На прошлой неделе непризнанная Нагорно-Карабахская республика в очередной раз напомнила о своем давнем проекте — запуске собственного аэропорта для организации пассажирских рейсов. Как сообщили в управлении гражданской авиации НКР, республика уже обзавелась самолетами. Через две недели они будут готовы к эксплуатации.
Речь, правда, идет лишь о технической готовности. Однако для запуска «непризнанного» аэропорта, против которого выступают власти Азербайджана (считающие неподконтрольный им Нагорный Карабах своей территорией) должно быть принято еще и политическое решение. В правительстве НКР, по данным армянской прессы, вопрос до сих пор обсуждается.
Аэропорт, построенный в советские времена, расположен в населенном пункте Иванян (азербайджанское название — Ходжалы), в окрестностях столицы Нагорного Карабаха Степанакерта (азербайджанское название — Ханкенди). До начала 1990-х годов он использовался для регулярных пассажирских рейсов между Степанакертом и Ереваном. Когда в регионе вспыхнул вооруженный конфликт, последовавший за провозглашением независимости Карабаха от Азербайджана, функционирование аэропорта как объекта гражданской авиации фактически прекратилось.
Позднее его использовали для нужд военно-воздушных сил и вертолетного сообщения с Ереваном. Полеты пассажирских самолетов так и не были возобновлены.
От планов перезапустить аэропорт в Карабахе власти НКР тем не менее не отказывались. С конца 2000-х проводились работы по его реконструкции, были построены новый терминал и взлетно-посадочная полоса. Осенью 2012 года он был официально сдан в эксплуатацию. Начальник управления гражданской авиации НКР Дмитрий Атбашьян отмечал тогда, что объект соответствует международным стандартам и может приступить к приему и отправке рейсов. Первоначально планировалось возобновление полетов по маршруту Степанакерт — Ереван, в дальнейшем — организация рейсов и по другим направлениям (в том числе в Россию).
Разговоры о скором возобновлении пассажирских рейсов из Степанакерта, следует отметить, ведутся уже около двух лет. Запуск аэропорта был вроде бы намечен на 9 мая 2011 года, однако затем его отложили. Потом предполагалось, что аэропорт начнет работу летом или осенью 2012 года. Однако этого вновь не произошло. Поговаривали о том, что полеты возобновятся в начале 2013 года (как заявлял тогда премьер-министр непризнанной республики Ара Арутюнян, сначала в течение нескольких месяцев планируются «технические полеты», а уже затем — пассажирские перевозки). Но прошло уже более полугода, а вопрос о запуске аэропорта, как выяснилось, до сих пор «обсуждается».
Определенную роль в том, что проект до сих пор не реализован, сыграла позиция Азербайджана. Два года назад, когда в Карабахе объявили о скором возобновлении пассажирских авиарейсов, Баку ответил на это открытыми угрозами. «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт), — объявил директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана (АГАГА) Ариф Мамедов. — Согласно закону "Об авиации" даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов».
Позднее правительство Азербайджана приняло постановление, допускающее уничтожение самолетов, нарушивших азербайджанское воздушное пространство (таковым в Баку считают и воздушное пространство НКР). Уничтожение, как сообщали азербайджанские СМИ, станет возможным «при отсутствии точной информации о нахождении на борту невинных пассажиров».
В руководстве Нагорного Карабаха на это заявляли, что не боятся угроз и что вооруженные силы НКР готовы на них ответить. Президент Армении Серж Саргсян, в свою очередь, сообщил, что в первом же самолете, который отправится в Степанакерт, он лично полетит в качестве пассажира.
На угрозу сбивать самолеты, прозвучавшую со стороны Азербайджана, отреагировали также представители России и США. Посол США в Армении Мари Йованович назвала подобные заявления «недопустимыми». Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа высказал мнение, что речь идет о «неверной формулировке или неудачной шутке». «Я не думаю, что какое-либо государство сегодня позволит себе действительно уничтожить гражданский самолет», — подчеркнул он. В Баку на этом фоне предпочли сменить тон: в начале 2013 года азербайджанский МИД заявил, что сбивать гражданские самолеты его страна, «конечно же, не собирается».
В целом угрозы Азербайджана, как полагали в Армении, были предназначены для «внутреннего употребления» (в Баку, безусловно, отдавали себе отчет в том, что попытка реализовать эти угрозы обернется крупным международным скандалом). В большей степени на то, что перезапуск аэропорта в Карабахе был отложен на неопределенный срок, повлияли скорее иные причины.
Возобновление авиасообщения из Степанакерта, пусть даже пока только до Еревана, как отмечает армянская служба «Радио Свобода», рискует нарушить сложившийся за последние 20 лет статус-кво в отношениях между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Этот статус подразумевает, что стороны не делают резких шагов и избегают возобновления военных действий. В том же ключе действуют и посредники из Минской группы ОБСЕ, созданной для урегулирования карабахского конфликта (сопредседателями группы являются Россия, Франция и США). Поскольку процесс урегулирования фактически зашел в тупик, главным достижением посредников можно считать то, что за прошедшие годы в регионе не вспыхнула новая война.
Открытие аэропорта на неподконтрольной Азербайджану территории, как поясняет азербайджанский политолог Ариф Юнусов, в Баку считают слишком большой уступкой. «Дело не в том, что Азербайджан против контактов Еревана со Степанакертом, — поясняет он. — Если Азербайджан позволит, чтобы аэропорт принимал самолеты из Еревана, то уже завтра встанет вопрос [о приеме] самолетов из других стран. Если Азербайджан это позволит, то де-факто признает Карабах, в этом проблема». В этой ситуации, как полагает «Радио Свобода», Баку может «предпринять жесткие меры, что чревато эскалацией военного противоборства».
Пока что в эскалации не заинтересованы и сами азербайджанские власти. Они постоянно заявляют о готовности вернуть себе «оккупированный армянами» Карабах, в том числе и военным путем, но воплощать угрозы в жизнь не спешат. В то же время и другие участники конфликта предпочитают не испытывать эту позицию на прочность (Армения, в частности, воздерживается от официального признания Нагорного Карабаха, хотя оказывает ему всяческую поддержку).
Ситуация с аэропортом, как писала «Кавказская политика», превратилась в «войну нервов». Своими заявлениями, отмечает издание, «стороны завели себя в своеобразный тупик, из которого, в случае уступок, будет очень трудно выйти без потери лица».
Дополнительным фактором стали приближающиеся в Азербайджане президентские выборы (голосование назначено на 9 октября). Если в преддверии этих выборов аэропорт заработает, это может стать чувствительным ударом по действующему президенту Ильхаму Алиеву, баллотирующемуся на очередной срок: получится, что, несмотря на все угрозы и обещания Баку по поводу «восстановления территориальной целостности», Карабах продемонстрировал свою самостоятельность. Возможно, понимая это, в Степанакерте оттягивают запуск аэропорта, не желая в ближайшее время провоцировать Баку на резкий ответ. Или же, напротив, анонсируя готовность самолетов, надеются, что на шаги, которые могут привести к возобновлению военных действий, власти Азербайджана в период выборов не решатся.
Что касается карабахской стороны, то какое-то решение о судьбе аэропорта ей в ближайшее время принимать все же придется. После того как самолеты будут готовы к полетам, дальнейшие задержки объяснить будет уже трудно.