе, судно не имело права идти Северным морским путем (Greenpeace трижды безуспешно пытался получить разрешение; впрочем, согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, «иностранные суда могут самостоятельно (без разрешения) следовать Северным морским путем при условии соблюдения правил безопасности мореплавания, сохранения от загрязнения морской среды»). Кроме того, по заявлению российских властей, «Арктик Санрайз» включил режим радиомолчания и отключил все системы мониторинга.

16 сентября судно подошло на расстояние 60 миль от пролива Карские ворота. Тогда пограничники вышли на связь с капитаном иностранного судна и предупредили его «о недопустимости» движения Северным морским путем. 17 сентября «Арктик Санрайз» изменил курс и направился в сторону российской платформы «Приразломная». Сотрудники ФСБ РФ сообщили капитану, что его судно направляется в «закрытый для плавания морской режимный район, установленный радиусом 3 мили вокруг от „Приразломной“», и ему следует изменить курс.

Около четырех утра 18 сентября (события происходили в московском часовом поясе) с судна «Арктик Санрайз» спустили пять надувных моторных лодок (по данным ФСБ РФ, четыре), которые двинулись в сторону платформы. «Движение было замечено, и почти одновременно с нами к платформе подошли лодки береговой охраны, со страшного вида людьми в балаклавах. Более всех там страшным казался крепкий офицер, командующий подчиненными, уверен что солдатами-срочниками», — рассказал на своей странице в Facebook фотограф Денис Синяков, который вместе с активистами находился в одной из лодок (здесь и далее орфография и пунктуация оригинала — прим. «Ленты.ру»). По его словам, активисты несколько раз забрасывали на платформу веревки, чтобы подняться на нее и закрепить палатку. Экологам противостояли сотрудники платформы, поливавшие их из брандспойтов, и пограничники, которые раз за разом обрезали веревки.

Двоим альпинистам — Сини Саарела из Финляндии и Марко Поло из Швейцарии — в какой-то момент удалось закрепиться на платформе («Сини, к тому моменту уже оказывалась в воде, упав, после того пограничники обрезали ее веревку», — пишет Синяков). Однако победа осталась за пограничниками. «Пограничники сделали несколько дырок в лодках Greenpeace ножами, и начав интенсивную стрельбу, вынудили лодки отступить, а альпинистов спуститься с двадцатиметровой высоты. Стащив их с веревки в свои боты, отвезли их на катер береговой охраны, стреляя в сторону преследующей их лодки экологов», — рассказал Синяков.

Версия ФСБ РФ практически совпадает со словами фотографа-очевидца. Однако действия активистов оцениваются, разумеется, по-иному. В официальном заявлении спецслужбы сказано, что пограничники расценили действия экологов как «угрозу безопасности объекта нефтегазового комплекса Российской Федерации» (две лодки транспортировали некую бочку, отметили представители ФСБ). Именно поэтому, как утверждают в службе безопасности, пограничникам пришлось вести предупредительный огонь из автоматов Калашникова. Кроме того, они четырежды стреляли из артиллерийской установки корабля «Ладога». «На предупредительную стрельбу, сигналы об остановке судно не отреагировало», — отмечается в заявлении ФСБ.

В итоге двое альпинистов из Greenpeace оказались на корабле пограничной службы. В организации их задержание называют незаконным, подчеркивая, что активистам не предъявлено никаких обвинений. По словам Синякова, альпинистов пугали тем, что на них заведут дело по статье «терроризм».

Вечером 19 сентября сотрудники ФСБ РФ с вертолета Ми-24 спустились на судно Greenpeace. В спецслужбе подчеркнули, что оружие во время рейда не применялось. Один из активистов, находившихся на борту, рассказал BBC News, что на судно высадились около 15 человек в масках-балаклавах. По сообщению Greenpeace, последний звонок с «Арктик Санрайз» поступил в 21:30. На тот момент команда была заперта в кают-компании. В организации заявили, что при захвате некоторых членов команды собрали на вертолетной площадке и заставили встать на колени, наставив на них автоматы.

Как говорится в заявлении ФСБ РФ, российские власти решили отконвоировать «Арктик Санрайз» в порт Мурманска. Переход займет около трех дней.

В Greenpeace действия российских пограничников назвали незаконными. Как подчеркнули в организации, «Арктик Санрайз» ни разу не вошел в трехмильную зону вокруг платформы «Приразломная». В подтверждение этому Greenpeace опубликовал изображение, на котором показаны координаты судна на разные даты. В ФСБ также заявили, что судно осуществляло маневрирование, «не нарушая границ закрытого для плавания района». В Greenpeace утверждают, что у пограничников не было оснований для подъема на борт, поскольку таковыми служат лишь браконьерство и подозрение на то, что судно может значительно загрязнить окружающую среду. В ФСБ РФ сослались на действующее законодательство России, не упомянув, какие именно нарушения были допущены. МИД РФ передал Нидерландам ноту по поводу «провокационных действий» активистов Greenpeace. В министерстве иностранных дел Нидерландов подчеркнули, что внимательно следят за развитием событий.

Активисты Greenpeace ранее уже захватывали «Приразломную». В сентябре 2012 года акция оказалась куда успешнее. Им удалось закрепить палатку на веревках и продержаться на платформе около 15 часов. Тогда в ФСБ заявляли, что «действия активистов явились очередным этапом действий международных экологических организаций по нанесению репутационного ущерба Российской Федерации в Арктике». Ни о какой опасности для нефтегазового комплекса РФ речи не шло.

Строительство деталей «Приразломной» началось еще в 1995 году. В море платформу стали возводить в 2010-м. К добыче нефти «Газпром» планировал приступить в 2012-м, однако сроки перенесли на год — на осень 2013-го. Строительство платформы «Приразломная» — первая попытка России наладить добычу нефти на шельфе, отмечает BBC News. Гендиректор ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявлял, что российская промышленность не готова выпускать качественные детали для подобных проектов: «80 процентов оборудования — это брак, возвращаемый обратно», — подчеркивал он.

В проект вложено около четырех миллиардов долларов. По мнению Greenpeace, добыча нефти там будет нерентабельна. «Последствия разлива нефти на „Приразломной“ будут огромны. А самое главное, мы в упор не видим экономической целесообразности использования этой платформы. Затраты на ее работу колоссальные, риски тоже, а доля нефти в общем объеме ее добычи в России минимальна — 2 процента», — заявил куратор арктического направления «Гринпис Россия» Роман Долгов.

Обсудить
«Родишь — будешь халат мне от крови отстирывать»
Молодые матери о хамстве и унижениях в родильных домах
Рамзан Кадыров Рамзан сбережет
Почему финансирование Чечни продолжит расти
«Солнце светит потому, что там горит нефть»
Российские профессора иностранных вузов о студентах, абитуриентах и своей работе
Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Вячеслав Володин и Юрий ЧайкаКто последний?
Будет ли Россия исполнять решения западных судебных инстанций
От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
Пекин«Все меньше остается от старого Пекина»
Как меняется жизнь китайской столицы при Си Цзиньпине
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
«Будь у легпрома финансы, мы бы могли процентов 40 рынка держать»
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин о перспективах легкой промышленности
Груз в триллион
Примет ли Дума неоднозначный проект поправок в закон о долевом строительстве
В ожидании худшего
Как потребители и сети живут в условиях постоянного роста цен
Меху не до смеха
Почему в России падает производство пушнины
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее